Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Неволиной Е.В.,
судей Лихачевой С.А. и Качура И.О.,
при секретаре Капруновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т.Г.Д. о признании незаконным решения о снятии с учета гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, возложении обязанности восстановить на учете с даты первоначальной постановки
по апелляционной жалобе Т.Г.Д. на решение Томаринского районного суда от 02 сентября 2015 года, которым ее исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., выслушав Т.Г.Д., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Т.Г.Д. обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" о признании незаконным решения о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, возложении обязанности восстановить на учете с даты первоначальной постановки.
В обоснование исковых требований Т.Г.Д. указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состояла в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В период включения в список и в последующие годы жилого помещения за пределами "адрес" не имела. Решением от ДД.ММ.ГГГГ N она исключена из вышеуказанного списка по основанию предоставления документов не соответствующих действительности, а именно в связи с наличием у нее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в собственности "адрес" по адресу: "адрес". Указывая, что эта квартира является неблагоустроенной, ее жилищные условия не улучшились, считала, что исключение ее из списка на получение социальной выплаты для приобретения жилья, является незаконным и несправедливым. В связи с изложенным просила суд восстановить ее в очереди для получения социальных выплат для приобретения жилья по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Томаринским районным судом к участию в деле привлечен комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования " "адрес" городской округ".
В судебном заседании Т.Г.Д. исковые требования уточнила, пояснив, что не имеет требований к администрации муниципального образования " "адрес" городской округ", а просит признать незаконными действия комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования " "адрес" городской округ", которым издано распоряжение об исключении ее из списков на получение социальных выплат.
Представитель комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования " "адрес" городской округ" исковые требования не признал.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Т.Г.Д. просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Отмечает, что жилые помещения за пределами района Крайнего Севера, которые она и ее супруг получили по наследству, являлись ветхими, не улучшали их жилищных условий, они не переставали являться нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования " "адрес" городской округ" явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил; о времени и месте рассмотрения дела извещены посредством направления уведомления факсимильной связью, которое получено ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Т.Г.Д., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").
Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, изначально установилусловия возникновения этого права, связанные либо с отсутствием у граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно пункту 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен пунктом 21 Положения. К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений (п. "в"); приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам (п. "д").
Согласно пункту 22 Положения в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
По смыслу приведенных законоположений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Т.Г.Д. на основании постановления мэра "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, была принята на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 августа 1996 года N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" ( "данные изъяты").
Из записей в журнале регистрации заявлений участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы " "данные изъяты"" на ДД.ММ.ГГГГ годы, программы " "данные изъяты"" на ДД.ММ.ГГГГ годы усматривается, что Т.Г.Д. подавала заявления о нуждаемости в получении субсидии: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты").
При подаче ДД.ММ.ГГГГ заявления на имя главы администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" о выделении жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории "адрес" на состав семьи 2 человека: ее и супруга Т.Ю.И., Т.Г.Д. указала о совершении ею сделки по отчуждению принадлежащей ей квартиры по адресу: "адрес" (договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ) ( "данные изъяты").
После проверки ее учетного дела, представленного для получения государственного жилищного сертификата по федеральной программе переселения, комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования " "адрес" городской округ" издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении Т.Г.Д. из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в связи с тем, что при проверке представленных сведений, выявлен факт наличия в ее собственности и собственности ее супруга жилых помещений за пределами района Крайнего Севера - в поселке Нижний "адрес".
Не согласившись с решением комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования " "адрес" городской округ" об исключении ее из названных списков, Т.Г.Д. обратилась с иском в суд.
Разрешая исковые требования о восстановлении Т.Г.Д. на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидий, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материально права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данных требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что решение комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования " "адрес" городской округу" об исключении Т.Г.Д. из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является законным и обоснованным, поскольку обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, является отсутствие жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а ввиду возникновения у истицы и ее супруга права собственности на жилые помещения в ДД.ММ.ГГГГ за пределами районов Крайнего Севера и сохранении этого права до ДД.ММ.ГГГГ, исключение истицы из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилья, является правомерным.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Как правильно указал суд первой инстанции, принимая решение о снятии истицы с учета, комитет по управлению муниципальной собственностью обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что она с ДД.ММ.ГГГГ имела в собственности квартиру общей площадью "данные изъяты" кв. м по адресу "адрес", государственная регистрация права на которую прекращена ДД.ММ.ГГГГ; ее супруг Т.Ю.И. с ДД.ММ.ГГГГ имел "данные изъяты" долю в праве собственности на жилой дом общей площадью "данные изъяты" кв. м по адресу: "адрес", право на которую прекращено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( "данные изъяты"). Право собственности на жилые помещения прекращено в результате их продажи.
Оценив в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в период, когда Т.Г.Д. и Т.Ю.И. являлись собственниками жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера, их семья не нуждалась в приобретении жилья за пределами районов Крайнего Севера с использованием социальной выплаты, однако продолжала состоять на учете нуждающихся, не ставя в известность органы местного самоуправления муниципального образования " "адрес" городской округ" о несоблюдении условий для признания нуждающимися в переселении, в связи с чем, оснований для возложения на комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования " "адрес" городской округ" обязанности восстановить истицу на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилые помещения истицей и ее супругом были приобретены в силу сложившихся обстоятельств по наследству, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают по существу правильные выводы суда о том, что после приобретения названных жилых помещений в поселке "адрес", у семьи Т. отпали основания для сохранения за ними права состоять на учете граждан, имеющих право на социальную выплату для приобретения жилья.
Доводы жалобы о непригодности для проживания полученных по наследству жилых помещений являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили полную и надлежащую оценку в судебном решении, с которой в полной мере соглашается судебная коллегия. Представленные истицей суду апелляционной инстанции данные технической инвентаризации о ветхом состоянии жилых помещений, не являются доказательствами их непригодности для проживания, поскольку в силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", оценка и обследование помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Доказательств об обследовании жилых помещений межведомственной комиссией не имеется.
Т.Г.Д. и ее супруг не признавались нуждающимися в жилых помещениях в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке.
Суд первой инстанции верно отметил, что после отчуждения истицей и ее супругом жилья в другом регионе Российской Федерации, у нее вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с чем, по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением комитета по управлению муниципальной собственностью " "адрес" городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ Т.Г.Д. и ее супруг Т.Ю.И. включены в списки граждан на получение социальной выплаты ( "данные изъяты").
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томаринского районного суда от 02 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.Г.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Неволина
Судьи С.А. Лихачева
И.О. Качура
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.