Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего
Качура И.О.,
судей
Лихачевой С.А., Неволиной Е.В.,
при секретаре
С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г.Г.И. к Государственному учреждению - Сахалинскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение в 2013 году, возложении обязанности предоставить путевку с заездом в санаторно-курортную организацию с 01 сентября 2015 года, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Сахалинского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации М. Е.Б. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 23 апреля 2015 года, которым признаны незаконными бездействия Государственного учреждения - Сахалинского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по обеспечению Г.Г.И. путевкой на санаторно-курортное лечение в 2013 году. На Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность предоставить Г.Г.И. в 2015 году путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год в курортной зоне города "данные изъяты". С Государственного учреждения - Сахалинского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Г.Г.И. взыскана компенсация морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия
установила:
26 декабря 2014 года Г.Г.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Сахалинскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделению Фонда), в обоснование требований указав, что является инвалидом второй группы и, в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", имеет право на ежегодное санаторно-курортное лечение. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной учреждением медико-социальной экспертизы, лечение заявителю должно быть оказано в санаториях города "данные изъяты" кардиологического профиля. Вместе с тем, в 2013 году путевка ей не предоставлена и на основании вступившего в законную силу судебного акта, действия ответчика в указанной части признаны незаконными. На ее заявление от 30 июня 2014 года о предоставлении путевки за 2013 год, Отделение Фонда бездействует, несмотря на то, что с учета по обеспечению санаторно-курортным лечением за 2013 год она не снята, при этом ответчик предложил ей санаторий, не предусмотренный индивидуальной программой реабилитации инвалида. Непредоставление Отделением Фонда мер социальной поддержки причиняет ей нравственные и физические страдания, что отрицательно отражается на состоянии здоровья. С учетом уточнения заявленных требований просила признать незаконными действия (бездействия) Отделения Фонда по необеспечению путевкой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в 2014 году за 2013 год; возложить обязанность на Отделение Фонда обеспечить ее санаторно-курортной путевкой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в санаторий кардиологического профиля в курортной зоне города "данные изъяты" в 2015 году за 2013 год с заездом 01 сентября 2015 года и взыскать компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании Г.Г.И. требования поддержала, представитель Отделения Фонда - Ч. О.Н. в удовлетворении заявления просила отказать.
Судом вынесено приведенное выше решение, которое руководитель Отделения Фонда М. Е.Б ... в апелляционной жалобе просит отменить. В обоснование жалобы ссылается на наличие повторно разработанной в отношении Г.Г.И. индивидуальной программы реабилитации инвалида от 10 апреля 2014 года, не предусматривающей рекомендаций в части обеспечения лица санаторно-курортным лечением.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям статьи 327. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования Г.Г.И. суд исходил из того, что обязательная для исполнения программа реабилитации инвалида Г.Г.И. в части ее обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение кардиологического профиля в курортной зоне города "данные изъяты" в 2013 году Отделением Фонда не выполнена, а поданное ею 30 июня 2014 года заявление на предоставление такой путевки фактически не рассмотрено, в связи с чем, признал незаконными бездействия Отделения Фонда, возложив на него обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год в 2015 году. Полагая нарушенным право Г.Г.И. на гарантированное государственное реабилитационное мероприятие, суд усмотрел нарушение личных неимущественных прав истца и взыскал в ее пользу с Отделения Фонда компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Выводы суда, изложенные в его решении, не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
На основании статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Указанный федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р и включает в себя в числе прочих реабилитационных мероприятий инвалида санаторно-курортное лечение (пункт 3).
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан в целях профилактики заболеваний осуществляется в рамках предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178 "О государственной социальной помощи" и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2, статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178 в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, в период с 01 января по 31 декабря текущего года.
В целях реализации статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан Приказ от 29 декабря 2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Пунктами 3.1, 3.3 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда.
На основании решения врачебной комиссии о направлении на санаторно-курортное лечение больному выдается справка для получения путевки, которая действительна в течение 6 месяцев. Форма справки N 070/у-04 утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение".
Получив надлежаще оформленную справку для получения путевки, гражданин обращается с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Путевка должна быть выдана и получена гражданином не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, в оформленном и заполненном виде.
Из материалов дела усматривается, что Г.Г.И. является инвалидом второй группы бессрочно. На основании индивидуальной программой реабилитации инвалида Г.Г.И. от 31 октября 2006 года одним из реабилитационных мероприятий предусмотрено санаторно-курортное лечение кардиологического профиля в осенний, весенний периоды в курортной зоне города "данные изъяты".
10 апреля 2013 года Г.Г.И. обратилась в Бюро медико-социальной экспертизы N 6 Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Сахалинской области" с заявлением о разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида.
12 апреля 2013 года Г.Г.И. выдана повторно разработанная индивидуальная программа реабилитации инвалида, при этом в Перечне мероприятий медицинской реабилитации санаторно-курортное лечение не предусмотрено. С содержанием данной индивидуальной программы реабилитации Г.Г.И. ознакомилась и согласилась.
07 апреля 2014 года Г.Г.И. направлено заявление в Отделение Фонда о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в санатории города "данные изъяты" с предполагаемой датой заезда с 01 сентября 2014 года, с приложением медицинской справки по форме N 070/у-04, выданной 28 марта 2014 года "данные изъяты" больницей ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России, в которой отсутствовали рекомендации прохождения ею санаторно-курортного лечения в санаториях города "данные изъяты". В связи с чем, 16 апреля 2014 года Отделением Фонда заявитель поставлена на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в 2014 году.
02 июля 2014 года Г.Г.И. обратилась в Отделение Фонда с заявлением об ускорении выдачи ей путевки - в срок до 01 августа 2014 года. Ответом Отделения Фонда от 14 июля 2014 года Г.Г.И. уведомлена о предоставлении ей в соответствии с медицинскими рекомендациями, указанными в справке для получения путевки N от 28 марта 2014 года, санаторно-курортной путевки в ЗАО " "данные изъяты"".
15 июля 2014 года в адрес Г.Г.И. заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении Отделением фонда направлена санаторно-курортная путевка в ЗАО " "данные изъяты"" N серии ВМ, сроком на 18 дней, с датой заезда 01 сентября 2014 года, однако 29 августа 2014 года указанная санаторно-курортная путевка возвращена Г.Г.И. в Отделение Фонда с указанием на то, что она не соответствует региону реабилитации.
В материалах дела отсутствуют сведения о поступлении в Отделение Фонда заявления Г.Г.И. о предоставление санаторно-курортной путевки на 2015 год.
Учитывая, что разработанная в отношении Г.Г.И. индивидуальная программа реабилитации инвалида от 10 апреля 2013 года, а также представленная ею в Отделение фонда медицинская справка формы N070/у-04 от 28 марта 2014 года, не содержали медицинских показаний и рекомендаций по санаторно-курортному лечению в курортной зоне города "данные изъяты" а от предоставленной Отделением Фонда путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году в ЗАО " "данные изъяты"" Г.Г.И. отказалась, судебная коллегия не усматривает нарушений прав заявителя на гарантированные государством реабилитационные мероприятия, связанные с предоставлением указанного вида социальной услуги.
Таким образом, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения требований Г.Г.И. в части признания незаконными действий (бездействия) Отделения Фонда по непредоставлению путевки на санаторно-курортному лечение в 2014 году и понуждении Отделения Фонда к ее обеспечению.
Помимо этого, судебная коллегия не располагает доказательствами, свидетельствующими о нарушении действиями Отделения Фонда личных неимущественных прав Г.Г.И., в связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании компенсации морального вреда не имеется.
Судом первой инстанции приведенные выше законоположения и установленные обстоятельства не учтены, в связи с чем, принятое по делу судебное постановление нельзя признать законным.
Поскольку выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, обжалуемое решение подлежит отмене в части в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Г.Г.И.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 23 апреля 2015 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Г.Г.И. к Государственному учреждению - Сахалинскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия) по необеспечению путевкой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в 2014 году за 2013 год, возложении обязанности обеспечить ее санаторно-курортной путевкой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в санаторий кардиологического профиля в курортной зоне города "данные изъяты" в 2015 году за 2013 год с заездом 01 сентября 2015 года и взыскании компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий
Судьи
Качура И.О.
Лихачева С.А.
Неволина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.