Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.
судей Карповой В.Н., Пархомович Г.П.
при секретаре Гузик И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 декабря 2015 года
апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования Алтайский район Манжосовой В.В. на решение Алтайского районного суда от 28 октября 2015 года, которым удовлетворен иск прокурора Алтайского района в интересах Бельтрековой М.В. к администрации Алтайского района о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., пояснения прокурора Пименовой Е.А. и истицы Бельтрековой М.В., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района в интересах Бельтрековой М.В. обратился в суд с иском к администрации Алтайского района о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Краснопольского сельсовета в д. Смирновка, требования мотивировал тем, что Бельтрекова М.В. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по достижении совершеннолетия имеет право на получение жилья, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании истица Бельтрекова М.В., помощник прокурора Алтайского района Смолина М.Н. иск поддержали.
Представитель ответчика администрации Алтайского района Аршанова И.В. возражала против удовлетворения требований в связи с отсутствием денежных средств.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия.
Суд постановилрешение, которым обязал администрацию Алтайского района предоставить Бельтрековой М.В. на условиях договора найма специализированного жилищного фонда жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Краснопольского сельсовета в д. Смирновка.
С решением не согласна представитель ответчика Манжосова В.В.
В апелляционной жалобе она просит решение суда изменить, указав в резолютивной части решения, что истица должна быть обеспечена жилым помещением за счет средств республиканского бюджета.
Полагает, что суд не принял во внимание положения Закона Республики Хакасия "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", которым определен порядок обеспечения жильем детей-сирот и установлено, что на осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. Администрация Алтайского района приобретает для обеспечения детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в текущем финансовом году в виде субвенций. Количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенций. Указывает, что органы местного самоуправления несут ответственность за выполнение государственных полномочий в пределах финансирования.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29.02.2012 года вступившей в силу с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного Закона, договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Бельтрекова М.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются ФИО1 ... ФИО2
Решением Алтайского районного суда от 03 ноября 2005 года, ФИО1 ... ФИО2 лишены родительских прав в отношении дочери Бельтрековой М.В.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о зарегистрированных правах Бельтрековых М.В ... ФИО1., ФИО2 на объекты недвижимого имущества не имеется.
Согласно справке Администрации Краснопольского сельсовета от 26 февраля 2013 г. и копии лицевого счета N 261 Бельтрекова М.В. зарегистрирована по адресу: "адрес", "адрес"1.
Из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на обеспечение жилыми помещениями должно быть реализовано в планируемом 2015 финансовом году в Алтайском районе, утвержденного главой администрации Алтайского района, следует, что Бельтрекова М.В. значится в указанном списке под номером 11.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что Бельтрекова М.В., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
На основании установленных фактов и вышеприведенных норм права, суд удовлетворил иск, возложив на ответчика обязанность по предоставлению истице на условиях договора найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Краснопольского сельсовета в д. Смирновка.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация Алтайского района приобретает для обеспечения детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в виде субвенций и количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенций, не заслуживает внимания по следующим основаниям.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В соответствии со ст.5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению жильем возложена на органы местного самоуправления.
Ответчиком не предоставлено доказательств прекращения осуществления им государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довод апелляционной жалобы о том, что в резолютивной части решения суда необходимо указать, что Бельтрекова М.В. должна быть обеспечена жилым помещением за счет средств республиканского бюджета не состоятелен, поскольку указание в решении источника финансирования исполнения обязательства ставит в зависимость исполнение решения от наличия финансирования, тогда как вышеприведенные нормативные акты не связывают реализацию соответствующих социальных гарантий детям, оставшимся без попечения родителей, с наличием либо отсутствием денежных средств.
В остальной части решение суда не обжалуется, его законность судебной коллегией не проверяется.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 28 октября 2015 года по настоящему делу в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Манжосова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи В.Н. Карпова
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.