Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Ивановой О.А., Холиковой Е.А.,
при секретаре: Кожановой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Карпова Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., объяснения представителя Карпова Н.В. - Василенкова С.В., судебная коллегия
установила:
Карпов Н.В., с учетом уточненных требований, обратился в суд с административным иском к Администрации г. Смоленска о признании незаконным постановления органа местного самоуправления от (дата) N-адм, которым ему отказано в принятии на учет граждан, выехавших добровольно из зоны отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, по причине получения им компенсации в сумме "данные изъяты". за утраченное в зоне радиационного загрязнения имущество - принадлежащее Карпову Н.В. жилое помещение по адресу: ... , тогда как последний жилым помещением не обеспечен, а упомянутый объект недвижимости был передан в собственность Администрации ... , в связи с отселением в чистую зону, что, по мнению административного истца, дает ему право на установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, в административном иске также поставлен вопрос о возложении на орган местного самоуправления обязанности по принятию Карпова с составом семьи из 2-х человек, включая супругу ФИО6, на упомянутый учет.
Представитель административного истца Василенков С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, отметив, что размер предоставленной Карпову Н.В., отказавшегося по объективным причинам от прав на принадлежащий ему жилой дом, денежной компенсации не позволяет ему приобрести на территории г. Смоленска равнозначное ранее занимаемому жилое помещение.
Представитель Администрации г. Смоленска Трегубова М.Ю., возражая против удовлетворения заявленных Карповым Н.В. требований, указала на обоснованность оспариваемого постановления, сославшись на то, что административный истец имел на праве собственности жилое помещение по адресу: ... , от которого добровольно отказался, получив значительную денежную компенсацию из средств федерального бюджета, которая на приобретение жилья им не израсходована, что свидетельствует о намеренном ухудшении последним жилищных условий.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 октября 2015 года заявленные Карповым Н.В. требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Карпов Н.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, сославшись на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права, выразившееся в применении закона, не подлежащего применению.
В силу ч. 2 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия, не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела.
Проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Так, в соответствии п.6 ч.1 ст.13 Закон РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Согласно п.п.4, 7 ч.1 ст. 17 названного Закона РФ гражданам, указанным в п.6 ч. 1 ст.13 Закона, гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов; обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз. Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация выплачивается независимо от места их постоянного проживания. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
По правилам ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При этом принятие указанных граждан на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений на условиях социального найма осуществляет орган местного самоуправления по месту жительства граждан (ч.3 ст.52 ЖК РФ).
На основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст.53 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности, в случае, если не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок.
Судебной коллегией установлено, что Карпов Н.В., а также его супруга ФИО6, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, добровольно выехавшим после (дата) из зоны отселения ( ... ).
На основании договора о праве застройки от (дата) N Карпову Н.В. на праве собственности принадлежал жилой дом общей площадью 82,3 кв.м., расположенный по адресу: ... , в котором вместе с супругой он был зарегистрирован с (дата) .
(дата) Карпов Н.В., а (дата) ФИО6, с (дата) проживавшие в ... , сняты с регистрационного учета по указанному адресу.
В (дата) Карпов Н.В. обратился в Департамент строительства и архитектуры Брянской области с заявлением о выплате единовременной денежной компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по результатам рассмотрения которого уполномоченным органом Правительству Брянской области рекомендовано включить Карпова в список граждан на выплату компенсации за имущество, расположенное по адресу: ... , после отказа административного истца от права собственности на него и передачи этого имущества уполномоченному органу местного самоуправления.
После получения нотариально удостоверенного согласия ФИО6 на отчуждение в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" жилого дома с земельным участком по адресу: ... , Карпов Н.В. обратился в Администрацию ... с заявлением об отказе от права собственности на данное недвижимое имущество.
На основании распоряжения Главы администрации ... от (дата) . Nр "О приеме на учет дома усадебного типа по адресу: ... " указанное домовладение по акту от (дата) было принято органом местного самоуправления для постановки на учет в качестве бесхозяйного и последующего оформления в муниципальную собственность. При этом Карпову Н.В. выплачена компенсация материального ущерба за утраченное в результате радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС имущество, находящееся по адресу: ... , в размере "данные изъяты"
По делу также видно, что принадлежащий ФИО6 на основании договора дарения от (дата) жилой дом N ... , общей площадью 66,4 кв.м., в (дата) также был передан Администрации ... с выплатой ФИО12 в соответствии с п.4 ч.1 ст. 17 Закон РФ от (дата) N единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой данного имущества в размере 43 225 руб. 20 коп.
Из объяснений представителя административного истца и материалов дела следует, что Карпов Н.В. с (дата) по (дата) проживал по адресу: ... , а с (дата) по настоящее время зарегистрирован с супругой по адресу: ... В период с (дата) по (дата) ФИО6 была зарегистрирована в ...
(дата) между ФИО9 и Карповым Н.В. был заключен договор найма жилого помещения, по условиям которого ФИО14 передал административному истцу (нанимателю) во временное владение и пользование (сроком на 11 месяцев) за плату для проживания одного человека квартиру, находящуюся по адресу: ... , а (дата) между ФИО9 и Карповым Н.В. заключен договор коммерческого найма о предоставлении последнему в пользование сроком на 11 месяцев за плату для проживания 2-х человек квартиры N ...
На момент вынесения решения суда первой инстанции жилых помещений в собственности либо в пользовании на условиях социального найма Карпов Н.В. и его супруга не имели, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при Администрации ... не состояли.
Постановлением Администрации г. Смоленска от (дата) N, куда (дата) ФИО2 обратился с заявлением от (дата) о принятии его с составом семьи из 2-х человек, включая супругу ФИО6, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, административному истцу отказано в удовлетворении данной просьбы ввиду непредставления документов, подтверждающих право состоять на соответствующем учете в связи с решением жилищной проблемы путем получения денежной компенсации из федерального бюджета за утраченное имущество по адресу: ... , в размере "данные изъяты"
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел выводу о том, что с учетом хронологии произошедших событий, а именно того, что Карпов Н.В., добровольно отказавшись в 2014 году от права собственности на жилой дом N ... и, получив из федерального бюджета соответствующую единовременную денежную компенсацию, осознавал, что его жилищные условия изменяются, однако вопрос об обеспечении себя жильем за счет полученных денежных средств не разрешили не изменяя постоянного места жительства, обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилье, к сложившейся ситуации подлежат применению положения ст. 53 ЖК РФ, исходя из которых, поскольку на момент принятия оспариваемого постановления предусмотренный данной правовой нормой пятилетней срок не истек, основания для признания Карпова Н.В. нуждающимся в жилом помещении у органа местного самоуправления отсутствовали.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия считает правильным и обоснованным, поскольку он основан на вышеуказанных нормах законодательства и на собранных по делу доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований дляего отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 октября 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Карпова Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.