Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Спрыгиной О.Б.,
судей областного суда: Поляковой К.В., Карповой И.Ю.,
при секретаре Бегеевой М.С.,
заслушав в открытом судебном заседании в апелляционном порядке по докладу судьи Поляковой К.В. дело по апелляционной жалобе представителя управления муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань" по доверенности Радченко Н.В. на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 23 сентября 2015г. по делу по иску Осетрова М. А. к администрации г. Астрахани, управлению муниципального имущества администрации г. Астрахани о возложении обязанности ,
УСТАНОВИЛА:
Осетров М.А. в лице представителя по доверенности Гальцева А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Астрахани, управлению муниципального имущества администрации г. Астрахани об обязании передать в собственность земельный участок, указав, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", на основании договора передачи N от ДД.ММ.ГГГГг. С целью оформления права собственности на земельный участок площадью кв.м. под домовладением истец обратился к ответчику. Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГг. ему было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка без указания мотивов отказа. Из постановления следует, что на спорный земельный участок накладываются ограничения по условиям зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Однако в г. Астрахани проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не разработан, следовательно, нельзя утверждать, что спорный земельный участок расположен в водоохранной зоне и зоне санитарной охраны. При указанных обстоятельствах просил обязать управление муниципального имущества администрации г. Астрахани передать в собственность истцу указанный земельный участок за плату.
В судебном заседании представитель истца Гальцев А.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков Данилова Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Истец Осетров М.А. участия в судебном заседании не принимал.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 23 сентября 2015г . исковые требования удовлетворены. На ответчиков возложена обязанность предоставить истцу за плату в собственность земельный участок площадью кв.м., расположенный по адресу: "адрес", для эксплуатации жилого дома.
В апелляционной жалобе представитель управления муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань" по доверенности Радченко Н.В. ставит вопрос об отмене судебного решения и вынесении по делу нового решения, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения спорного земельного участка вне зоны санитарной охраны источников водоснабжения , следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания в предварительном согласовании представления в собственность спорного земельного участка. Полагает, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте. Истец просил предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка. Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика предоставить за плату в собственность спорный земельный участок, минуя процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка, без установления границ участка. В материалах дела отсутствует заявление о предоставлении земельного участка в собственность в порядке ст. 39.20 ЗК РФ. Истцу следовало обратиться с административным исковым заявлением об оспаривании действий и постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, следовательно, истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Поскольку спорный земельный участок не сформирован, границы его не установлены, он не поставлен на кадастровый учет, не существует как объект права и не может являться предметом гражданского оборота.
На заседание судебной коллегии Осетров М.А., будучи надлежаще извещенным, не явился, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представил, причину неявки не сообщил, просил рассматривать дело в его отсутствие, его представитель Гальцев А.В. не возражал против рассмотрения дела в отсутствие своего доверителя, надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела. При указанных обстоятельствах в силу ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика по делу, выслушав представителя ответчиков Коновалова А.С., поддержавшего доводы жалобы, представителя Гальцева А.В., считавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ч.1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Указанные требования закона при принятии решения судом выполнены не были.
Как следует из материалов дела, Осетрову М.А. на основании договора передачи N от ДД.ММ.ГГГГг. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью кв.м., расположенный по адресу: "адрес", на земельном участке площадью кв.м. (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГг. Осетров М.А. обратился в управление муниципального имущества администрации "адрес" с заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по адресу: "адрес" (л.д.8).
Постановлением администрации МО "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГг. N в соответствии с п.п.14, п.5 ст. 27, п.п.2 п.8 ст. 39.15, п.6 ст. 39.16 ЗК РФ Осетрову М.А. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью кв.м. по адресу: "адрес", для эксплуатации жилого дома (л.д.9,10). Из отзыва на исковое заявление управления муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГг. также следует, что спорный земельный участок находится в зоне на которую накладываются ограничения в связи с расположением в шумовой зоне и а также по условиям зоны санитарной охраны источников водоснабжения (л.д.17-19).
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 1, 7, 15, 25, 27, 37, 39.16, 39.20, 39.30 ЗК РФ, ст.ст. 8, 30, 37 ГрК РФ, ст. 46 Воздушного кодекса РФ, ст.ст. 43, 65 Водного кодекса РФ РФ, пришел к выводу о том, что у администрации города не имелось предусмотренных действующим земельным законодательством оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность истцу земельного участка для эксплуатации жилого дома, поскольку ответчиком не доказан факт нахождения испрашиваемого земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, шумовой зоны аэропорта, в то время как у истца, являющегося собственником расположенного на земельном участке жилого дома, имеется исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
При этом суд пришел к выводу о том, что при рассмотрении данного спорного правоотношения судом не разрешался вопрос о праве собственности истца на земельный участок, не сформированный в установленном земельным законодательстве порядке, в связи с чем в отношении такого участка возможно разрешение вопроса о возложении обязанности на администрацию города в переделах ее полномочий по предоставлению истцу в дальнейшем земельного участка, который будет сформирован в установленном действующим земельным законодательством порядке.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ осуществляется продажа (без торгов) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В силу ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения права собственности на земельный участок собственники здания, сооружения или помещений в них обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015г. N1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
К перечню документов отнесены: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт помещения, в случае обращения собственника помещения, в здании, сооружении, расположенного на испрашиваемом земельном участке; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений; выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.
Таким образом, согласно земельному законодательству право на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, может быть реализовано лишь с соблюдением определенных административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения о передаче такого земельного участка в собственность.
Как следует из материалов дела, постановление администрации МО "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГг. N в установленном законом порядке не оспорено, не признано незаконным и на администрацию города не возложена обязанность по устранению каких-либо нарушений прав, свобод и законных интересов Осетрова М.А., допущенных ответчиком при вынесении указанного постановления на стадии рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка. Обоснованны доводы жалобы представителя ответчиков в части того, что Осетров М.А. не обращался к ответчикам с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка в порядке ст. 39.20 ЗК РФ, постановления о предоставлении либо об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ответчиками не принималось, в связи с чем суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, фактически подменяет предусмотренные законом административные процедуры оформления земельного участка в собственность, что нельзя признать законным и обоснованным.
Заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае земельный участок не сформирован в установленном законом порядке, на кадастровом учете не состоит, кадастровый номер ему не присваивался, что не отрицалось стороной истца как в суде первой инстанции (л.д.21), так и на заседании судебной коллегии, следовательно, участок не существует как объект права и, соответственно, не может являться предметом гражданского оборота. Выводы суда в данной части о том, что при рассмотрении данного спорного правоотношения не разрешается вопрос о праве собственности истца на земельный участок, который не сформирован в установленном законом порядке, являются ошибочными и сделаны при неправильном применении норм материального права, поскольку настоящий спор направлен на приобретение истцом в собственность за плату земельного участка определенной площади и по определенному адресу, то есть имеет место спор о праве на объект недвижимости. Однако, поскольку спорный земельный участок не является индивидуально-определенной вещью, он не может быть вовлечен в гражданский оборот, что исключает возможность признания каких-либо прав на данный земельный участок.
Кроме того, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", то согласно п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ это является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку у суда первой инстанции не имелось установленных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, фактически направленных на приобретение истцом в собственность спорного земельного участка, минуя административные процедуры оформления, в связи с чем решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Осетрова М.А. необходимо отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 23 сентября 2015г . отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Осетрова М.А. к администрации г. Астрахани, управлению муниципального имущества администрации г. Астрахани о возложении обязанности , - отказать в полном объеме .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.