Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Лихачевой С.А.,
судей - Качура И.О., Неволиной Е.В.,
при секретаре - Вавулиной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Южно-Сахалинска, открытому акционерному обществу "Сахалинская коммунальная компания", Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска о возложении обязанности обеспечивать в межотопительный сезон бесперебойную круглосуточную подачу теплоносителя на нужды горячего водоснабжения в жилые многоквартирные дома муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск",-
по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора П.Т.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 06 июля 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор города Южно-Сахалинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Южно-Сахалинска и открытому акционерному обществу "Сахалинская коммунальная компания" (далее - ОАО "СКК"), в котором просил возложить на ответчиков обязанность обеспечивать в межотопительный сезон бесперебойную круглосуточную подачу теплоносителя на нужды горячего водоснабжения во все жилые многоквартирные дома муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", соответствующую гигиеническим нормативам, с перерывом не более 14 суток в год в период ежегодных профилактических работ.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведения прокуратурой проверки в рамках осуществления надзора в сфере жилищно-коммунального законодательства было установлено, что согласно постановлению администрации города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ N "Об окончании отопительного сезона 2013/14 годов в городском округе "Город Южно-Сахалинск" горячее водоснабжение в летний период осуществляется только для объектов 9, 11, 12, 12А, 13, 13А и 14 микрорайонов, подключенных от центральных тепловых пунктов; а также для объектов планировочных районов Ново-Александровск и Хомутово, села Санаторное, районов города "Грушевый сад" и "Земляничные холмы". Вместе с тем, граждане, проживающие в иных районах муниципального образования, обеспечиваются горячим водоснабжением только в отопительный период непосредственно из системы теплоснабжения города. Данное обстоятельство, по мнению прокурора, влечет за собой нарушение требований Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Жилищного кодекса Российской Федерации, "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06 мая 2011 года, СанПин 2.1.4.2496-09, чем ущемляются права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия проживания. При этом в соответствии с положениями действующего законодательства организация и (или) обеспечение централизованного горячего водоснабжения отнесена к полномочиям администрации города Южно-Сахалинска, а ОАО "Сахалинская коммунальная компания", в соответствии с уставом организации, является исполнителем коммунальных услуг - теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования, просил возложить на ответчиков указанную в первоначальном иске обязанность по обеспечению подачи теплоносителя на нужды горячего водоснабжения во все жилые многоквартирные дома МО ГО "Город Южно-Сахалинск", за исключением отдельно перечисленных им многоквартирных домов, в которых не имеется такой технической возможности ввиду отсутствия в домах подвальных помещений.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор П.Т.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Приводит основания, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно указывая о том, что ответчики вправе проводить реконструкцию инфраструктуры в целях исполнения возложенной на них законом обязанности по бесперебойному обеспечению жителей муниципального образования горячим водоснабжением. Указывает, что выводы суда об отсутствии перерывов в горячем водоснабжении домов, в которых в межотопительный сезон предоставление данной услуги не прекращается, основываются только на пояснениях ответчика, не соответствующих действительности. Обращает внимание на то, что выводы суда об отсутствии оснований для возложения на ответчиков указанной в иске обязанности в отношении тех домов, в которых проектом не была предусмотрена централизованная подача горячей воды, сделаны без ссылки на нормы действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу представители администрации города Южно-Сахалинска и Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска просят решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор К.И.Л. апелляционное представление поддержала, представители администрации города Южно-Сахалинска К.Т.М.., Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска Т.Т.Ю. и ОАО "СКК" Т.К.Ф. возражали против его удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления,судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со статьей 548 ГК РФ эти правила применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила).
Указанные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются, в частности:
состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (подпункт "б");
предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг (подпункт "г");
техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг (подпункт "е").
Согласно подпункту "б" пункта 4 этих Правил под горячим водоснабжением понимается снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Отопление представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (подп. "е" п. 4 Правил).
Если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия (пункт 5 Правил).
Из материалов дела следует, что в городском округе "Город Южно-Сахалинск" с окончанием отопительного сезона отключаются централизованные системы горячего водоснабжения потребителей, за исключением: объектов 9, 11, 12, 12А, 13, 13А и 14 микрорайонов; объектов планировочных районов Ново-Александровск и Хомутово, села Санаторное, районов города "Грушевый сад" и "Земляничные холмы", жилых домов N по "адрес".
В судебном заседании установлено, что ОАО "СКК" является одной из организаций, предоставляющих на территории муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" услугу по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителям многоквартирных домов.
Судом установлено также, что на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" имеются многоквартирные дома, в которых подача горячего водоснабжения в межотопительный сезон не прекращается; дома, в которых по проекту горячее водоснабжение в межотопительный сезон предусмотрено, но не осуществляется ввиду демонтажа управляющими компаниями тепловых узлов; дома, в которых горячее водоснабжение не предусмотрено проектом.
Как следует из пояснений опрошенных в ходе рассмотрения дела специалистов: С.О.В. - заместителя начальника производственного технического отдела ОАО "Сахалинская коммунальная компания"; и С.А.И. - специалиста Сахалинского Управления Ростехнадзора, для восстановления подачи горячего водоснабжения в многоквартирные дома, в которых горячее водоснабжение было предусмотрено проектом, необходимо восстановить тепловые узлы, которые относятся к общедомовому имуществу, а в домах, в которых система горячего водоснабжения не предусмотрена, провести реконструкцию, включающую в себя устройство трубопровода в квартирах для подачи горячей воды из системы водоснабжения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований относительно этой части многоквартирных домов, суд пришел к выводу о том, что техническое состояние их внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования не позволяет принимать теплоноситель для нужд горячего водоснабжения в межотопительный период.
Этот вывод в решении подробно мотивирован, основан на надлежащей оценке представленных сторонами доказательств и правильном применении положений действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем судебная коллегия с ним соглашается.
Довод апелляционного представления о том, что ответчики вправе проводить реконструкцию инфраструктуры в целях исполнения возложенной на них законом обязанности по бесперебойному обеспечению жителей города горячим водоснабжением отмену принятого по делу судебного акта не влекут.
Согласно пункту 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Из указанной нормы следует, что ни ресурсоснабжающая организация, ни орган местного самоуправления не наделены правом проводить реконструкцию внутридомовых инженерных систем в отсутствие волеизъявления собственников помещений указанных домов, а работы по обеспечению реконструкции централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в сложившейся ситуации не приведут к восстановлению прав неопределенного круга потребителей, в интересах которых прокурором заявлены исковые требования.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора в части обеспечения бесперебойной круглосуточной подачи теплоносителя в межотопительный сезон на нужды горячего водоснабжения, соответствующую гигиеническим нормативам, с перерывом не более 14 суток в год в период ежегодных профилактических работ в жилые дома, в которых в межотопительный период предоставление данной услуги не прекращается, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие превышение ресурсоснабжающей организацией продолжительности указанных перерывов.
С этим выводом судебная коллегия также соглашается.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно статье 45 указанного Кодекса прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1). Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (часть 2).
Статьей 56 этого же Кодекса предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что в нарушение указанной правовой нормы прокурором не представлено доказательств, подтверждающих нарушения со стороны ОАО "СКК" в виде превышения установленных законом перерывов в предоставлении коммунальной услуги.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционного представления о том, что суд положил в основу своих выводов пояснения представителей ответчиков, не соответствующих действительности, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку они не подтверждены относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 06 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление участвующего в деле прокурора П.Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Лихачева
Судьи И.О. Качура
Е.В. Неволина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.