Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Шаклеиной Ю.С.
при участии прокурора Заболоцкой И.В., представителей ответчика ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Жуковой О.А., Симоновой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 14 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителей ответчика ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Жуковой О.А., Симоновой Н.В., возражения прокурора Заболоцкой И.В.,
установила:
Прокурор Промышленного района г.Смоленска обратился в суд в интересах Каяниди А.А. с иском к ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований сослался на то, что Каяниди А.А., 02.06.1937 года рождения, является "данные изъяты", и на основании разработанных в отношении него индивидуальных программ реабилитации инвалида имеет право на обеспечение подгузниками. В соответствии с этой программой "данные изъяты" за период с 01.11.2013г. по 01.11.2014г. были рекомендованы памперсы в количестве 3 шт. в день. Поскольку ответчик не обеспечил Каяниди А.А. техническими средствами в виде подгузников с 12.05.2014г. по 31.10.2014г. в количестве 519 штук, данная социальная услуга ему не предоставлена, просил суд обязать ответчика выдать Каяниди А.А. технические средства реабилитации в виде подгузников с 12.05.2014г. по 31.10.2014г. в количестве 519 штук.
Представитель ответчика, не оспаривая право Каяниди А.А. на получение подгузников, заявленные требования не признала, указав, что законом право гражданина на технические средства поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг, в связи с чем, обеспечить граждан техническими средствами за пределами выделенных из федерального бюджета средств, либо за счет каких-либо иных средств, не представляется возможным. Каяниди А.А. предлагалось приобретать подгузники за свой счет, предоставляя квитанции в их адрес, для возмещения расходов, однако она с таким заявлением не обращалась.
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 14 июля 2015 года суд обязал Государственное учреждение - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выдать Каяниди А.А. технические средства реабилитации в виде подгузников за период с 12.05.2014г. по 31.10.2014г. в количестве 519 штук.
В апелляционной жалобе ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, приходит к следующему.
В силу статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
Пунктом 22 Федерального перечня к техническим средствам реабилитации отнесены абсорбирующее белье, подгузники.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Правилами обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Правительства от 07.04.2008 N 240, (далее Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления. Заявление о предоставлении TCP подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида (п. 2, 4).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Из материалов дела следует, что Каяниди А.А., 02.06.1937 года рождения, является "данные изъяты" на срок до 01.12.2015г., и имеет право в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ на получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий.
Судом установлено, что подгузники истице выдавались с 1.11.2013г. по 11.05.2014г. включительно, а также по состоянию на 31.03.2015г. она была обеспечена подгузниками в количестве 210 шт., по состоянию на 09.07.2015г. в количестве 330 шт.
Технические средства в виде подгузников за период с 12.05.2014г. по 31.10.2014г. в количестве 519 штук Каяниди А.А. не предоставлялись.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что Каяниди А.А. имела право в период с 12.05.2014г. по 31.10.2014г. на получение технических средств в виде подгузников, своевременно подала заявление и представила необходимые документы, однако технические средства за этот период ей не предоставлены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования о выдаче Каяниди А.А. технических средств реабилитации в виде подгузников с 12.05.2014г. по 31.10.2014г. в количестве 519 штук, правомерно отклонив доводы ответчика об отсутствии финансирования.
Суд пришел к правильному выводу о том, что истице не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде технических средств реабилитации за период с 12.05.2014г. по 31.10.2014г. в количестве 519 штук ввиду недостаточного поступления финансовых средств из федерального бюджета либо наличие большого количества лиц, нуждающихся в подобных средствах, так как, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов техническими средствами, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Возможность ограничения реализации права на получение государственной социальной помощи в виде технических средств реабилитации вследствие каких-либо объективных причин, в том числе финансового характера, законодательством не предусмотрена. Технические средства в виде подгузников при наличии медицинских показаний должны предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий.
Доводы представителя ответчика о том, что Каяниди А.А. имела возможность приобретать подгузники и истребовать денежные средства, потраченные на их приобретение, путем подачи заявления, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку не предоставление подгузников в период с 12.05.2014г. по 31.10.2014г. в количестве 519 штук является нарушением ее прав, гарантированных государством.
Ссылки в жалобе на то, что выдача подгузников за прошедший период невозможна, несостоятельна. Истечение срока, за который Каяниди А.А. следовало предоставить 519 подгузников, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации исполнена или прекращена (глава 26 ГК РФ), а также прекращено соответствующее право инвалида.
Доводы жалобы основаны на неправильном понимании положений закона, поэтому оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 14 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.