Судья Ярославского областного суда Преснов В.С.,
при секретаре Москалевой С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области на постановление главного государственного инспектора Даниловского муниципального района Ярославской области по пожарному надзору N от 09.10.2015 и решение судьи Даниловского районного суда Ярославской области от 10.11.2015, принятых по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Даниловского муниципального района Ярославской области по пожарному надзору N от 09.10.2015 Администрация Даниловского муниципального района Ярославской области привлечена к административной ответственности по частям 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в здании Архивного отдела Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области проведена плановая выездная проверка с целью соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкциями светильников в кабинете заведующей, на лестничной клетке, в архивном хранилище N 1, N 2, подсобном помещении;
- в подсобном помещении помещения хранилищ не оборудованы автоматическими установками пожаротушения;
-предел огнестойкости дверей котельной, архивного хранилища N 1,2 менее нормативного;
- не проведены эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы с составлением соответствующего акта;
- на дверях котельной отсутствуют обозначение категорий по взрывоопасности и пожарной безопасности и класс зоны ПУЭ;
-пройдено обучение по пожарно-техническому минимуму;
- на первом этаже в подсобных помещениях N 3 и N 2 поврежден слой штукатурки на потолке;
- на первом этаже в подсобном помещении N 3 и N 2не заделано негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшиеся отверстие в месте пересечения потолочных перекрытий инженерными коммуникациями;
- не соответствует требованиям противопожарной люк при выходе на чердак из лестничной клетки.
Решением судьи Даниловского районного суда Ярославской области постановление главного государственного инспектора Даниловского муниципального района Ярославской области по пожарному надзору N от 09.10.2015 изменено, размер штрафа снижен до "данные изъяты" рублей.
Администрацией Даниловского муниципального района Ярославской области на постановление должностного лица и решение судьи Даниловского муниципального района Ярославской области подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении с связи с малозначительностью.
В обоснование жалобы указано, что после выявления вышеуказанных нарушений большинство из них устранены. При определении меры наказания не учтено, что зданию архива требуется капитальный ремонт. В связи с этим принято решение о нецелесообразности вложения бюджетных средств на противопожарные мероприятия до производства капитального ремонта или переезда в другое помещение. В настоящее время принято решение о переводе архива в другое помещение.
Заслушав защитника Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области по доверенности Семенова М.Б., исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю, что постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение должностному лицу.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Такие нарушения процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях допущено при рассмотрении дела должностным лицом.
Из представленных в областной суд материалов дела об административном правонарушении следует, что 09 октября 2015г. должностным лицом были составлены протоколы об административных правонарушениях о нарушениях правил пожарной безопасности в отношении Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области. В это же день вынесено постановление о назначении административного наказания. Протоколы об административных правонарушениях составлены в отсутствие законного представителя юридического, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При составлении протоколов и вынесении постановления принимала участие ФИО1 - заведующая архивным отделом Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области. Как указано в процессуальных документах, ФИО1 действовала по доверенности.
Вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении возможно при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами защитника.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного Суда РФ за первый квартал 2007г.В соответствии с ч.1 ст. 25.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.5 КоАП РФ).
ФИО1, являясь руководителем структурного подразделения администрации муниципального района, не относится к числу законных представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Тем самым, в данном случае законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является глава администрации местной администрации.
Доказательства возложения на ФИО1 в период производства по делу об административном правонарушении исполнение обязанностей руководителя местной администрации не представлены. Документы, удостоверяющие ее полномочия как руководителя администрации, материалы дела не содержат.
В силу изложенного ФИО1 в период производства по делу об административном правонарушении не являлась законным представителем юридического лица. Действуя на основании выданной доверенности, она могла быть защитником юридического лица, если такое право было предоставлено ей доверенностью. В материалах дела об административном правонарушении и материалах, представленных судьей районного суда, отсутствует копия доверенности. Поэтому не представляется возможным с достоверностью установить наделения ее законным представителем юридического лица полномочиями защитника.
В соответствии с частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, вправе законный представитель юридического лица, а не его защитник.
Протоколы об административных правонарушениях составлены в отсутствии законного представителя юридического лица. При производстве по делу об административном правонарушении должностное лицо не предлагал законному представителю юридического лица представить объяснение по обстоятельствам дела. В нарушение ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ до рассмотрения дела копии протоколов об административных правонарушениях законному представителю должностное лицо не направлял.
Получение ФИО1 копий протоколов не устраняет нарушений положений ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, так как рассмотрение дела состоялось сразу после составления протоколов.
При указанных обстоятельствах оснований для вынесения постановления в день составления протоколов об административных правонарушениях не имелось, так как законный представитель юридического лица не извещался о времени и месте рассмотрения дела, не имел возможности дать объяснения, представить доказательства, заявлять ходатайства, т.е. не были соблюдены права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела.
Указанное нарушение процессуальных норм является существенным, так как не позволили юридическому лицу реализовать процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, и свидетельствуют о нарушении требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, что является основанием для отмены принятых по делу актов с направлением дела на новое рассмотрение должностному лицу.
Кроме того, Администрация Даниловского муниципального района Ярославской области привлечена к административной ответственности по частям 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ. Но в материалах дела об административном правонарушении имеются только протокол об административном правонарушении N от 09.10.2015г. по ч. 4 ст. 20.4КоАП РФ, протокол N 82 по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20. 4 КоАП РФ - отсутствует.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление главного государственного инспектора Даниловского муниципального района Ярославской области по пожарному надзору N 0059 от 09.10.2015 и решение судьи Даниловского районного суда Ярославской области от 10.11.2015, принятых по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области отменить, дело направить на новое рассмотрение главному государственному инспектору Даниловского района Ярославской области по пожарному надзору.
Судья В.С.Преснов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.