Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Малахова В.А.,
судей Задворновой Т.Д., Драчева Д.А.
при секретаре Кругловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
1 декабря 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 22 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Бляблина В.С. удовлетворить.
Обязать мэрию города Ярославля в течение 3 месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу представить Бляблину В.С. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в рамках "Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области в 2013-2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 22 апреля 2013 года N 432-П, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью на менее "данные изъяты" кв.м., в пределах города Ярославля на состав семьи "данные изъяты" человека: Бляблин В.С., Котомина Т.В., несовершеннолетняя Бляблина А.В., "данные изъяты" года рождения.
После предоставления в собственность указанного выше жилого помещения прекратить право собственности Бляблина В.С. на жилое помещение по адресу: "адрес" и на "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по улице "данные изъяты" дом N города Ярославля с кадастровым номером "данные изъяты" с признанием права муниципальной собственности на указанные жило помещение и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок."
Заслушав доклад судьи областного суда Задворновой Т.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бляблин В.С. обратился в суд с иском к мэрии г.Ярославля о возложении обязанности в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу предоставить ему на праве собственности благоустроенное жилое помещение в рамках "Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области в 2013-2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Ярославкой области от 22 апреля 2013 года N 432-П, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м., в пределах города Ярославля на состав семьи "данные изъяты" человека: Бляблин В.С., Котомина Т.В., несовершеннолетняя Бляблина А.В.; после предоставления в собственность указанного выше жилого помещения прекратить право общей собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", и на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок по улице "данные изъяты" дом N города Ярославля с кадастровым номером "данные изъяты" с признанием права муниципальной собственности на указанные жилое помещение и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что является собственником жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном жилом помещении совместно с истцом зарегистрированы и проживают жена Котомина Т.В., дочь Бляблина А.В. Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N N указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением мэрии г. Ярославля от 16 июня 2010 года N 2346 установлен срок расселения дома до 01 января 2014 года. На протяжении указанного периода времени ответчик никаких мер по расселению не принимает. ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара огнем повреждено строение лестничной клетки многоквартирного дома. Дальнейшее проживание истца в данном жилом помещении представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью его и членов его семьи. Указанный дом включен в "Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области в 2013-2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Ярославской области от 22 апреля 2013 года N 432-П, в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в связи с чем, истец, имея право выбора способа обеспечения его жилищных прав: предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп, претендует на предоставление в собственность иного жилого помещения взамен признанного аварийным, которое должно носить компенсационный характер.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового решения.
Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав Бляблина В.С. и его представителя по доверенности Лебедева С.А., судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения и удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о том, что ФИО7 имеет право на предоставление на праве собственности жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м., в пределах города Ярославля, поскольку после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, он не обеспечен жилым помещением.
С указанным выводом суда, мотивами принятого судом решения, судебная коллегия соглашается и находит их правильными.
Нормы материального права, в том числе положения ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст.2, 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" применены и истолкованы судом верно.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с ч.6 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу ст.16, п.3 ст.2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В данном случае собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом N N по "данные изъяты" включен в "Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области в 2013 - 2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Ярославской области от 22 апреля 2013 года N 432-П.
Проанализировав положения вышеприведенных правовых норм, учитывая, что жилой дом, в котором расположена квартира истца, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также волеизъявление самого истца на предоставление ему на праве собственности другого благоустроенного жилого помещения, суд пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Учитывая положения ч.1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд верно исходил из того, что предоставление истцу жилого помещения должно осуществляться в соответствии с нормами, предусмотренными ст.ст. 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Из системного толкования норм жилищного законодательства следует, что включение жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, является самостоятельным основанием для предоставления собственнику жилого помещения по его выбору благоустроенного жилого помещения равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без зачета стоимости изымаемого жилого помещения в выкупную цену.
По существу доводы жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права, аналогичны доводам, приводимым ответчиком в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, данным доводам дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
По изложенным основаниям апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии г.Ярославля на указанное решение оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.