Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЯРИНТЕР" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ЯРИНТЕР" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью "данные изъяты" кв.метра с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства автозаправочной станции с мойкой и инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей и взыскании судебных расходов, связанных с оплатой госпошлины - "данные изъяты" рублей, оплаты расходов представителя - "данные изъяты" рублей, услугами по составлению отчета - "данные изъяты" рублей.
Заявление обосновано следующим: ООО "ЯРИНТЕР" является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ. Полномочия арендодателя земельного участка осуществляет от имени города Ярославля Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля в лице МКУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля". В соответствии с условиями договора аренды арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена с учетом методических рекомендаций и составляет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей.
Согласно отчету ООО "данные изъяты" N рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере "данные изъяты" рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель ООО "ЯРИНТЕР" - Колейцева Л.А. заявление поддержала.
Управлением Росреестра по Ярославской области представлен отзыв на заявление ООО "ЯРИНТЕР", в котором просило рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Существенных замечаний к отчету оценки рыночной стоимости земельного участка не имеет. Считает, что судебные расходы не подлежат удовлетворению.
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в своем отзыве просил отказать в требованиях заявителя о взыскании судебных расходов. Вопрос об установлении стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости оставил на усмотрение суда. Замечаний по отчету рыночной стоимости земельного участка не высказано.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ярославской области в отзыве на заявление оставило вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда. Подтверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере "данные изъяты" рублей.
Правительство Ярославской области, МКУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по заявлению ООО "ЯРИНТЕР" не представили.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявление ООО "ЯРИНТЕР" подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ООО "ЯРИНТЕР" является арендатором земельного участка площадью "данные изъяты" кв.метра с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства автозаправочной станции с мойкой и инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: "адрес".
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка, находящегося в государственной собственности, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ООО "ЯРИНТЕР" в силу статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого оно является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве аренды, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и он не вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ - дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Кадастровая стоимость земельного участка определена согласно части 2 статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на дату внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222.
Согласно положениям Методических указаний кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Удельные показатели кадастровой стоимости закреплены в постановлении Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" рублей.
Заявителем представлен отчет ООО "данные изъяты" N об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка равна "данные изъяты" рублей.
ООО "ЯРИНТЕР" в обоснование своей позиции представил экспертное заключение N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности в Российской Федерации. Расчет стоимости объекта оценки соответствует описанным в отчете методам и приведены в отчете в полном объеме и позволяют проверить полученный результат.
С учетом изложенного, а также отсутствия доводов со стороны заинтересованных лиц о необоснованности представленного заявителем отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка заявителя в размере "данные изъяты" рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что заявление ООО "ЯРИНТЕР" в данной части подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения юридического лица с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, т.е. - ДД.ММ.ГГГГ.
Требования ООО "ЯРИНТЕР" о взыскании судебных расходов подлежат отклонению по следующим основаниям.
С учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
В то же время, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости", следует, что в случаях, когда удовлетворение требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Материалами дела установлено, что обращение ООО "ЯРИНТЕР" с административным иском сводится к реализации в судебном порядке права общества на установление кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка в размере его рыночной стоимости. Данное право не оспаривается привлеченными к участию в деле лицами. Отсюда, настоящее решение суда не может расцениваться как принятое против заинтересованных лиц, административных ответчиков, не имеющих противоположных с административным истцом юридических интересов.
По изложенным мотивам в данном административном деле судебные расходы следует отнести на административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ООО "ЯРИНТЕР" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.метра с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства автозаправочной станции с мойкой и инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части административное исковое заявление ООО "ЯРИНТЕР" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Нуждин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.