Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Вениченко О.В., Весёлой И.Н.,
при секретаре Павлюченко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коровина Г.С., Коровиной К.М. к Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации г. Абакана, администрации МО города Абакана об оспаривании бездействия, с апелляционной жалобой административных истцов на решение Абаканского городского суда от 26 августа 2015 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения административного истца Коровина Г.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков ДГАЗ администрации г. Абакана и администрации МО г. Абакана Ямщиковой Е.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коровин Г.С., Коровина К.М. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту ГАЗ администрации г. Абакана, администрации МО города Абакана об оспаривании бездействия. Требования мотивированы тем, что истцы, как молодая семья, не имеют возможности воспользоваться правом на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Республики Хакасия от 05.05.2003 N 25 "О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" ввиду отсутствия свободных участков на территории г. Абакана. Вместе с тем, органы местного самоуправления вправе обратиться в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти Республики Хакасия, а также в иные органы местного самоуправления с ходатайством о передаче безвозмездно в муниципальную собственность земельных участков в целях бесплатного предоставления их гражданам. Однако ДГАЗ администрации г. Абакана и администрация МО города Абакана бездействуют, что нарушает права заявителей на получение земельного участка в месте их постоянного проживания - г. Абакане.
В судебном заседании Коровин Г.С., действующий от своего имени и от имени административного истца Коровиной К.М., требования уточнил, просил признать бездействие административных ответчиков незаконным и обязать обратиться в уполномоченный исполнительный орган государственной власти в Республике Хакасия с запросом о предоставлении информации о наличии свободных земельных участков для бесплатного предоставления в собственность граждан в целях индивидуального жилищного строительства и, в случае наличия таковых, обратиться с ходатайством в уполномоченный исполнительный орган государственной власти в Республике Хакасия о передаче безвозмездно в муниципальную собственность соответствующих земельных участков в целях бесплатного предоставления их истцам.
Представитель Департамента ГАЗ администрации г. Абакана и администрации города Абакана Позднякова С.О. требования не признала, поясняла, что администрация г.Абакана владеет и распоряжается всеми муниципальными землями. При наличии свободных земель, земельные участки предоставляются молодым семьям, что подтверждается соответствующими документами. В настоящее время объективно отсутствует возможность такого предоставления в пределах г.Абакана, в связи с чем администрация г. Абакана обращается в иные муниципальные образования с запросами, при положительных ответах гражданам предлагается приобрести свободный земельный участок в другом районе республики. В связи с чем представитель административных ответчиков считает, что бездействия со стороны администрации г.Абакана не допущено.
Коровина К.М. в судебное заседание не явилась. Дело рассмотрено в её отсутствие.
Решением суда от 26.08.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением, административные истцы Коровин Г.С. и Коровина К.М. обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить, принять по делу новое решение. Приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном иске, указывают на необоснованность ссылки об отсутствии обязанности у органа местного самоуправления запрашивать информацию о наличии свободных земельных участков, поскольку только у органа местного самоуправления есть такое право и его неиспользование ущемляет права молодой семьи на получение земельного участка.
Возражения относительно апелляционной жалобы не поступили.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административный истец Коровин Г.С. поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель административных ответчиков ДГАЗ администрации г. Абакана и администрации МО г. Абакана Ямщикова Е.А. выразила согласие с решением суда.
Выслушав стороны, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, действовавшей на момент рассмотрения дела, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, действующей в настоящее время, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, действовавшей в момент рассмотрения спора, ч. 1 ст. 218 КАС РФ, действующей в настоящее время, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в абз. 3 п. 28 Постановления от 10.09.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что условием удовлетворения требований в порядке главы 25 ГПК РФ (главы 22 КАС РФ в настоящее время) является факт нарушения конкретного права заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 1, подп. "а" п. 3 ч. 2 ст. 2 (1) Закона Республики Хакасия от 05.05.2003 N 25 "О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" однократно бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Хакасия, не имеющим в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома), в том числе гражданам в возрасте не старше 35 лет, состоящим в браке между собой не менее одного года, при условии совместного постоянного проживания и совместного обращения супругов за предоставлением земельного участка. На момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка хотя бы один из супругов должен постоянно проживать на территории того муниципального образования, куда он обратился за получением земельного участка, не менее десяти лет.
Указанной категории граждан земельные участки предоставляются на период строительства индивидуального жилого дома в аренду сроком на 30 лет. По истечении пяти лет, а в случае завершения строительства на предоставленном в аренду земельном участке индивидуального жилого дома и регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом до истечения пяти лет у указанной категории граждан возникает право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно.
Из материалов дела следует, что 14.06.2013 Коровин Г.С. и Коровина К.М., как молодая семья, обратились в администрацию г. Абакана с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на территории г. Абакана в соответствии с Законом РХ N 25 от 05.05.2003 "О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности".
Согласно ответу Департамента ГАЗ администрации г. Абакана от 05.03.2015 заявление Коровина Г.С., Коровиной К.М. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства было принято на учет под N. В связи с отсутствием на территории г. Абакана свободных земельных участков для предоставления молодым семьям, и наличием соответствующих земельных участков в других МО, заявителям был предложен земельный участок, расположенный в "адрес".
В соответствии с положениями ч.ч. 3-5 ст. 2 (1) Закона Республики Хакасия от 05.05.2003 N 25 "О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" постановка граждан, обладающих правом на бесплатное приобретение земельных участков, на учет осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования (городского округа, поселения), в котором граждане постоянно проживают, а при отсутствии в поселениях земельных участков, находящихся в собственности поселений, учет осуществляется муниципальным районом. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются гражданам на территории муниципального образования (городского округа, поселения), в котором они постоянно проживают.
В случае отсутствия на территории муниципального образования, в котором граждане постоянно проживают, свободных земельных участков, которыми муниципальное образование вправе распоряжаться в целях предоставления их гражданам бесплатно для индивидуального жилищного строительства, с согласия граждан земельные участки могут быть предоставлены на территории другого муниципального образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, обладающих правом на бесплатное приобретение земельных участков, запрашивает информацию о наличии свободных земельных участков для бесплатного предоставления их в собственность граждан в целях индивидуального жилищного строительства в уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Хакасия и (или) иных органах местного самоуправления в Республике Хакасия, которые в течение 14 дней со дня получения запроса представляют запрашиваемую информацию с указанием места расположения земельных участков и их площади. После получения соответствующей информации орган местного самоуправления в течение 14 дней уведомляет в письменной форме граждан, состоящих на учете, об отсутствии свободных земельных участков в границах муниципального образования, на территории которого они постоянно проживают, и информирует о наличии земельных участков в других муниципальных образованиях (с указанием места их расположения и площади). В течение 30 дней со дня получения уведомления гражданин в письменной форме информирует о согласии на приобретение земельного участка на территории иного муниципального образования либо об отказе в приобретении такого земельного участка.
Органы местного самоуправления также вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, а также в иные органы местного самоуправления в Республике Хакасия с ходатайством о передаче безвозмездно в соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальную собственность соответствующих земельных участков в целях бесплатного предоставления их гражданам.
Заявители апелляционной жалобы указывают на то, что административные ответчики не направляют в уполномоченные исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия и иные органы местного самоуправления запросы о наличии свободных земельных участков, чем нарушают право молодой семьи на предоставление земельного участка.
Между тем, административное исковое заявление с учётом уточнений не содержало требований, связанных с оспариванием бездействия административных ответчиков по направлению запросов о наличии земельных участков в иные органы местного самоуправления Республики Хакасия, и данные требования в силу ч. 3 ст. 308 КАС РФ не могут быть рассмотрены судом апелляционной инстанции.
По заявленным административными истцами требованиям суд пришёл к правильному выводу, что ст. 2 (1) Закона Республики Хакасия от 05.05.2003 N 25 "О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" предоставляет органам местного самоуправления право по направлению запросов о наличии свободных земельных участков в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, но не возлагает на них такую обязанность, поскольку такие запросы могут быть направлены и в иные органы местного самоуправления.
Также правом, а не обязанностью, является возможность органа местного самоуправления обратиться в уполномоченный орган государственной власти Республики Хакасия с ходатайством о передаче безвозмездно в муниципальную собственность соответствующих земельных участков в целях бесплатного предоставления их гражданам.
В материалы дела административными ответчиками представлены доказательства направления запросов в иные органы местного самоуправления о наличии свободных земельных участков за пределами г. Абакана, в том числе и о предложении административным истцам получить земельный участок за пределами г. Абакана, что свидетельствует об осуществлении ими действий, предусмотренных ч. 4 ст. 2 (1) Закона Республики Хакасия "О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности".
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требований административных истцов, поскольку оспариваемые ими действия (бездействие) административных ответчиков не противоречат закону и не нарушают их права и законные интересы.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 26 августа 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Коровина Г.С., Коровиной К.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А. Страхова
Судьи
О.В. Вениченко
И.Н. Весёлая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.