Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 14 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителей истца - Королькова Д.В., Соколовой М.И., представителей ООО УК "Твой дом" - Зиминой О.М., Хрупиной Т.А., судебная коллегия,
установила:
ГУ "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - Госжилинспекция) обратилась в суд с иском к Золотаревой С.Я. о признании незаконным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома "данные изъяты", ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки законности проведения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме были выявлены нарушения положений ЖК РФ, в связи с чем, результаты данного собрания являются незаконными, решение подлежит отмене.
В судебном заседании представители истца Корольков Д.В., Краснобаев Д.В., Соколова М.И. исковые требования поддержали.
Ответчик Золотарева С.Я. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве иск не признала, указав, что общее собрание проведено в соответствии с нормами ЖК РФ.
Представитель третьего лица ООО "УК Твой Дом" извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагал, что общее собрание проведено в соответствии с нормами ЖК РФ.
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 14.10.2015 г. в удовлетворении исковых требований Госжилинспекции отказано.
В апелляционной жалобе Госжилинспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что при проведении общего собрания отсутствовал кворум. Решение суда основано на недопустимых доказательствах.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом (п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ).
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).
Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания (ч. 2 ст. 46 ЖК РФ).
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ).
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).
Согласно п. 1.1 Положения о ГУ "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", утвержденным постановлением администрации Смоленской области от 09.11.2006 г. N 397 (далее - Положение) Госжилинспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Госжилинспекция имеет право обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения (п. 4.20 Положения).
Государственные жилищные инспектора Смоленской области при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору имеют право по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения (п. 5.7 Положения).
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что "данные изъяты" по инициативе собственника жилого помещения Золотаревой С.Я. было проведено внеочередное общее собрание в форме очного голосования собственников жилых помещений многоквартирного дома "данные изъяты", на повестке дня которого, в том числе, было решение о выборе в качестве управляющей организации многоквартирного дома ООО "Управляющая компания "Твой дом" (далее - ООО УК "Твой дом").
Судом установлено, что на основании приказа Госжилинспекции от "данные изъяты" и заявления собственника жилого помещения в указанном многоквартирном жилом доме - администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области (далее - Администрация) Госжилинспекцией была проведена проверка проведенного общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Из акта проверки от "данные изъяты" следует, что при проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома нарушены требования действующего жилищного законодательства, в частности: ч. 3 ст. 45 ЖК РФ (отсутствует кворум общего собрания), ч. 3 ст. 47 ЖК РФ (полнота сведений при заполнении решения собственника, участвующего в очном голосовании). Выявленные нарушения являются существенными и влекут за собой правовое последствие как признание недействительными решений, принятых данным общим собранием.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку проверка правомерности принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться исключительно по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме. Однако, доказательств, подтверждающих нахождение в собственности Администрации жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не представлено. Таким образом, проверка проведена не по заявлению собственника помещений многоквартирного жилого дома, что ставит под сомнение обоснованность её выводов о допущенных нарушениях.
Ссылки истца на невозможность истребования сведений о собственниках помещений в доме "данные изъяты", несостоятельны, поскольку в соответствии с абз.1 п.5.7 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 09.11.2006г. N397 государственные жилищные инспектора Смоленской области при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
Помимо указанного выше, проведенной истцом проверкой выявлено, что при проведении общего собрания нарушены требования ч.3 ст.47 ЖК РФ.
Суд обоснованно указал, что положения ч. 3 ст. 47 ЖК РФ регулируют вопросы проведения общего собрания в форме очно-заочного голосования, тогда как оспариваемое собрание проводилось в очной форме, что истцом при рассмотрении дела не оспаривалось.
Правомерно отклонены судом и доводы истца о нарушениях при заполнении реестра собственников помещений и листа голосования, проверка которых выявила отсутствие кворума на общем собрании из-за ненадлежащего указания реквизитов необходимых документов, подтверждающих право собственности и занимаемых площадей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 46 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент проведения собрания - "данные изъяты", решения оспариваемого общего собрания были оформлены соответствующим протоколом. Указание сведений о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в многоквартирном доме, и иных, обозначенных истцом документов, не предусматривалось. Обязательное указание этих сведений было предусмотрено Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ посредством введения ч. 5.1 ст.48ЖКРФ, что отсутствовало на момент проведения собрания, вследствие чего эти положения на момент проведения проверки не могли быть применимы.
Таким образом, учитывая, что доводы Госжилинспекции не нашли свое подтверждение материалами дела, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решений, принятых на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома "данные изъяты" (протокол общего собрания собственников помещений от "данные изъяты").
Доводы жалобы о том, что в нарушение положений ст. 71 ГПК РФ при рассмотрении дела суд не истребовал оригиналы документов, признаются судебной коллегией несостоятельными.
По смыслу положений ст. 71 ГПК РФ, подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
Исходя из обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что тот факт, что судом не обозревались оригиналы документов, не нарушает принцип непосредственности исследования письменных доказательств, и не влечет отмену решения суда, поскольку истцом о несоответствии представленных им же в материалы дела копий документов оригиналам заявлено не было; иных копий документов, отличных по содержанию от представленных, материалы дела не содержат.
Иные доводы апелляционной жалобы, не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
Решение является законным и обоснованным, рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, по доводам жалобы оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 14 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.