Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Смирновой О.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Смирновой А.Ю., на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 сентября 2015 года, которым ей отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя истицы Смирновой О.М. - Товстия Р.Н., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Смирнова О.М., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Смирновой А.Ю., обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска (далее - Администрация), Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) о признании незаконным решения Администрации об исключении ее и членов ее семьи из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и из состава участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы (далее - Программа). В обоснование требований указала, что постановлением Администрации от "данные изъяты" она с составом семьи из 3-х человек включена в состав участников Программы. Постановлением Администрации от "данные изъяты" она с семьей была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и из состава участников Программы в связи с достижением предельного возраста, допустимого для участия в данной программе. Уточнив требования, просила признать незаконным действия Администрации о принятии решения об исключении ее с семьей из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и состава участников Программы, обязать Администрацию включить ее с составом семьи из 2-х человек (она, дочь) в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в состав участников Программы в соответствии с занимаемым номером и времени принятия на учет, обязать Департамент включить ее с составом семьи из 2-х человек в список претендентов на получение свидетельства? дающее право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании представитель истицы Товстий Р.Н. исковые требования поддержал, указав, что ответчиками нарушены сроки составления и утверждения списков участников Программы, и как следствие порядок и механизм реализации Программы, т.к. при своевременном составлении списка претендентов на планируемый "данные изъяты", супруг истицы не достиг 36-летнего возраста.
Представитель Администрации - Шерстнева Е.П., возражая против удовлетворения иска, указала, что семья истицы на момент составления списка претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилья не соответствовала возрастному критерию, необходимому для участия в муниципальной программе. Также указала на то, что сроки формирования списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, действующим законодательством не установлены.
Представитель Департамента - Иванова О.А. исковые требования не признала, указав на то, что на день принятия Департаментом решения о включении молодых семей в список претендентов на получение социальной выплаты, у семьи истицы уже отсутствовало право на включение.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 24.09.2015 г. в удовлетворении иска Смирновой О.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Смирновой А.Ю., отказано.
В апелляционной жалобе истица Смирнова О.М. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указав, что на момент постановки на учет в качестве нуждающихся, ее семья отвечала требованиям, предъявляемым к участникам Программы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений на нее, не находит оснований для его отмены.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 (далее - Правила), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Аналогичные положения содержатся и в постановлении Администрации г. Смоленска от 25.03.2014 г. N 523-адм "Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014-2016 годы".
Таким образом, участником Программы может быть молодая семья, если возраст каждого из родителей или одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
В силу пп. "а" п. 18 Правил основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ее несоответствие требованиям, указанным в п. 6 Правил.
Согласно п. 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей-участников подпрограммы, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, которые предоставляется государственному заказчику (п. 22 Правил).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых, в том числе, из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23 Правил).
Из приведенных выше нормативных положений следует, что фактически предусмотренные названой программой социальные выплаты производятся молодым семьям в порядке очередности в зависимости от размера выделенных на эти цели денежных средств, в связи с чем, исходя из целевой направленности подпрограммы (обеспечение жильем именно молодых семей) необходимым условием для участия в ней является соблюдение в отношении каждого из супругов возрастного критерия в 35 лет, определяемого именно на момент принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, когда заранее известен объем соответствующих бюджетных ассигнований, позволяющий обеспечить получение социальных выплат определенному количеству молодых семей.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный характер исключение молодой семьи из списка участников программы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в этой программе, в том числе с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, направлено на недопущение нецелевого использования бюджетных средств.
Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в его Определениях N 48-АПГ12-8 от 21 ноября 2012 года и N89-АПГ12-4 от 26 декабря 2012г. и признана правильной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010г. N 738-О-О.
Из материалов дела усматривается, что Смирнова О.М., "данные изъяты" года рождения, состояла в зарегистрированном браке со "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, от которого имеют дочь Смирнову А.Ю., "данные изъяты" года рождения.
Постановлением администрации г. Смоленска от "данные изъяты" Смирнова О.М. с составом семьи из 3-х человек (она, супруг, дочь) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы.
Постановлением Администрации от "данные изъяты" Смирнова О.М. с составом семьи из 3-х человек (она, супруг, дочь) включена в состав участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014 - 2016 годы.
Постановлением Администрации от "данные изъяты" Смирнова О.М. с семьей из трех человек исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и из состава участников программы в связи с достижением "данные изъяты" предельного возраста, допустимого для участия в данной программе.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления супруг истицы достиг предельного 35-летнего возраста вследствие чего у Администрации имелись законные основания для снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условии с целью предоставления социальных выплат, т.к. семья истицы утратила статус молодая семья и лишилась права на государственную поддержку в рамках Программы.
Как следует из материалов дела, "данные изъяты" откорректированный список молодых семей-участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014-2016 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в "данные изъяты" году, был направлен Администрацией города Смоленска в Департамент Смоленской области по социальному развитию. В данном списке семья Смирновых состояла под "данные изъяты".
Приказом Департамента Смоленской области по социальному развитию от "данные изъяты" утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилья. На момент утверждения данного списка супругу истицы "данные изъяты" исполнилось 36 лет.
"данные изъяты" в Администрацию г.Смоленска поступило письмо Департамента с выпиской из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в "данные изъяты" году. Семья истицы в данный список включена не была.
Таким образом, до достижения "данные изъяты"супругом истицы) возраста 36 лет семья истицы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году включена не была.
Довод жалобы о том, что на момент постановки на учет в качестве нуждающихся семья истицы отвечала требованиям, предъявляемым к участникам Программы, не состоятелен, поскольку факт признания молодой семьи участницей Программы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, т.к. семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
В силу требований действующего законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории молодая семья.
Следовательно, включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, не отвечает приведенным нормам материального права в их нормативном единстве с положениями раздела II той же подпрограммы, определяющих ее цели и задачи.
В "данные изъяты" семья истицы перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2014 - 2016 годы, и обоснованно была исключена из списка претендентов на социальную выплату, поступающую из бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение жильем молодой семьи, поскольку одному из супругов уже исполнилось 36 лет.
Иное толкование положений вышеуказанных норм означало бы расширение законодателем субъекта Российской Федерации круга участников федеральной подпрограммы и предоставляло возможность участия в ней лиц, чей возраст превышает 35 лет. Между тем в данном случае условия реализации федеральной целевой программы, в том числе и условия при которых молодая семья признается участником этой программы, определяются федеральным законодательством и установление таких критериев не относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Ссылки представителя истицы на нарушение сроков формирования списка претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку списки претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ- Департаментом Смоленской области по социальному развитию после утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти, при этом действующее законодательство не содержит требования о сроках распределения субсидий, а также требования, что список претендентов подлежит формированию в году предшествующем планируемому.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно отклонил ходатайства истицы, не состоятелен, поскольку указанные ходатайства были разрешены судом в соответствии с действующим законодательством, с учетом мнения сторон.
Иные доводы апелляционной жалобы, не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
Юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального права, и оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смирновой О.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Смирновой А.Ю., - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.