Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Медведевой Д.С.,
судей: Фоминова Р.Ю., Турлаева В.Н.,
с участием прокурора Протасовой О.Б.,
при секретаре Дугужевой Б.Х.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца Рябкова Р.В., Министерства обороны Российской Федерации в лице полномочного представителя Коваленко Т.В.
на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 26 августа 2015 года
по иску Рябкова Р.В. к войсковой части 44936, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.
УСТАНОВИЛА:
Рябков Р.В. обратился в суд с иском к войсковой части 44936, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
В обоснование заявленных исковых требований истец сослался на то, что он является сыном Рябкова В.Г., военнослужащего Министерства обороны РФ, проходившего военную службу по контракту в составе войсковой части N52380, подчиняющейся Министерству обороны РФ, в должности укладчика парашютов группы (парашютно- десантной) и погибшего ... года в результате авиационной катастрофы при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики.
С момента гибели его (Рябкова Р.В.) отца пробило уже много лет. Однако, боль и горечь утраты так и не прошли, а наоборот ещё более усугубились, отец являлся у него единственным кормильцем. Горько и больно осознавать, что гибель отца причинила моральные и нравственные страдания. Вред, причиненный его семье в связи с гибелью отца - невосполним.
В настоящее время правопреемником войсковой части 52380 является войсковая часть 44936. Возможность обращения в суд с иском о компенсации морального вреда не ограничена процессуальным сроком (ст. 208 ГК РФ).
Гибель старшего прапорщика Рябкова В.Г. наступила в результате деятельности по использованию механизма, обладающего вредоносными свойствами из-за невозможности полного контроля за ним со стороны человека.
Согласно п.12.ст.1 Федерального закона РФ от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Выплата истцу страхового возмещения в связи с гибелью отца не включала в себя компенсацию морального вреда, поскольку обязательное государственное личное страхование военнослужащих за счет средств федерального бюджета установлено в целях защиты их социальных интересов (пункт 1 статьи 969 ГК РФ, пункт 1 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), которые не относятся к нематериальным благам.
В связи с реорганизацией с 2009 года с образованием бюджетных учреждений в Министерстве обороны войсковые части не имеют своего лицевого счета в органах Федерального казначейства, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны РФ, счет которому открыт в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства 109240 г. Москва ...
Согласно п.2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.
Рябков Р.В. просил суд признать Министерство обороны Российской Федерации главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, войсковой части 44936 в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам войсковой части 44936; взыскать с Министерства Обороны Российской Федерации главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств по денежным обязательствам войсковой части 44936 в пользу Рябкова Романа Владимировича компенсацию морального вреда в размере 550000 рублей; взыскать с Министерства Обороны Российской Федерации главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств по денежным обязательствам войсковой части 44936 на услуги представителя в размере 15000 рублей в пользу Рябкова Р. В.
Обжалуемым решением Буденновского городского суда от 26 августа 2015 года исковые требования Рябкова Р.В. удовлетворены частично.
Суд признал Министерство обороны Российской Федерации главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, войсковой части 44936 в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам войсковой части 44936.
Суд взыскал с Министерства Обороны Российской Федерации главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств по денежным обязательствам войсковой части 44936 в пользу Рябкова Р.В. компенсацию морального вреда в размере 100000. рублей; расходы на услуги представителя в размере 5000. рублей.
В удовлетворении требований Рябкова Р.В. о взыскании с Министерства Обороны Российской Федерации главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств по денежным обязательствам войсковой части 44936 в его пользу 450000 рублей морального вреда, 10 000 рублей расходов по оплате услуг представителя - отказано.
В апелляционной жалобе истец Рябков Р.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Не согласен с решением суда в части размера компенсации морального вреда, полагая его заниженным., поскольку присужденная судом сумма не компенсирует причиненный вред, поскольку истец лишился своего отца. Также полагает несостоятельной ссылку суда на взыскание компенсации морального вреда в пользу матери истца.
Возражений на апелляционную жалобу истца Рябкова Р.В. не поступило.
В апелляционной жалобе полномочный представитель Министерства Обороны РФ Коваленко Т.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме. Мотивирует тем, что суд неправомерно отклонил доводы ответчика об особенностях правового статуса военнослужащих в обществе, на которых возложена обязанность по вооруженной защите государства, связанная с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью. Министерством обороны РФ по отношению к военнослужащим, проходящим военную службу в ВС РФ предусматривается как выплата страховых гарантий, так и единовременных выплат военнослужащим либо членам их семей, которые предоставляются страховой компанией из перечисляемых Министерством обороны средств, выделяемых им на эти цели из федерального бюджета. В соответствии с действующими нормами Министерство обороны установило истцу гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред в результате гибели военнослужащего. Ссылается на то, что СОАО "ВСК" в установленном законом порядке и срока 07.09.2000 г. были выплачены истцу в полном объеме все положенные выплаты страхового возмещения в размере 25 окладов и единовременное возмещение в размере 40 окладов как равной доли из 120 окладов по числу выплат всем родственникам семьи погибшего. Также указывает, что документы, представленные истцом не устанавливают неправомерное действие причинителя вреда со стороны должностных лиц Министерства обороны, не установлена причинная связь между неправомерными действиями должностных лиц Министерства обороны и причиненным моральным вредом, судом не установлена вина причинителя вреда. Кроме того, положения ст.1100 ГК РФ не распространяются на предмет данного спора, поскольку погибший Рябков В.Г. являлся военнослужащим ВС РФ, служба в которых предусматривает обязанность осуществлять свою трудовую деятельность непосредственно с оружием, военной техникой и т.д., которые по отношению к военнослужащим не являются источником повышенной опасности, поскольку все вооружение является орудием уничтожения, в связи с чем военнослужащим законодательством устанавливается соответствующее денежное довольствие, надбавки, льготы и компенсации, которые отсутствуют у других граждан РФ, в том числе военнослужащим предусмотрены соответствующие выплаты в связи с получением травм или гибели военнослужащего.
Возражений на апелляционную жалобу Министерства обороны РФ со стороны истца не поступило.
Истец извещался о месте и времени рассмотрения дела по адресам, имеющимся в материалах дела, судебные извещения возвратились в краевой суд с отметкой об истечении срока хранения, что расценивается судебной коллегией как отказ от получения судебного извещения. В силу положений ст. 117 ГПК РФ судебная коллегия считает истца надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
Ответчики войсковая часть 44936, Министерство обороны РФ, Военный комиссариат Ставропольского края надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителя истца Захарову Г.А., поддержавшую доводы жалобы истца, заключение прокурора Протасовой О.Б., обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Рябков В.Г. -отец истца, являясь военнослужащим, старшим прапорщиком, проходил с ноября 1976 года военную службу по контракту в войсковой части 52380, правопреемником которой стала войсковая часть 44936.
Согласно извещению от 2 апреля 2001 года военного комиссара г. Буденновска Ставропольского края и свидетельству о смерти от ... года, Рябков В.Г. ... года погиб при авиакатастрофе при исполнении обязанности военной службы.
Согласно копии послужного списка, старший прапорщик Рябков В.Г., начальник склада укладчик парашютов группы (парашютно-десантной), погибший ... года, в результате авиационной катастрофы, исключен из списков личного состава части (приказ N 155 от 16 июня 2000 года командира войсковой части 52380).
Данные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции не оспаривались сторонами.
Частично удовлетворяя исковые требования Рябкова Р.В., суд первой инстанции исходил из того, что гражданско-правовая ответственность за последствия крушения вертолета, как источника повышенной опасности, несет владелец источника повышенной опасности, то есть войсковая часть 44936. При этом ответственность войсковой части по компенсации морального вреда наступает независимо от вины. Поскольку войсковая часть 44936 г. Буденновск входит в состав Вооруженных Сил российской Федерации и в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об обороне" является федеральным казенным учреждением и получателем бюджетных средств, то компенсацию морального вреда следует взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, являющегося главным распорядителем бюджетных средств.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанных с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (статья 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е"), военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции (далее - военная и аналогичная ей служба), посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установилдля военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции (далее -военнослужащие и приравненные к ним лица) обязательное государственное страхование жизни и здоровья, определив в Федеральном законе условия и порядок его осуществления.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Следовательно, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (статья 1084 ГК Российской Федерации, статья 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и др.), - входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.
Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (статья 7, часть 2; статья 37, части 1 и 3; статьи 35 и 41, часть 1; статья 53 Конституции Российской Федерации).
Выплата страховых сумм, производится за вычетом ранее выплаченных сумм по тому же страховому событию. При этом страховые суммы выплачиваются независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения ущерба.
В соответствии - с требованиями Приказа Министра обороны РФ от 10 октября 1998 г. N 455, а также ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" жизнь и здоровье военнослужащих подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации из федерального бюджета, на весь период прохождения ими военной службы (военных сборов), а также в течение одного года после отчисления с военных сборов или окончания военной службы (военных сборов) в случае их смерти либо установления им инвалидности, наступивших в результате увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, имевших место в период прохождения военной службы (военных сборов).
Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются: установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, а так же получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии).
В соответствии с ч.2 ст. 5 Федерального закона N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент исполнения Минобороны России обязательств по данному страховому случаю) страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:
- в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения
военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после
увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов
вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в
период прохождения военной службы, службы, военных сборов, - 25 окладов
каждому выгодоприобретателю.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (действовавшей на момент исполнения обязательств Минобороны России по данному страховому случаю) установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере: призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
В связи с вышеизложенным по отношению к военнослужащим, проходящим военную службу в ВС РФ предусматривается как выплата страховых гарантий, так и единовременных выплат военнослужащим либо членам их семей, которые предоставляются страховой компанией из перечисляемых Министерством обороны средств, выделяемых им на эти цели из федерального бюджета.
Закрепляя обязательность страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц как выполняющих служебные обязанности в особых условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, и специальный порядок его финансирования (за счет средств соответствующих бюджетов - федерального или субъекта Российской Федерации), федеральный законодатель может при этом предусмотреть различный правовой механизм осуществления страховых выплат. Однако такой механизм должен включать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям данного вида страхования, характеру правоотношений, возникающих между гражданином и государством в связи с причинением вреда жизни или здоровью при прохождении службы, и обеспечивающие на основе упрощенных процедур своевременное и в полном объеме получение полагающегося страхового обеспечения.
Вышеуказанное подтверждается Конституционным Судом РФ, который в своем постановлении от 20 октября 2010 года N18-П указал, что одной из форм исполнения государством обязанности возместить вред, который может быть причинен жизни или здоровью военнослужащих при прохождении ими военной службы, является обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, установленное законом в целях защиты их социальных интересов и интересов государства.
Как следует из ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно положений ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Частью 1 ст. 1100 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20.10.2010 N 18-П, в системной связи со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.
Из приведенных норм следует, что обязательство по компенсации морального вреда в общем случае возникает при наличии одновременно следующих условий: претерпевание морального вреда; неправомерное действие причинителя вреда; причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом; вина причинителя вреда, которая не учитывается при причинении вреда источником повышенной опасности.
Первым условием является наличие морального вреда, т.е. наличие негативных изменений в психической сфере человека, выражающихся в претерпевании последним физических или нравственных страданий. При этом законодатель устанавливает только неправомерные действия в качестве условия ответственности за причинение морального вреда. Потерпевший должен доказать факт, реальное существование морального вреда.
Второе условие ответственности за причинение морального вреда -неправомерные действия причинителя вреда. Противоправность деяний заключается в их противоречии нормам права.
Обязательным условием ответственности при наличии состава правонарушения является юридически значимая причинная связь между поведением причинителя (действие или бездействие) и наступившим вредом. Причинная связь может считаться юридически значимой, если поведение причинителя превратило возможность наступления вредоносного результата в действительность либо обусловило конкретную возможность его наступления. Таким образом, для возложения ответственности за причинение вреда требуется установить наличие необходимой причинной связи между неправомерным поведением причинителя и вредом.
Ответственность за причинение морального вреда в общем случае возникает при наличии вины причинителя вреда - это четвертое условие. Вина, т.е. психическое отношение причинителя вреда к своим противоправным действиям и их последствиям, может проявляться в форме, как умысла, так и неосторожности.
Однако, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о неправомерных действиях причинителя вреда со стороны должностных лиц войсковой части N52380 и Министерства обороны; отсутствуют доказательства наличия причинной связь между неправомерными действиями должностных лиц войсковой части N52380 и Министерства обороны РФ и причиненным моральным вредом.
При таких обстоятельствах, когда не нашли своего подтверждения противоправность действий причинителя вреда и причинная связь между наступлением вреда и противоправностью действий причинителя вреда, вывод суда о наличии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда является неправильным.
По изложенным мотивам решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст.328,329, пп.3,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буденновского городского суда от 26 августа 2015 года отменить, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации в лице полномочного представителя Коваленко Т.В.- удовлетворить, апелляционную жалобу истца Рябкова Р.В. оставить без удовлетворения.
Принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Рябкова Р.В. к войсковой части 44936, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.