Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.,
судей Суринова М.Ю., Федотовой Н.П.,
при секретаре Боговой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Суринова М.Ю.
11 декабря 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального учреждения "Администрация Мышкинского муниципального района" на решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 16 октября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования муниципального учреждения "Администрация Приволжского сельского поселения" удовлетворить частично.
Возвратить муниципальному учреждению "Администрации Мышкинского муниципального района" договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 20 000 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешённого использования: под полигоном твердых бытовых отходов, расположенного по адресу, "адрес", заключенный ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом администрации Мышкинского муниципального района Ярославской области с ФИО 1, для оформления земельного участка и расположенного на нем полигона ТБО в соответствии с требованиями закона.
В удовлетворении остальных требований муниципального учреждения "Администрации Приволжского сельского поселения" отказать.
Судебная коллегия установила:
Муниципальное учреждение "Администрация Приволжского сельского поселения" обратилась в суд с исковыми требованиями к муниципальному учреждению "Администрации Мышкинского муниципального района" о признании за ответчиком право собственности на земельный участок с кадастровым N; возложении на ответчика обязанности зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым N 76:07:043501:547; возложении на ответчика обязанности принять договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО 1.; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области обязанности зарегистрировать право собственности муниципального учреждения "Администрации Мышкинского муниципального района" на земельный участок кадастровый N.
В ходе судебного разбирательства истец дополнил исковые требования, просит суд также признать за ответчиком право собственности на сооружение - полигон твердых бытовых отходов ( далее- ТБО) по адресу: "адрес", расположенный на земельном участке с кадастровым N, общей площадью 20000 кв.м.; возложить на ответчика обязанность подготовить технический план и зарегистрировать право собственности на сооружение- полигон ТБО; возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области обязанность зарегистрировать право собственности ответчика на сооружение - полигон ТБО по адресу: "адрес".
В обоснование требований указано, что в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Приволжское сельское поселение исполняет полномочия по распоряжению земельными участками государственной собственности с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данного полномочия по Акту "Приема -передачи заявлений от Комитета по управлению имуществом администрации Мышкинского муниципального района Приволжскому сельскому поселению Мышкинского муниципального района Ярославской области" от ДД.ММ.ГГГГ Приволжское сельское поселение приняло в распоряжение от Комитета по управлению имуществом администрации Мышкинского Муниципального района договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый N, общей площадью 20000 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес".
Согласно копии кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ N земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешённого использования: под полигоном твердых бытовых отходов. Сведения о правах: Правообладатель - Администрация Мышкинского MP, вид права - муниципальная собственность.
На основании архивной копии от 09.06.2015г. N Г-125/1 Распоряжения Исполнительного комитета Мышкинского районного Совета народных депутатов Ярославской области от 02.07.1984г. N 59 "О назначении комиссии по выбору земельного участка под поселковую свалку" и Распоряжения Ярославского областного совета народных депутатов от 06.03.1986 г. N 45-р "О предварительном согласовании земельных участков для несельскохозяйственных нужд и внутрихозяйственного строительства в Борисоглебском, Любимском, Мышкинском, Некоузском, Переславском, Рыбинском и Ярославском районах" было принято решение о согласовании по выбору участка для несельскохозяйственных нужд для организации исполкомом Мышкинского поселкового Совета народных депутатов поселковой свалки на землях колхоза имени Ульянова ориентировочной площадью 2 га. лесов I группы.
Актом выбора земельного участка под поселковую свалку установлено место нахождения земельного участка: с правой стороны автодороги ...
В соответствии с заключением N о ДД.ММ.ГГГГ. по выбору и отводу земельных участков под строительство промышленных предприятий, коммунальных, гидротехнических и др. сооружений земельный участок был отведен под поселковую свалку. Проектная документация не проводилась. На сегодняшний день полигон ТБО не зарегистрирован, а так как он не зарегистрирован, данный земельный участок был передан в Приволжское поселение для распоряжения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки земельный участок под полигоном ТБО относится к зонам специального назначения.
В состав зон специального значения включаются участки, занятые кладбищами, скотомогильниками, захоронениями биоотходов, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных объектов и недопустимо в других территориальных зонах. На свалку в течение 30-ти лет вывозились и складировались отходы хозяйственной деятельности населения не только городского, но и сельского населения. В основном отходами являлись твердые бытовые отходы. Поэтому эксплуатация свалки стала приемлема, как полигон ТБО.
В соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 05.11.1996г. наиболее распространенными в настоящее время сооружениями по обезвреживанию удаляемых из населенных пунктов ТБО являются полигоны. Поэтому вид разрешенного использования земельного участка был принят как "под полигон твердых бытовых отходов". Данный факт подтверждается копией кадастрового паспорта на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. N.
Регистрацию данного земельного участка и находящегося на нем полигона ТБО должны были организовать органы местного самоуправления Администрации Мышкинского муниципального района. Считают, что так как данный полигон ТБО частично имеет ограждение и на нем имеется площадка из бетонных плит, то он является сооружением.
В соответствии с Санитарными правилами устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденными 16.05.1983г. N 28-11-83, полигоны твёрдых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. Данным сооружением, в том числе земельным участком под полигон ТБО в соответствии с полномочиями распоряжался Мышкинский муниципальный район. Ранее полигон ТБО предоставлялся на праве постоянного бессрочного пользования МУП "ЖКХ", в последствии в аренду ООО "ЖКХ" и гр. ФИО 1
В соответствии с данными полномочиями, вышеуказанные организации вели хозяйственную деятельность, получали лицензии на утилизацию и захоронение ТБО, вели отчетность. Контроль и распоряжение этим сооружением выполнялись муниципальным районом. Кроме этого, после передачи полномочий по распоряжению земельными участками в том числе и на земельный участок под полигоном ТБО по адресу "адрес" распоряжалась сооружением - полигоном ТБО, что подтверждается копией протокола оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ N. Вместе с тем имеется техническое заключение о возможности складирования на территории ТБО отходов 5класса опасности в течение 10-ти лет начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Считают, что распоряжение и ведение хозяйственной деятельности влечет признание нрава собственности на сооружение ? полигон твердых бытовых отходов за Мышкинским муниципальным районом.
Так как полигон ТБО в настоящее время эксплуатируется, то документации по проектированию не требуется. Основанием для эксплуатации является документация 1986 года. Эксплуатация полигона ТБО неразрывно связана с использованием земельного участка под ним. Полагают, что ответственность по регистрации полигона ТБО и земельного участка под полигон ТБО лежит на Администрации Мышкинского муниципального района.
На основании Закона Ярославской области от 26.12 2014г. N 92-з "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области" решение вопросов местного значения таких как организация утилизации бытовых и промышленных отходов и организация переработки бытовых и промышленных отходов возложено на органы государственной власти Ярославской области.
Так как полигоном ТБО и земельным участком под полигоном ТБО, на основании действующих ранее полномочий распоряжался Мышкинский муниципальный район считают, что земельный участок должен являться собственностью Мышкинского муниципального района.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Муниципальное учреждение "Администрация Приволжского сельского поселения" просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя МУ "Администрация Мышкинского муниципального района" по доверенности Ананенко А.А., представителя Департамента Жилищно-коммунального комплекса Ярославской области по доверенности Роздову Е.В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 4 части1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее - ГПК РФ) основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 Постановления от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (статья 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абзацы второй - шестой статьи 222 ГПК РФ).
Из пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК Российской Федерации следует, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают, в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В части 3 статьи 22 ГПК Российской Федерации оговорено, что суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации. субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.
Проанализировав вышеназванные правовые нормы, разграничивающие подведомственность рассмотрения дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, учитывая существо заявленных исковых требований, судебная коллегия приходит к выводу, что настоящий спор между муниципальным учреждением "Администрация Приволжского сельского поселения и муниципальным учреждением "Администрация Мышкинского муниципального района" является экономическим и не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда по настоящему делу подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 16 октября 2015 года отменить.
Производство по гражданскому делу по иску муниципального учреждения "Администрация Приволжского сельского поселения" к муниципальному учреждению "Администрация Мышкинского муниципального района" прекратить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.