Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Качура И.О.,
судей Лихачевой С.А., Неволиной Е.В.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. А.М. о признании постановления администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" от 08 июня 2015 года N "Об отмене постановления мэра "данные изъяты" городского округа от 09 июня 2010 года N "О предоставлении земельного участка в аренду В. А.М. для сельскохозяйственного использования" недействительным, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка
по апелляционной жалобе В. А.М. на решение Анивского районного суда Сахалинской области от 10 сентября 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения представителя заявителя Т. Е.А., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия
установила:
15 июля 2015 года В. А.М. обратился в суд с заявлением о признании постановления администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" от 08 июня 2015 года N "Об отмене постановления мэра "данные изъяты" городского округа от 09 июня 2010 года N "О предоставлении земельного участка в аренду В. А.М. для сельскохозяйственного использования" недействительным, возложении обязанности заключить с ним договор аренды земельного участка, расположенного в селе "данные изъяты" по улице "данные изъяты" возле дома N (квартира N) в границах, указанных в плане земельного участка, согласно схеме его расположения и кадастровой выписке земельном участке N от 12.07.2010, общей площадью 500 квадратных метров, сроком на пять лет. В обоснование заявления указал, что постановлением мэра муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" от 09 июня 2010 года N ему предоставлен земельный участок, расположенный по указанному адресу, в аренду сроком на пять лет, при этом на него возлагалась обязанность по изготовлению межевого плана земельного участка и постановки объекта на кадастровый учет в "данные изъяты" филиале федерального государственного учреждения (далее - ФГУ) "Земельная кадастровая палата" по Сахалинской области. 05 октября 2010 года произведено межевание земельного участка и получен межевой план с определением расположения его границ. Вместе с тем, на основании решения "данные изъяты" филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 27 октября 2010 года N осуществление кадастрового учета участка приостановлено по причине выявления пересечение с участком, расположенным по адресу: Сахалинская область, "данные изъяты" район, автомобильные дороги, автодорога "данные изъяты" (кадастровый N) по границам между точками "данные изъяты". Для устранения причин, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, он обратился в ЗАО " "данные изъяты" проектно-изыскательное предприятие по земельным ресурсам и землеустройству". Согласно разъяснений Общества от 24 декабря 2010 года, межевание предоставленного ему земельного участка выполнено верно и с соблюдением всех необходимых требований, а указанное пересечение его с другим участком возникло вследствие некорректного межевания автодороги по заказу администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ". После выполнения работ по уточнению границ автодороги в кадастровый учет внесены изменения, однако администрацией не проведены регистрационные действия в отношении уточненного участка, что по истечении 12 месяцев привело к аннулированию кадастрового учета последнего. На обращение 20 января 2011 года в администрацию муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" по вопросу постановки на кадастровый учет спорного земельного участка ответа не получил. По указанным основаниям считает, что орган местного самоуправления должен заключить с ним договор аренды земельного участка, в связи с чем, постановление администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" от 08 июня 2015 года N принято в нарушении требований действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель заявителя Т. Е.А. требования поддержал, представитель администрации МО " "данные изъяты" городской округ" Л. Н.Н. в удовлетворении заявления просила отказать.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились.
Судом вынесено приведенное выше решение, которое заявитель В. А.М. в апелляционной жалобе просит отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на обстоятельства, послужившие основанием для обращения с заявлением в суд. Указывает на бессрочный характер постановления администрации МО " "данные изъяты" городской округ" N от 09 июня 2010 года и выражает несогласие с выводом суда о непредоставлении им в орган местного самоуправления межевого плана.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу частей 1 и 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 года N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (редакция до 01 марта 2015 года, действующая на момент возникновения спорных правоотношений).
Так, в соответствии с положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Учитывая, что в силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, нарушение процедуры предоставления земельных участков недопустимо.
Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании статьи 7 данного Федерального закона по результатам кадастрового учета в Единый государственный реестр земель включаются основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение; площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков; дополнительные сведения.
Из приведенных законоположений следует, что в результате государственного кадастрового учета (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации) каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. В связи с чем, земельный участок возможно рассматривать как объект договора аренды лишь после того, как в отношении него осуществлен государственный учет.
Как установлено судом и следует из материалов дела на основании постановления мэра "данные изъяты" городского округа от 09 июня 2010 года N В. А.М. предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в селе "данные изъяты" по улице "данные изъяты", возле дома N (квартиры N) для сельскохозяйственного использования (ведения огородничества), без права капитального строительства на земельном участке, в границах, указанных на плане земельного участка, общей площадью 500 квадратных метров, сроком на пять лет.
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" в двухнедельный срок после постановки на кадастровый учет земельного участка и предоставления выписки из кадастровой палаты должен был заключить договор аренды с В. А.М.
Пунктом 3 данного постановления предусмотрена, в том числе, обязанность В. А.М. изготовить межевой план и поставить земельный участок на кадастровый учет в "данные изъяты" филиале федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Сахалинской области.
Постановлением мэра "данные изъяты" городского округа от 08 июня 2015 года N в связи с неисполнением и истечением срока действия постановление мэра "данные изъяты" городского округа от 09 июня 2010 года N "О предоставлении земельного участка в аренду В. А.М. для сельскохозяйственного использования" отменено.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь положениями Федерального закона N 131-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления и отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, поскольку заявитель необходимых действенных мер по постановке земельного участка на кадастровый учет в течение пяти лет не предпринимал, межевой план спорного объекта в орган местного самоуправления не предоставлял.
При таких обстоятельствах причина издания оспариваемого постановления обусловлена нарушением процедуры предоставления земельных участков в аренду и необходимостью контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля.
Судебная коллегия находит верной позицию суда и о том, что отменяя постановление администрации от 09 июня 2010 года N, орган местного самоуправления действовал в рамках предусмотренных законом полномочий, а поскольку право аренды на спорный земельный участок у В. А.М. не реализовано на законных основаниях, нарушений прав и свобод заявителя не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении в администрацию муниципального образования межевого плана, а также о бессрочности постановления мэра "данные изъяты" городского округа от 09 июня 2010 года N были исследованы судом первой инстанции, им дана правильная оценка, которая отражена в решении суда.
Вопреки принципу диспозитивности, В. А.М. не представлено доказательств, свидетельствующих об исполнении им положений пункта 3 постановления органа местного самоуправления от 09 июня 2010 года N
Указаний на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Анивского районного суда Сахалинской области от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу В. А.М., - без удовлетворения.
Председательствующий Качура И.О.
Судьи Лихачева С.А.
Неволина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.