Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Сеземова А.А.
судей Маренниковой М.В., Парменычевой М.В.
при секретаре Климовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
16 ноября 2015 года
дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 14 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Никулиной Т.Б. удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ N в части не включения в специальный стаж Никулиной Т.Б. периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде и курсов повышения квалификации.
Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) включить Никулиной Т.Б. в специальный стаж, учитываемый для назначения досрочной страховой пенсии, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в т. ч. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить Никулиной Т.Б. досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) в пользу Никулиной Т.Б. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты") руб.".
Заслушав доклад судьи областного суда Маренниковой М.В., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Никулина Т.Б. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославля (межрайонное) с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Ф3 N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) N от ДД.ММ.ГГГГ Никулиной Т.Б. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы.
Никулина Т.Б. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное), в котором с учетом уточнения требований в судебном заседании просила признать недействительным решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ N в части не включения в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в т. ч. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж истца; назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что периоды работы в должности фельдшера по приему вызовов подлежат включению в специальный стаж поскольку в функциональные обязанности истца входило не только прием и фиксация поступивших на станцию скорой медицинской помощи вызовов, передача их выездным бригадам, но и оказание медицинской помощи населению. Подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку в соответствии с действующим законодательством медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию не реже 1 раза в пять лет, проходить в установленном порядке аттестацию и переаттестацию. На период нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется средняя заработная плата и работодателем производятся отчисления страховых взносов в пенсионный орган.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) по доверенности Семянникову С.Р. в поддержание доводов жалобы, возражения представителя Никулиной Т.Б. по доверенности Войновой О.Е., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
С выводом суда об удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается, считает его правильным, соответствующим обстоятельствам дела и закону.
Доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права являются несостоятельными.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, судом первой инстанции истолкован и применен правильно. Нарушений норм материального права не допущено.
Доводы жалобы о том, что не подлежат включению в специальный стаж Никулиной Т.Б. периоды работы в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездной бригаде повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка и сделан обоснованный вывод о несостоятельности.
Из материалов дела усматривается, что Никулина Т.Б. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером врачебной бригады скорой и неотложной медицинской помощи, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фельдшером по приёму вызовов и передаче их врачебной бригаде на станции скорой медицинской помощи г. Ярославля, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( ДД.ММ.ГГГГ) - фельдшером по приёму вызовов и передаче их выездной бригаде в Государственном учреждении здравоохранения Ярославской области станция скорой медицинской помощи.
Согласно положениям Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста (п.20 ч.1 ст.30).
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30).
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N464, право на пенсию за выслугу лет предоставлялось среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N1066 право на пенсию за выслугу лет предоставлялось фельдшерам, занятым на станциях скорой медицинской помощи.
В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781, право на пенсию за выслугу предоставляется фельдшерам, занятым на подстанциях скорой медицинской помощи.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что должность фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездной бригаде является лишь уточнением той деятельности, которой Никулина Т.Б. занималась как фельдшер, следовательно, периоды работы истицы в указанной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в т. ч. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в медицинский стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Довод жалобы о том, что функциональные обязанности фельдшера по приему вызовов по своему содержанию не тождественны лечебным и иным функциям по охране здоровья населения, выполняемым медицинскими работниками, является несостоятельным.
Как следует из имеющейся в деле должностной инструкции фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи ( "данные изъяты"), в круг должностных обязанностей фельдшера по приему вызовов входили не только прием и передача вызовов выездным бригадам скорой медицинской помощи, но и оказание амбулаторной помощи пациентам, обратившимся за медицинской помощью непосредственно на подстанцию скорой помощи ( пункт 20 "Функциональных обязанностей фельдшера ( медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде.
Доказательств того, что в вышеуказанные периоды работы, после периода работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который включен пенсионным органом в специальный стаж, функциональные обязанности истицы изменились и не осуществлялось амбулаторной помощи пациентам, непосредственно обратившимся на подстанцию скорой помощи, в материалах дела не содержится.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о незаконности решений Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) об исключении спорных периодов работы Никулиной Т.Б. из специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Ссылки в жалобе на положения приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ Nн основанием к отмене решения суда не являются, поскольку функциональные обязанности Никулиной Т.Б., как следует из материалов дела, были значительно шире тех, которые отражены в положениях указанных законодательных актов, соответственно, доводы пенсионного органа о нетождественности должностей "фельдшер по приему вызовов" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" правильность выводов суда не опровергают.
По тем же мотивам судебная коллегия отклоняет и ссылки в жалобе на Определение Конституционного суда РФ и Определения Верховного суда РФ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в медицинский стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации повторяют позицию ответчика в судебном заседании, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается.
Согласно статье 187 ТК РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Аналогичные положения содержались в статье 112 КЗоТ РСФСР.
Истица направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия считает, что суд правильно указал, что во время нахождения работника на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ним не прекращаются, за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, перечисляются страховые взносы. Данный вывод суда соответствует положениям трудового законодательства, Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1, Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 года N323-ФЗ, приказу Министерства здравоохранения РФ N 186 от 05.06.1998 года "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием", приказу Министерства здравоохранения РФ N 1212 от 12.12.1978 года "О мерах по совершенствованию системы повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием". Повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности.
Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации судом обоснованно включены в специальный стаж работы, поскольку при их прохождении она продолжала осуществлять трудовую деятельность.
При таких обстоятельствах, ввиду наличия у истицы необходимого специального стажа, у суда первой инстанции имелись все основания для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению ей досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылки в жалобе на допущенное нарушение положений статей 17, 19 Конституции РФ являются несостоятельными.
Постановленное судом решение статьям 17, 19 Конституции РФ не противоречит.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 14 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.