Смоленский областной суд в составе:
председательствующего, судьи Савушкиной О.С.,
при секретаре Войтенковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленской области к администрации Смоленской области о признании Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 30.12.2014 N 952, противоречащей федеральному законодательству и недействующей в части,
установил:
Прокурор Смоленской области обратился в суд с административным иском к администрации Смоленской области о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими абзацев 2, 3, 4, 5, 6, 8 раздела 6, абзацев 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 15, 16, 18 подраздела 7.1 раздела 7, абзаца 2 подраздела 7.2 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 30 декабря 2014 года N 952 (в редакции постановления администрации Смоленской области от 20 июля 2015 N 422) (далее - Территориальная программа).
В обоснование требований прокурор указал, что оспариваемые нормативные закрепления противоречат федеральному законодательству, поскольку установленные в них нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи ниже нормативов, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273 (далее - Федеральная программа).
В судебном заседании прокурор Попова Е.В. поддержала административный иск, уточнив редакцию оспариваемого постановления - в редакции постановления администрации Смоленской области от 18 ноября 2015 N 727.
Представители административного ответчика - Администрации Смоленской области - Смашнев С.В. и Козлова И.Н. административный иск не признали, указали, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа исполнительной власти Смоленской области, надлежащим образом опубликовано, установление в Территориальной программе нормативов в меньшем размере, чем это предусмотрено Федеральной программой, не противоречит федеральному законодательству. Одновременно указали на неправомерность заявленных прокурором требований в части указания в заявленных требованиях о признании Территориальной программы противоречащей федеральному законодательству и недействующей в части с даты принятия решения судом, а не со дня вступления решения в законную силу.
Представитель заинтересованного лица - Департамента Смоленской области по здравоохранению, обладающего полномочиями по разработке и представлению для утверждения администрацией Смоленской области Территориальной программы, который был привлечен для участия в деле на стороне административного ответчика в предварительном судебном заседании 09 декабря 2015 года, Павленко Ю.В. возражала против иска, указав на существующую возможность применения понижающих коэффициентов к средним нормативам объема медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, установленным Федеральной программой, с учетом региональных особенностей.
Заслушав объяснения прокурора, представителей административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает подлежащим удовлетворению административный иск прокурора по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Между тем федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установилобъемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.
В силу частей 1 и 3 статьи 81 названного федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Статьей 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 2).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1); базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8).
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.
Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (статья 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 1273 и включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В частности, ее разделом VI утверждены средние нормативы объема медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, разделом VII установлены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.
Так, разделом VI Федеральной программы установлено, что средние нормативы объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ составляют:
- для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2015 - 2017 годы в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,318 вызова на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2015 год - 2,9 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,3 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 2,95 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,35 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2017 год - 2,98 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,38 посещения на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2015 год - 2,15 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,95 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 2,18 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,98 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2017 год - 2,18 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,98 обращения на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2015 год - 0,5 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,56 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2017 год - 0,6 посещения на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2015 год - 0,675 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,56 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,675 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,56 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2017 год - 0,675 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,56 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо;
- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя, на 2016 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя, на 2017 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя.
Разделом VII Федеральной программы установлено, что средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ составляют:
- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 371,7 рубля;
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1078 рублей;
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 577,6 рубля;
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 63743,8 рубля;
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1708,2 рубля.
- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 388,4 рубля на 2016 год, 405,1 рубля на 2017 год;
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1126,5 рубля на 2016 год, 1174,9 рубля на 2017 год;
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 603,6 рубля на 2016 год, 629,5 рубля на 2017 год;
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 66612,3 рубля на 2016 год, 69476,6 рубля на 2017 год;
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1785,1 рубля на 2016 год, 1861,8 рубля на 2017 год.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:
- за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2015 году - 3338,4 рубля, в 2016 году - 3488,6 рубля, в 2017 году - 3638,4 рубля.
Согласно разделу I названной Федеральной программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением администрации Смоленской области от 30 декабря 2014 года N 952 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (л.д. 41, 42-126 т.1).
Постановлением администрации Смоленской области от 20 июля 2015 года N 422 в Территориальную программу внесены изменения (л.д. 127-186 т. 1), в том числе в оспариваемое положение абзаца 7 подраздела 7.1 раздела 7.
Постановлением администрации Смоленской области от 18 ноября 2015 года N 727 в Территориальную программу внесены изменения (л.д. 189-194 т. 1), которые не изменили оспариваемые положения.
В соответствии с Уставом Смоленской области (принят Смоленской областной Думой 26 апреля 2001 года) администрация Смоленской области является высшим исполнительным органом государственной власти Смоленской области (статья 5, пункт 1 статьи 36) (л.д. 1-28 т. 2).
Согласно пункту 4 статьи 36 Устава Смоленской области администрация Смоленской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Смоленской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
В силу пункта 3 статьи 45 Устава Смоленской области Администрация Смоленской области в соответствии с федеральным и областным законодательством издает постановления и распоряжения. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Администрации Смоленской области. Пунктом 5 статьи 46 Устава Смоленской области установлено, что областные законы и иные нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные областные нормативные правовые акты вступают в силу и применяются в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.
Постановление, которым утверждена обжалуемая в части Территориальная программа, было официально опубликовано в порядке, установленном областным законом от 07 мая 2002 года N 48-з "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов", в официальном издании "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 30 декабря 2014 года, N 12, часть 9 (страница 43) (л.д. 218-221 т. 1).
Таким образом, оспариваемый прокурором правовой акт принят администрацией Смоленской области в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий и вступил в силу (л.д. 49-50 т. 1).
В разделе 6 оспариваемой Территориальной программы установлены территориальные нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Территориальной программе в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Территориальной программой, и составляют:
- для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2015 - 2017 годы в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,296 вызова на 1 застрахованное лицо (абзац 2);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2015 год - 2,774 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,53 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 2,596 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,35 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2017 год - 2,628 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,38 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 3);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2015 год - 2,085 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,933 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 2,133 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,98 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2017 год - 2,134 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,98 обращения на 1 застрахованное лицо (абзац 4);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2015 год - 0,2 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,56 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2017 год - 0,6 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 5);
- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2015 год - 0,667 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,564 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,668 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,56 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2017 год - 0,668 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,56 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо (абзац 6);
- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год - 0,087 койко-дня на 1 жителя, на 2016 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя, на 2017 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя (абзац 8).
В разделе 7 оспариваемой Территориальной программы (л.д. 50-51 т. 1, л.д. 127 оборот т. 1) установлены территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, составляющие, в частности:
- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 225,25 рубля (абзац 3 подраздела 7.1);
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 653,27 рубля (абзац 4 пораздела 7.1);
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 350,03 рубля (абзац 6 подраздела 7.1);
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 47571,56 рубля (абзац 7 подраздела 7.1);
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 948,38 рубля (абзац 9 подраздела 7.1).
- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 221,23 рубля на 2016 год, 212,38 рубля на 2017 год (абзац 12 подраздела 7.1);
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 640,2 рубля на 2016 год, 614,59 рубля на 2017 год (абзац 13 подраздела 7.1);
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 343,03 рубля на 2016 год, 329,31 рубля на 2017 год (абзац 15 подраздела 7.1);
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 46620,13 рубля на 2016 год, 44755,32 рубля на 2017 год (абзац 16 подраздела 7.1);
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 948,38 рубля на 2016 год, 948,38 рубля на 2017 год (абзац 18 подраздела 7.1);
подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:
- за счет бюджетных ассигнований областного бюджета (в расчете на 1 жителя) в 2015 году 2013,99 рубля, в 2016 году - 1974,6 рубля, в 2017 году - 1886,67 рубля (абзац 2 подраздела 7.2 раздела 7).
Сопоставив оспариваемые положения Территориальной программы с нормами Федеральной программы, устанавливающими средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2015 год (л.д. 14-19 т. 1), суд приходит к выводу о том, что установленные субъектом Российской Федерации (Смоленской областью) нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи являются заниженными по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, проанализировав указанные выше нормы федерального законодательства, предусматривающие право субъектов Российской Федерации устанавливать при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объемы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, а также дополнительные объемы страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, не установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, суд приходит к выводу о том, что Территориальная программа должна соответствовать федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов, предусмотренные Федеральной программой нормативы рассчитаны как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.
Таким образом, исходя из положений указанных выше Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральной программы, территориальные программы субъектов Российской Федерации должны соответствовать Федеральной программе, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять дополнительные условия, виды, объемы оказания медицинской помощи, между тем в Территориальной программе не может быть предусмотрен меньший по сравнению с Федеральной программой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
На основании изложенного, учитывая, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования, установление региональной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи нормативов финансовых затрат на единицу объема оказываемой в соответствии с нею медицинской помощи в меньшем размере, чем установлено Федеральной программой, противоречит требованиям федерального законодательства.
Доводы представителей администрации Смоленской области и департамента Смоленской области по здравоохранению о праве субъекта Российской Федерации корректировать нормативы финансовых затрат с учетом региональных особенностей, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатических особенностей и транспортной доступности медицинских организаций являются несостоятельными, так как право такой корректировки предусмотрено только в отношении нормативов объема медицинской помощи и не означает правомерность установления нормативов финансовых затрат по оказанию бесплатной медицинской помощи в меньшем размере по сравнению с Федеральной программой. Действующим законодательством субъекты Российской Федерации не наделены правом занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи. К тому же, реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.
Ссылки представителя департамента Смоленской области по здравоохранению на разъяснения, содержащиеся в Письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2014 года N 11-9/10/2/9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", не могут быть приняты во внимание, поскольку данное письмо нормативным правовым актом не является.
В ходе рассмотрения дела административный ответчик, заинтересованное лицо, выступающее на его стороне, не представили доказательств соответствия Территориальной программы в оспариваемой части требованиям федерального законодательства, как это предусмотрено положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом изложенного, исходя из того, что оспариваемые прокурором отдельные положения Территориальной программы применяются, на основании чего реализуются права граждан и организаций, а учреждения области в сфере здравоохранения для реализации Территориальной программы получают средства из областного бюджета, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и признании оспариваемых отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением администрации Смоленской области от 30 декабря 2014 года N 952, недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 177, 186, 215, 296, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда следующие положения разделов 6 и 7 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2014 N 952 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 18 ноября 2015 года N 727):
абзац 2 раздела 6 в части установления норматива для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2015 - 2017 годы в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в размере 0,296 вызова на 1 застрахованное лицо;
абзац 3 раздела 6 в части установления норматива для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2015 год - 2,774 посещения на 1 жителя, на 2016 год - 2,596 посещения на 1 жителя, на 2017 год - 2,628 посещения на 1 жителя;
абзац 4 раздела 6 в части установления норматива для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2015 год - 2,085 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,933 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 2,133 обращения на 1 жителя, на 2017 год - 2,134 обращения на 1 жителя;
абзац 5 раздела 6 в части установления норматива для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2015 год - 0,2 посещения на 1 застрахованное лицо;
абзац 6 раздела 6 в части установления норматива для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2015 год - 0,667 пациенто-дня на 1 жителя, на 2016 год - 0,668 пациенто-дня на 1 жителя, на 2017 год - 0,668 пациенто-дня на 1 жителя;
абзац 8 раздела 6 в части установления норматива для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год - 0,087 койко-дня на 1 жителя;
абзац 3 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в 2015 году на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 225,25 рубля;
абзац 4 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в 2015 году на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 653,27 рубля;
абзац 6 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в 2015 году на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 350,03 рубля;
абзац 7 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в 2015 году на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 47571,56 рубля;
абзац 9 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в 2015 году на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 948,38 рубля;
абзац 12 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2016 и 2017 годы на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 221,23 рубля на 2016 год, 212,38 рубля на 2017 год;
абзац 13 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 640,2 рубля на 2016 год, 614,59 рубля на 2017 год;
абзац 15 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 343,03 рубля на 2016 год, 329,31 рубля на 2017 год;
абзац 16 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 46620,13 рубля на 2016 год, 44755,32 рубля на 2017 год;
абзац 18 подраздела 7.1 раздела 7 в части установления норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 948,38 рубля на 2016 год, 948,38 рубля на 2017 год;
абзац 2 подраздела 7.2 раздела 7 в части установления подушевого норматива финансирования (без учета федерального бюджета) за счет бюджетных ассигнований областного бюджета (в расчете на 1 жителя) в 2015 году 2013,99 рубля, в 2016 году - 1974,6 рубля, в 2017 году - 1886,67 рубля.
Администрации Смоленской области опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.С. Савушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.