Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Меньшова С.В., Мясникова А.А.,
с участием секретаря судебного заседания Мараховского С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 20 октября 2015 года,
по исковому заявлению Левченко Т.Н. к комитету по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании действий незаконными, возложении обязанности возобновить ежемесячную денежную выплату и взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Левченко Т.Н. обратилась в суд с иском к комитету по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в котором просила признать незаконными действия ответчиков, выразившихся в прекращении с 01 июля 2015 года ежемесячной денежной выплаты ей, как ветерану труда Ставропольского края, установленной в соответствии со статьёй 6 Закона Ставропольского края от N 8-кз 11 февраля 2014 года "О ветеранах труда Ставропольского края", обязать возобновить ежемесячную денежную выплату с 01 июля 2015 года и взыскать судебные расходы.
Обжалуемым решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 20 октября 2015 года иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе председатель комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска Морозова Н.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Левченко Т.Н. просит решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает обжалуемое решение подлежащим отмене, в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что Левченко Т.Н. является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д. 11).
Комитетом по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска Левченко Т.Н. выдано удостоверение "Ветеран труда Ставропольского края" (л.д. 12).
С 09 мая 2012 года Левченко Т.Н. является пенсионером по старости, так как достигла возраста 55 лет и ГУ УПФ РФ ей назначена трудовая пенсия по старости (л.д. 13).
Управлением пенсионного фонда Российской Федерации по г.Невинномысску Левченко Т.Н. производятся ежемесячные денежные выплаты в размере 561 рубля 63 копеек, что подтверждается справкой от 28августа 2015 года, выданной ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску (л.д. 17).
Комитетом по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска сообщено истцу, что у неё отсутствуют основания для одновременного получения ежемесячной денежной выплаты, установленной краевым законом для ветеранов труда и ежемесячной денежной выплаты, установленной федеральным законом для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4.1 Федерального закона N 2-ФЗ от 10января 2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", пункта 2 статьи 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" и статьи 6 Закона Ставропольского края N 8-кз от 11 февраля 2014 года "О ветеранах труда Ставропольского края", пришёл к выводу, что с учётом специфики правового статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации, закон предполагает возможность предоставления указанным лицам в порядке исключения из общего правила ежемесячной денежной выплаты по двум основаниям, в связи с чем у Левченко Т.Н. имеется право на одновременное получение ежемесячной денежной выплаты и как у ветерана труда, и как у лица, подвергшегося воздействию радиации.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона N 2-ФЗ от 10 января 2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по различным основаниям ему предоставляются меры социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно статье 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) меры социальной поддержки ветеранов труда определялись данным Федеральным законом.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон "О ветеранах" внесены существенные изменения, касающиеся мер социальной поддержки ветеранов труда.
С учётом внесённых изменений с 01 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, стали определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
Финансирование социальной поддержки ветеранов труда в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществляется за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, действующей с 01 января 2005 года) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение ежемесячной денежной выплаты.
Пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (введена Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определён перечень категорий ветеранов, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, установленную данным Федеральным законом: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона; 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 5) лица, награждённые знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда.
Среди перечисленных в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" категорий ветеранов, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, установленную Федеральным законом "О ветеранах", ветераны труда не названы. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию.
Пунктом 2 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по этому Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом N 2-ФЗ от 10 января 2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по данному Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из приведённых положений указанной нормы, полагая, что ветераны труда относятся к той категории лиц, меры социальной поддержки которым устанавливаются Федеральным законом "О ветеранах", и, следовательно, исключение, предусмотренное в данной норме, предполагающее возможность одновременного получения ежемесячной денежной выплаты одним лицом по нескольким основаниям, может быть применено к Левченко Т.Н., имеющей статус гражданина, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и ветерана труда.
Между тем, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О ветеранах" данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2-4 этого Федерального закона, то есть на ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий.
В то же время статьёй 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, действующей с 01января 2005 года) определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах", в частности предписание, содержащееся в пункте 2 статьи 23.1 этого Закона, не регулирует отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда.
Согласно статье 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона Ставропольского края N 8-кз от 11 февраля 2014года "О ветеранах труда Ставропольского края" социальная поддержка ветеранов труда Ставропольского края предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 1 429 рублей 19 копеек. Размер ежемесячной денежной выплаты указан в размере, установленном законом Ставропольского края N103-кз от 07 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки ветеранов", с учётом его индексации с 01 июля 2013 года.
В пункте 3 статьи 6 Закона Ставропольского края N 8-кз от 11 февраля 2014 года "О ветеранах труда Ставропольского края" указано, что при наличии у гражданина, которому присвоено звание "Ветеран труда Ставропольского края", права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края.
При этом законодательство Ставропольского края в отличие от положений Федерального закона "О ветеранах" не содержит положений, предусматривающих возможность одновременного получения меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты одним и тем же лицом по нескольким основаниям.
С учётом приведённых нормативных положений, вывод суда первой инстанций о том, что Левченко Т.Н. на основании пункта 2 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" в порядке исключения из общего правила имеет право на одновременное получение ежемесячной денежной выплаты и как ветеран труда, и как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, является неправильным.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, а решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решении я об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Левченко Т.Н.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 20октября 2015 года отменить, апелляционную жалобу ответчика комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых Левченко Татьяны Николаевны к комитету по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконными действий, выразившихся в прекращении с 01 июля 2015 года ежемесячной денежной выплаты Левченко Т.Н., как ветерану труда Ставропольского края, установленной в соответствии со статьёй 6 Закона Ставропольского края N 8-кз от 11 февраля 2014 года "О ветеранах труда Ставропольского края", возложении обязанности возобновить Левченко Т.Н. ежемесячную денежную выплату, как ветерану труда с 01 июля 2015 года и взыскании судебных расходов.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.