Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего
Качура И.О.,
судей
Лихачевой С.А., Неволиной Е.В.
при секретаре
С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению С. А.Н. об оспаривании решения призывной комиссии, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав
по апелляционной жалобе представителя С. А.Н. - К. А.И. на решение Анивского районного суда от 18 августа 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения С. А.Н. и его представителя К. А.И., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя Отдела военного комиссариата Сахалинской области по городу "данные изъяты" Л. В.П., представителя призывной комиссии муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" Р. В.В., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
на основании заключения призывной комиссии муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" (далее - призывная комиссия МО " "данные изъяты" городской округ") от 29 мая 2015 года С. А.Н., 1987 года рождения, признан не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований по достижению возраста 27 лет.
Согласно протоколу призывной комиссии МО " "данные изъяты" городской округ" N от 29 мая 2015 года С. А.Н. освобожден от призыва на военную службу в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и на основании Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 495 принято решение о выдаче лицу справки взамен военного билета.
18 июня 2015 года С. А.Н. обратился в Анивский районный суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии, указывая в обоснование требований на бездействия комиссии при организации призывных мероприятий, а также отсутствие с его стороны уклонения от исполнения воинской обязанности. Ссылаясь на Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, полагает, что решение призывной комиссией принято в неполномочном составе. Кроме того, к моменту весеннего призыва в 2015 году ему исполнилось 27 лет, в связи с чем, он не подлежал призыву на действительную военную службу. С учетом уточнения заявленных требований просит признать незаконным решения призывной комиссии МО " "данные изъяты" городской" от 29 мая 2015 года о выдаче справки взамен военного билета, как непрошедшего военную службу и возложить обязанность на Отдел военного комиссариата Сахалинской области по "данные изъяты" району выдать военный билет.
В судебном заседании представитель заявителя К. А.И. требования поддержал, представитель ФКУ "Военный комиссариат Сахалинской области" Р. В.В., являющийся начальником отдела военного комиссариата Сахалинской области по "данные изъяты" району и заместителем призывной комиссии МО " "данные изъяты" городской округ", в удовлетворении требований просил отказать.
Судом принято вышеприведенное решение, которое представитель заявителя К. А.И. в апелляционной жалобе просит отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе указывает на обстоятельства, явившиеся основаниями для обращения в суд. Кроме того, полагает, что призывная комиссия на основании пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при принятии оспариваемого решения должна была учитывать факт непрохождения военной службы в отсутствии законных оснований, имевших место после 01 января 2014 года.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ "Военный комиссариат Сахалинской области" Р. В.В. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрев настоящее дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение призывной комиссии МО " "данные изъяты" городской округ" принято в соответствии с законом и в пределах ее полномочий.
Выводы суда, изложенные в его решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Согласно частей 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом.
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Положениями статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закреплены обязанности граждан по воинскому учету, к которым, в частности, относятся обязанности:
состоять на воинском учете по месту жительства; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования.
Кроме того, граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
На основании статей 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
На основании пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", который вступил в силу с 1 января 2014 года, во взаимосвязи с пунктом 34 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года N 465) заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при зачислении гражданина в запас при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Из системного толкования приведенных законоположений следует, что гражданин, состоящий на воинском учете и подлежащий призыву на военную службу, достигший ко времени призыва 27 лет и при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, на основании заключения призывной комиссии подлежит зачислению в запас. Заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится комиссией, начиная с 1 января 2014 года.
Иное истолкование указанных законоположений не согласуется с позицией федерального законодателя, направленной на правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами (пункт 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета (приложение к форме N 1/У) Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 495, справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Из материалов гражданского дела и личного дела призывника следует, что С. А.Н., "данные изъяты" 1987 года рождения, зарегистрированный по адресу: город "данные изъяты", ул. "данные изъяты" дом N принят на воинский учет 15 января 2004 года военным комиссариатом "данные изъяты" района Сахалинской области и подлежал призыву на военную службу до достижения им возраста 27 лет.
На основании решения призывной комиссии от 29 мая 2007 года С. А.Н. предоставлена отсрочка на период обучения до 05 марта 2010 года.
В 2006 году С. А.Н. привлекался к уголовной ответственности по части 1 статьи 328 УК РФ, - с связи с уклонением от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы. Уголовное дело прекращено на основании постановления Невельского городского суда от 04 мая 2006 года в связи с деятельным раскаянием С. А.Н.
В период 2007 года С. А.Н. неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.
Согласно имеющихся в личном деле рапортам и запросам, начиная с 2010 года, Отделами военных комиссариатов Сахалинской области проводились мероприятия по установлению местонахождения указанного лица. Вместе с тем, местонахождение лица, подлежащего призыву, установить не удалось.
С 24 октября 2008 года С. А.Н. зарегистрирован по адресу: "данные изъяты" район, село "данные изъяты", улица "данные изъяты" дом N квартира N.
В мае 2015 года С. А.Н., обратился в отдел военного комиссариата Сахалинской области по "данные изъяты" району с заявлением о выдаче ему военного билета, по результатам рассмотрения которого призывная комиссия МО " "данные изъяты" городской округ" вынесла оспариваемое решение.
Таким образом, С. А.Н., достигнув возраста 27 лет, в отсутствие предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва, военную службу не прошел, что обусловлено неисполнением им конституционной обязанности прохождения военной службы по призыву и повлекло вынесение призывной комиссией в данном случае единственно возможного заключения призывной комиссии.
Доказательств того, С. А.Н., как лицо, подлежащее призыву на военную службу, в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ сообщил в военный комиссариат по месту регистрации в двухнедельный срок о месте своей работы и жительства, в материалах дела не имеется.
Данных, свидетельствующих о том, что С. А.Н. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, вызванных какими-либо объективными обстоятельствами, судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Процедура принятия оспариваемого решения, установленная пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 соблюдена, необходимый для работы призывной комиссии кворум, из числа его состава, имелся, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
По изложенным выше основаниям доводы жалобы являются необоснованными и не могут повлечь за собой отмену обжалуемого судебного решения.
Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Анивского районного суда от 18 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя С. А.Н. - К. А.И., - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Качура И.О.
Лихачева С.А.
Неволина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.