Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Федотовой Н.П., Суринова М.Ю.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.
29 декабря 2015 года
административное дело по апелляционной жалобе представителя Волковой Л.С. по доверенности Власовой Н.Н. на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 27 августа 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Волковой Л.С. отказать.
По делу установлено:
Волкова Л.С. обратилась в суд с иском Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля о признании незаконным распоряжения.
В обоснование своих требований ссылалась на то, что является собственником квартиры N, расположенной по адресу: "адрес". Данный жилой многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N, который, в силу п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ является общим имуществом собственников помещений жилого многоквартирного дома.
ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений многоквартирного дома обратились в Территориальную администрацию Кировского района с заявлением о предоставлении разрешения на установку ограждения земельного участка по адресу: "адрес".
Распоряжением главы Территориальной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N в
предоставлении разрешения отказано. В качестве обоснования указано, что установка
ограждения земельного участка создает препятствия для доступа к земельному участку с
кадастровым номером N, предоставленному в аренду ОАО "ТГК-2" для
эксплуатации здания подсобного помещения "данные изъяты", а также с кадастровым номером
N с видом разрешенного использования "для эксплуатации- трансформаторной подстанции N", принадлежащему на праве собственности ОАО "Ярославская городская Электросеть" (в настоящее время собственник - "МРСК-Центра").
Волкова Л.С. считала, что распоряжение главы Территориальной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N является незаконным, нарушающим ее права как собственника помещений жилого многоквартирного дома. Установка ограждения, а именно, установка автоматических ворот в арке многоквартирного дома со стороны пр. "данные изъяты" и калитки при входе на земельный участок со стороны ул. "данные изъяты", была согласована решением общего собрания собственников помещений. При обращении в Территориальную администрацию Кировского района мэрии г.Ярославля заявителем был представлен необходимый пакет документов, предусмотренный Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на установку ограждения земельного участка, утвержденного Постановлением мэрии г.Ярославля от 03.02.2011 года N226. В противоречие п.6.7 Решения муниципалитета г.Ярославля от 24.10.2005 года N135 "О порядке организации и проведения публичных слушаний в г.Ярославле" проект распоряжения о предоставлении разрешения на установку ограждения на публичные слушания не выносился. Кроме того, заявителем были представлены гарантийные письма об обеспечении беспрепятственного доступа для обслуживания инженерных сетей, расположенных на земельном участке. Земельный участок с кадастровым номером N, предоставленный в аренду ОАО "ТГК-2" для эксплуатации здания подсобного помещения "данные изъяты", является смежным с земельным участком, занимаемым жилым многоквартирным домом, только с одной стороны. Доступ на данный участок возможен непосредственно со стороны ул. "данные изъяты" и ул. "данные изъяты". Доступ на земельный участок с кадастровым номером N также возможен со стороны участка с кадастровым номером N. Кроме того, собственники помещений жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", не намерены чинить препятствия в обслуживании зданий, расположенных на принадлежащем им участке. Отказ в согласовании установки ограждения нарушает права собственников, препятствует реализации права на распоряжение и пользование земельным участком, предназначенным для эксплуатации жилого многоквартирного дома.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Волковой Л.С. по доверенности Власову Н.Н., представителя территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля по доверенности Осипову О.А., изучив материалы дела, возражения на апелляционную жалобу ОАО "ТГК-2", судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что распоряжение Главы территориальной администрации Кировского района мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N вынесено уполномоченным органом местного самоуправления в рамках его компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доказательств того, что отказом в согласовании установки ограждения каким-либо образом нарушены права собственников жилых помещений многоквартирного дома на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования в целях эксплуатации указанного жилого многоквартирного дома истцом не представлено.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, (далее - КАС РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы и свободы, созданы препятствия для к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
Таким образом, при недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
В соответствии со ст. 31 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Решением муниципалитета гор. Ярославля от 17 сентября 2009 г. N 201 утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля.
Согласно п. 1 ст. 26 Правил землепользования и застройки гор. Ярославля установка ограждений земельных участков на территории города Ярославля не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей Правил, в том числе предоставления разрешения на установку ограждения земельного участка муниципальным правовым актом главы территориальной администрации с учетом результатов публичных слушаний по проекту такого акта, проводимых в порядке, установленном муниципалитетом города. Установка ограждений осуществляется при наличии согласований органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей водоснабжения, водоотведения (фекальной канализации, ливневой канализации), электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также уполномоченного органа в области охраны объектов культурного наследия (в случаях, предусмотренных законодательством об объектах культурного наследия).
Постановлением мэра гор. Ярославля от 03 февраля 2011г. N 226 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на установку ограждения земельного участка.
В соответствии с п. 3.3.3 Административного регламента схема размещения ограждения, выполненная на топографической съемке в масштабе М 1:500, подлежит обязательному согласованию управлением земельных ресурсов мэрии города Ярославля.
В силу п. 3.3.4 Регламента работник отдела землеустройства управления земельных ресурсов в течение 8 дней проверяет соответствие планируемой установки ограждения границам земельного участка, устанавливает, обременен ли земельный участок публичным сервитутом, определяет, не будет ли установка ограждения являться препятствием реализации установленного на земельный участок (часть земельного участка) публичного сервитута, не ограничивается ли установкой ограждения доступ к смежным земельным участкам, а также не нарушаются ли при этом нормы федерального законодательства. В случае соответствия планируемого размещения ограждения границам земельного участка, отсутствия на земельном участке публичного сервитута либо возможности беспрепятственной реализации публичного сервитута при установке ограждения земельного участка, если установка ограждения земельного участка не повлечет ограничения доступа к смежным земельным участкам или нарушения норм федерального законодательства, работник отдела землеустройства управления земельных ресурсов согласовывает схему размещения ограждения путем проставления штампа отдела землеустройства на копии указанного документа и подготавливает соответствующее письмо. В случаях если ограждение или часть его планируется разместить вне границ земельного участка и (или) установка ограждения создаст препятствия реализации установленного на земельный участок (часть земельного участка) публичного сервитута, установка ограждения земельного участка повлечет ограничение доступа к смежным земельным участкам или нарушение норм федерального законодательства, работник отдела землеустройства управления земельных ресурсов оставляет схему размещения ограждения без согласования.
Материалами дела установлено, что Волкова Л.С. является собственником "данные изъяты" доли квартиры N, расположенной по адресу: "адрес". Данный жилой многоквартирный дома расположен на земельном участке с кадастровым номером N.
Решением общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ решено установить автоматические ворота в арке дома (въезд во двор со стороны "данные изъяты"), установить калитку на земельном участке, предназначенном для эксплуатации жилого многоквартирного дома со стороны "данные изъяты", между МОУ СОШ N и МКД.
Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположен жилой многоквартирный дом по адресу: "адрес", граничит со смежными земельными участками с кадастровыми номерами N и N.
По данным ЕГРП земельный участок кадастровым номером N из земель населенных пунктов общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес", предоставлен на праве аренды ОАО "ТГК-2" для эксплуатации здания подсобного помещения "данные изъяты". Земельный участок с кадастровым номером N из земель населенных пунктов площадью "данные изъяты" кв.м. с видом разрешенного использования "для эксплуатации трансформаторной подстанции N" по адресу: "адрес" в настоящее время принадлежит на праве собственности "МРСК-Центра".
Как следует из письма N от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес Главы Территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г.Ярославля было отказано в согласовании представленной схемы размещения ограждения земельного участка в связи с тем, что установка ограждения создает препятствия для доступа к вышеуказанным смежным земельным участкам.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела письма, направленного в адрес Главы территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля, ОАО "Ярославльводоканал" возражает против установки ограждения земельного участка по адресу: "адрес", так как на ограждаемые территории попадают существующие сети водоотведения d=150 мм. Из-за отсутствия доступа, невозможно своевременное проведение аварийно-восстановительных и профилактических работ на сетях водоотведения (л.д. 58).
В соответствии с п. 2.10 Регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в частности, если установка ограждения ограничивает доступ к смежным земельным участкам, препятствует реализации установленного на земельный участок (часть земельного участка) публичного сервитута.
Пунктом 3.3.6 Регламента предусмотрено, что в случае получения из управления земельных ресурсов несогласованной схемы размещения ограждения и (или) получения из департамента культуры Ярославской области либо департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля заключения о нарушении установкой ограждения земельного участка законодательства об объектах культурного наследия в течение 1 дня осуществляет подготовку проекта распоряжения главы территориальной администрации об отказе в предоставлении разрешения на установку ограждения земельного участка.
Распоряжением главы Территориальной администрации Кировского района мэрии гор. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении разрешения на установку ограждения земельного участка отказано, в связи с тем, что установка данного ограждения создает препятствия для доступа к смежным земельным участкам.
Поскольку распоряжение Главы территориальной администрации Кировского района мэрии гор. Ярославля принято в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных ему полномочий, оснований для удовлетворения требований у суда не имелось.
Ссылка в жалобе на то, что собственники земельного участка, предназначенного для эксплуатации жилого многоквартирного дома не препятствовали и не намерены в дальнейшем препятствовать обслуживанию строений и коммуникаций, расположенных на смежных земельных участках, правового значения не имеет и не является основанием для признания оспариваемого распоряжения незаконным.
В целом доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат оснований к отмене решения.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 27 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Волковой Л.С. по доверенности Власовой Н.Н. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.