Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Смоленска" на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 августа 2015 года, которым частично удовлетворен иск Козловского М.В.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителей истца Любиченко В.Н., Янкиной И.А., Ворошилова Н.А., представителей МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Смоленска" - Вислогузова А.К., Николаева А.П., судебная коллегия
установила:
Козловский М.В. обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Смоленска" (далее - Управление) об оспаривании результатов специальной оценки условий труда, ссылаясь на то, что с "данные изъяты" работает у ответчика в должности спасателя. "данные изъяты" в Управлении была проведена специальная оценка условий труда, в результате чего был установлен итоговый класс условий труда - 3.1. Однако ранее был установлен класс 3.3, хотя условия труда фактически не изменились. Кроме того, по результатам специальной оценки условий труда был отменен дополнительный отпуск за вредные условия труда продолжительность 7 календарных дней и сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, что было закреплено в дополнительном соглашении к трудовому договору от "данные изъяты". Считая результаты специальной оценки условий труда незаконными, просил признать незаконной и отменить карту специальной оценки "данные изъяты", признать незаконными действия работодателя по установлению ему 40-часовой рабочей недели и отмене дополнительного отпуска за вредные условия труда продолжительностью 7 календарных дней, признать незаконным и отменить дополнительное соглашение к трудовому договору от "данные изъяты", обязать ответчика установить ему 36-часовую рабочую неделю, предоставить дополнительный отпуск за вредные условия труда за "данные изъяты", выплатить ему компенсацию за сверхурочную работу с "данные изъяты" по день исполнения решения суда согласно табелей учета рабочего времени.
В судебном заседании представители истца Любиченко В.Н., Янкина И.А. исковые требования поддержали.
Представители Управления - Николаев А.П., Вислогузов А.К. исковые требования не признали, указав, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест спасателей должна проводиться с учетом особенностей, которые в настоящее время не установлены, поэтому оценка проводилась по общей методике. Но специальную оценку проводила компетентная организация. Фактически трудовая функция истцов не изменилась, однако изменились условия труда: место размещения отряда; установлено заземляющее устройство административного здания; приобретен новый автомобиль; произведено увеличение штатной численности. Факторы трудового процесса улучшились. Исходя из результатов специальной оценки условий труда, с истцами были заключены дополнительные соглашения, установлена 40-часовая рабочая неделя, отменены дополнительные отпуска.
Третье лицо Государственная инспекция труда в Смоленской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представив в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 19.08.2015 г. исковые требований Козловского М.В. удовлетворены частично. Карта специальной оценки условий труда спасателя аварийно-спасательного отряда "данные изъяты" признана незаконной и отменена. Действия Управления в части отмены истцу 36-часовой рабочей недели и не предоставления дополнительного отпуска за вредные условия труда признаны незаконными. Дополнительное соглашение от "данные изъяты" признано незаконным и отменено. Управление обязано установить истцу с момента отмены 36-часовую рабочую неделю и признать за ним право на дополнительный отпуск, а также произвести перерасчет заработной платы, исходя из расчета 36-часовой рабочей недели, начиная с момента отмены такой рабочей недели.
В апелляционной жалобе Управление просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, ошибочную оценку фактических обстоятельств дела. Указывает, что аттестация рабочих мест проведена после окончания срока действия предыдущей аттестации; условия труда истца фактически изменились; оспариваемое решение является неисполнимым.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (часть 5 статьи 37); каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41).
С учетом этого для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, трудовым законодательством предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и повышенная оплата труда.
До 1 января 2014 г. вопросы установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда регулировались одноименным Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 (в ред. от 28.06.2012).
С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 14 Федерального закона N 426-ФЗ введена классификация условий труда, которые по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса -оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс).
В свою очередь, вредные условия труда (3 класс) делятся на подклассы:
- 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника
воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия
которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается,
как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены),
прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
- 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника
воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия
которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника,
приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний
или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции
(пятнадцать и более лет);
- 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника
воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия
которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника,
приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней
степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой
деятельности;
- 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника
воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия
которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных
заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Согласно статье 92 ТК РФ (в ред. Федерального закона N 421-ФЗ) для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Кроме того, в соответствии со статьей 117 ТК РФ (в той же редакции) работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Данная методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесения условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформления результатов проведения специальной оценки условий труда.
Частью 7 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрено установление особого порядка проведения специальной оценки условий труда для отдельных видов деятельности и организаций. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В целях поэтапной реализации мероприятий по специальной оценке условий труда частью 4 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ установлено, что, если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ пересмотр по результатам проведения специальной оценки условий труда ранее предоставляемых гарантий и компенсаций, в том числе в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени, возможен лишь в случае объективного улучшения факторов производственной среды и трудового процесса.
Из материалов дела следует, что "данные изъяты" Козловский М.В. принят на работу в аварийно-спасательный отряд при МУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска" на должность спасателя, и в этот же день с ним был заключен трудовой договор, по условиям которого работнику может устанавливаться дополнительный отпуск за вредные условия труда до 7-и календарных дней (п. 13); аттестация рабочего места проведена "данные изъяты" (п. 15); рабочее место аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса классом 3.3 (при несении дежурства), 4 (опасный) - (при выполнении работ в условиях ЧС), по травмобезопасности с классом 2 (при несении дежурства), 3 (опасный) - (при выполнении работ в условиях ЧС) (п. 16).
По условиям заключенного с истцом трудового договора за вредные условия труда последнему были предусмотрены компенсации, в том числе, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительностью 7 календарных дней, 36-часовая рабочая неделя.
Судом установлено, что в связи с окончанием 5-летнего срока действия аттестации рабочих мест, "данные изъяты" в Управлении специальная оценка условий труда. Согласно карте "данные изъяты" специальной оценки условий труда работников спасателю аварийно-спасательного отряда установлен итоговый класс условий труда 3.1.
В соответствии с дополнительным соглашением от "данные изъяты" из условий ранее заключенного трудового договора исключены компенсации: предоставление дополнительного отпуска за вредные условия труда, продолжительностью 7 календарных дней, сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
В целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в МКУ "Управление по делам ГО, и ЧС г. Смоленска" Государственной экспертизой условий труда Департамента Смоленской области по социальному развитию "данные изъяты" дано заключение "данные изъяты", согласно выводам которого во исполнение ст. 212 ТК РФ в МКУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска" проведена специальная оценка условий труда на 5 рабочих местах работников АСО, которая выполнена с некоторыми нарушениями требований, определенных Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению". Условия труда работников АСО Управления по результатам проведенной специальной оценки условий труда изменились, поэтому гарантии и компенсации по идентифицированным вредным (опасным) факторам, указанным в строке 040 проверенных КСОУТ, соответствуют нормативным правовым актам по охране труда. Специальная оценка условий труда в АСО Управления может быть признана соответствующей действующим законодательным правовым актам по охране труда, и завершенной, при условии устранения замечаний государственной экспертизы условий труда, изложенных в заключении.
Разрешая требования, суд верно учитывал, что рабочие места лиц, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, а также работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. N 290 Перечень рабочих мест, в отношении которых в соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда должна проводиться с учетом особенностей, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Переходными положениями части 5 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ определено, что до установления особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, включенных в Перечень, в отношении таких рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в общем порядке.
При этом, Правительством РФ (пункт 2 Постановления от 14 апреля 2014 г. N 290) дано поручение Министерству труда и социальной защиты РФ в срок до 1 января 2015 г. утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении предусмотренных Перечнем рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Таким образом, законодателем совместно с правительством установлен период действия переходных положений части 5 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ, в течение которого допускается проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, включенных в Перечень, в общем порядке - с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г.
Поскольку специальная оценка условий труда спасателей осуществлялась ответчиком за пределами указанного временного периода, притом, что особенности ее проведения в нарушение требований пункта 2 Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. N 290 не утверждены, суд пришел к обоснованному выводу о том, что результаты оценки являются недействительными и не могут быть использованы при определении вида и объема предоставляемых истцам компенсаций.
Суд правильно учел и то, что оценка условий труда осуществлялась в здании расположения отряда, при этом условия труда спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций не оценивались, комиссией не были приняты во внимание особенности трудовой деятельности спасателей, определенные Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), раздел "Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях", утвержденным приказом Минтруда России от 3 декабря 2013 г. N 707н (зарегистрирован в Минюсте России 05.02.2014 г. N 31228).
Согласно ЕКС, должностные обязанности спасателей предусматривают: выполнение аварийно-спасательных, поисково-спасательных и других неотложных работ в различных климатических условиях с использованием соответствующего снаряжения; ведение поиска пострадавших, в том числе с применением специальных приборов поиска, принятие мер по их спасению, оказанию им первой помощи; поддержание постоянной готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Спасатель должен знать; правила, приемы, технологию и последовательность выполнения поисково-спасательных работ, в том числе с применением кинологических расчетов; способы и приемы деблокировки и транспортировки пострадавших, способы и приемы работы с пожарным оборудованием; основы выживания в экстремальных ситуациях; основы ведения аварийно-спасательных работ с применением альпинистского снаряжения; технические характеристики механизмов, машин и приборов, используемых при проведении поисково-спасательных работ; основные характеристики средств индивидуальной и коллективной защиты; способы и приемы определения поражающих факторов в чрезвычайной ситуации; основы ведения водолазных спасательных работ; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Таким образом, жизнь и здоровье спасателей подвержены повышенному риску, что, как отмечено в заключении Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития РФ от 3 июня 2015 г. (л.д. 101-103), в ряде случаев предопределяет применение к ним положений части 9 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ, в силу которых, если проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов может создать угрозу для жизни членов комиссии, самих работников, экспертов или иных лиц, комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений и отнести условия труда на таких рабочих местах к опасному классу условий труда (4 класс).
При этом согласно заключению Департамента Смоленской области по социальному развитию от "данные изъяты" (л.д. 23-30), снижение оценки класса (подкласса) условий труда истцов произошло по причинам сокращения количества оцениваемых показателей факторов производственной среды и трудового процесса, а также введения ограничений признаков идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
В частности, не оценивались микроклимат, световая среда, напряженность трудового процесса на рабочих местах работников аварийно-спасательного отряда, которые учитывались ранее при аттестации рабочих мест спасателей.
Кроме того, при оценке условий труда по шуму изменилось значение нормируемого эквивалентного уровня звука. Так, при аттестации рабочих мест по условиям труда применялся нормируемый эквивалентный уровень звука, равный 70 ДБа, а в настоящее время применяется нормативное значение, равное 80 ДБа.
Следовательно, согласно новой Методике и Классификатору, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, от 24 января 2014 г. N 33н, изменились критерии оценки факторов производственной среды и трудового процесса.
Доказательств объективного улучшения самих этих факторов как основания для пересмотра в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ ранее предоставляемых гарантий и компенсаций, в том числе в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам возражений относительно иска, которые проверялись судом первой инстанции и были обоснованно опровергнуты.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Смоленска" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.