Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Лапшиной Л.Б. и Усенко О.А.
при секретаре: А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе представителя В. - Т. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 22 октября 2015 года по иску В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Ахтубинском районе Астраханской области о досрочном назначении пенсии,
УСТАНОВИЛА:
В. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Ахтубинском районе Астраханской области (далее УПФР в Ахтубинском районе), указав, что решением ответчика от 9 июля 2013 года ему отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, из подсчета которого исключены отдельные периоды работы в должностях начальника 49-й пожарной части Ахтубинского ОГПС, специального отряда военизированной пожарной охраны-13, коменданта 14-й пожарной части ГПС УВД Астраханской области, а также служба в органах внутренних дел Республики Казахстан. Считая отказ в части незаконным, просил суд возложить на ответчика обязанность включить в льготный стаж спорные периоды работы, досрочно назначить пенсию по старости со дня обращения за ней - 2 июля 2013 года.
Истец В. и представитель УПФР в Ахтубинском районе извещены о слушании дела, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено без их участия.
В судебном заседании представитель В. - Т. иск поддержала. Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 22 октября 2015 года исковые требования В. удовлетворены в части. На ответчика возложена обязанность включить в подсчет специального стажа В. периоды работы с 7 марта 2000 года по 31 декабря 2002 года, с 22 августа 2012 года по 28 августа 2012 года, с 13 ноября 2012 года по 30 ноября 2012 года, с 24 декабря 2012 года по 25 декабря 2012 года, с 1 апреля 2013 года по 2 июля 2013 года в должности начальника пожарной части Ахтубинского ОЕПС. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель В. - Т. ставит вопрос об отмене решения суда в части, считает, что суд необоснованно не включил период работы истца с 1984 по 1996 года работы в должностях специального отряда военизированной пожарной охраны-13 и службы в органах внутренних дел Республики Казахстан, с 1998 по 1999 года в должности коменданта 14-й пожарной части ГПС УВД Астраханской области, поскольку записи в трудовой книжке истца содержат наименование профессий в точном соответствии с Перечнем оперативных должностей
работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным Приказом МВД России от 23 июня 1995 года N 241, в связи с чем истец имеет право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 18 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях".
На заседание судебной коллегии В. и представитель УПФР в Ахтубинском районе не явились, о слушании дела извещены, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя В. - Т., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения правоотношений) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно положениям подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункта 2 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии правовой позицией Постановления Конституционного Суда Российской Федерации 29 января 2004 года N2-П норма п. 4 ст.ЗО Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 пенсионных прав, в том числе, в части, касающейся исчисления трудового стажа и
размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. В соответствии с п.3.3 данного Постановления у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 23 июня 1995 года N241 (действовавшим до 4 ноября 1999 года) утвержден перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет (приложение).
Приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 27 июля 2001 года N 696 (действовавшим до 11 февраля 2010 года) утвержден Перечень оперативных должностей работников Г осударственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно - спасательных служб Министерства внутренних дел), которым пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы на указанных должностях не менее 25 лет.
Из материалов дела следует, что 2 июля 2013 года по достижении возраста 50 лет В. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с работой в должностях Г осударственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решением У ПФР в Ахтубинском районе от 9 июля 2013 года N 185 в досрочном назначении пенсии по старости В. отказано.
По подсчетам пенсионного органа специальный стаж истца составил 10 лет 5 месяцев 10 дней.
При этом, к зачету специального стажа не приняты отдельные периоды, в том числе, периоды работы с 2 сентября 1998 года по 30 ноября 1999 года - в должности коменданта 14-й Пожарной части ГПС УВД Астраханской области, так как должность не поименована Перечнями; с 7 марта 2000 года по 31 декабря 2002 года, с 22 августа 2012 года по 28 августа 2012 года, с 13 ноября 2012 года по 30 ноября 2012 года, с 24 декабря 2012 года по 25 декабря 2012 года, с 1 апреля 2013 года по 2 июля 2013 года в должности начальника 49-й пожарной части Ахтубинского ОГПС из-за отсутствия отметки об особых условиях труда в сведениях индивидуального лицевого счета истца.
Представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица является в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанностью работодателя.
Удовлетворяя требования в части включения в подсчет специального стажа отдельных периодов работы истца в 2000, 2012 и 2013 годах в должности начальника 49- й пожарной части Ахтубинского ОГПС, районный суд исходил из того, что на работника, как на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию, не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователями (работодателем) своих обязательств по предоставлению сведений о застрахованных лицах, в том числе об их страховом стаже, связанном с особыми условиями труда.
Судом учтено, что при рассмотрении дела сведения в отношении спорных периодов откорректированы представителем работодателя и сданы в пенсионный орган.
В отзыве на иск от 10 сентября 2015 года УПФР в Ахтубинском районе отразило, что с учетом откорректированных периодов специальный стаж истца составил 13 лет 6 месяцев 9 дней.
В данной части решение суда сторонами по делу не обжаловано.
Исследуя представленные доказательства в части обоснования исковых требований В. о незаконном исключении ответчиком из подсчета специального стажа периода работы в должности коменданта с 1998 по 1999 года 14-й Пожарной части ГПС УВД Астраханской области, в числе которых пояснения стороны истца, свидетелей, отзыв на иск, трудовая книжка истца, районный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в этой части, поскольку должность "комендант" ни ранее применявшимися Перечнями, утвержденными Приказами МВД России от 23 июня 1995 года N 241 и от 27 июля 2001 года N696, ни действующим Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437, не предусмотрена.
Из записей трудовой книжки истца следует, что В. принят на должность коменданта 14-й пожарной части (приказ от 2 сентября 1998 года N).
В опровержение доводов апелляционной жалобы обстоятельства выполнения В. должностных обязанностей диспетчера проверено судом, однако подтверждения при рассмотрении дела по существу не нашло, в связи с чем оснований для включения указанного выше периода работы в специальный стаж судом не установлено, и, соответственно, обосновано отказано в иске в указной части.
Из материалов дела следует, что в специальный стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии по старости, УПФР в Ахтубинском районе также не приняты периоды работы В. с 1 августа 1984 года по 5 августа 1994 года, с 14 сентября 1994 года по 15 февраля 1996 года в спец.отряде военизированной пожарной охраны-13 и службы в органах внутренних дел республики Казахстан, поскольку истец занимал должности, предусмотренные Списком и Перечнями, но при этом являлся военнослужащим или относился к рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудником).
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска о включении периодов работы истца с 1984 по 1996 года, районный суд указал, что в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).
На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Г осударственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Г осу дарственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Обстоятельства прохождения В. в спорный период военной службы, наличие у него специального воинского звания подтверждены записями трудовой книжке, послужным списком, архивной справкой от 8 июня 2015 года N.
Таким образом, исходя из положений пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, период прохождения военной службы и приравненной к ней службы не засчитывается.
Из анализа приведенного законодательства также следует, что Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ограничивает круг лиц, пользующихся правом на досрочное назначение пенсии по старости, в сравнении с ранее действовавшим пенсионным законодательством, и не изменяет условия досрочного назначения им трудовой пенсии. При этом зачет периодов военной службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, законодательством не предусмотрен.
Учитывая приведенные правовые нормы пенсионного законодательства, а также принимая во внимание, что с учетом включенных судом спорных периодов работы у истца отсутствует требуемый специальный стаж, вывод суда об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения пенсии по старости является правильным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд применил закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, полно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, и аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась сторона истца в суде первой инстанции в обоснование заявленных требований, являлись предметом обсуждения суда и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Апелляционная жалоба не содержит других доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного решения, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 22 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя В. - Т. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.А.Беляков
Судьи областного суда: Л.Б.Лапшина
О.А.Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.