Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Белякова А.А.,
судей областного суда Усенко О.А., Авериной Е.Г.,
при секретаре Кудряшовой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Усенко О.А.
дело по апелляционной жалобе Закрытого акционерного общества "Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина" на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 02 октября 2015 года по гражданскому делу по иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу "Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина" о возложении обязанности по выполнению производственного санитарно-эпидемиологического контроля,
УСТАНОВИЛА:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу "Судостроительно-судоремонтный завод имени Ленина" (далее ЗАО "Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина") указав, что природоохранной прокуратурой в мае 2015 года проведена плановая проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации причальных сооружений, судоремонтных, судостроительных объектов в деятельности ответчика, в ходе которой установлено нарушение им природоохранного законодательства. ЗАО "Судостроительно-судоремонтный завод имени Ленина" имеет согласованный в установленном порядке проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также санитарно-эпидемиологическое заключение на него, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N. 7067/139, выданное Управлением Росприроднадзора по Астраханской области сроком действия до 29 апреля 2018 года. В результате произведенной предприятием инвентаризации источников выбросов ЗВ выявлено 79 источников, в том числе 41 источник неорганизованного выброса и 38 источников неорганизованного выброса.
Суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 114.56247 т/г по 54-м ингредиентам. В соответствии с п.2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
По информации, поступившей из Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 23 апреля 2015 года N 0.5/4327 ЗАО "Судоремонтно-судостроительный завод имени Ленина" 07 августа 2014 года выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 30.АЦ.02,000.т.000444.08.14 на проект организации санитарно-защитной зоны для Головного предприятия на основе экспертного заключения N420 от 22.07.2014 г..ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области". В соответствии с Разделом 12 данного проекта СЗЗ для головного предприятия предусмотрен "План годичного мониторинга проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума", устанавливающий обязанность по проведению натурных инструментальных исследований качества атмосферного воздуха селитебных территорий по оксиду железа, оксиду алюминия, азота диоксиду, ксилолу и др. на западной, северо-западной, северной, северо-восточной границах территории промплощадки предприятия в "адрес", а также по ул. Дзержинского в 300 км к северо-западу от границы промплощадки предприятия с периодичностью 30 годовых исследований. Прокурорской проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства, санитарных норм и правил ЗАО "Судоремонтно-судостроительный завод имени Ленина" с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации СЗЗ, то есть с 07 августа 2014 года и до настоящего времени данные лабораторные исследования на территории Головного предприятия по адресу: г..Астрахань, пл. Заводская, 7 не организованы и не произведены, производственный контроль состояния атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны территории промплощадки предприятия не осуществляется. Данный факт также является нарушением требований пунктов 1.5.,2.4, 2.1 "Санитарных правил - СП 1.1..1058-01. 1.1.
Общие вопросы, Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18, обязывающих юридические лица разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели. По данному факту постановлениями Управления Роспотребнадзора по Астраханской области по возбужденным Астраханским межрайонным природоохранным прокурором производствам по делам об административных правонарушениях юридическое лицо ЗАО "Судостройтельно-судоремонтцый завод имени Ленина", а также должностное лицо - заместитель главного инженера ФИО4 привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, Астраханским межрайонным природоохранным прокурором 05 мая 2015 г..в адрес ответчика внесено представление N 02-05-2015 с требованием об организации производственного санитарно-эпидемиологического контроля, предусмотренного "Планом годичного мониторинга проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума", утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны ЗАО "Судостроительно-судоремонтный завод", В свою очередь, согласно поступившему в прокуратуру ответу предприятия от 11 июня 2015 года N401-АСТ/746а в настоящее время из-за отсутствия у предприятия финансовых возможностей, проведение натурных инструментальных исследований качества атмосферного воздуха, предусмотренных проектом санитарно-защитной зоны ЗАО "Судостроительно-судоремонтный завод имени Ленина" не представляется возможным. Данный факт является нарушением требований ст. ст. 14, 32, 38 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона "Об охране окружающей среды" и других нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды, в связи с чем природоохранный прокурор полагает, что действиями ответчика нарушаются интересы неопределенного круга лиц, граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика, поскольку окружающая среда (атмосферный воздух, земля и т.д.), обеспечивающая благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны от загрязнения, а гражданам государством гарантировано право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 1 и 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Бездействие ответчика в рассматриваемой сфере правоотношений создает презумпцию потенциальной опасности осуществляемой деятельности, поскольку степень ее возможного негативного воздействия на окружающую среду, атмосферный воздух не решена, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. В силу приведенных обстоятельств и положений действующего законодательства, природоохранный прокурор просил суд обязать ответчика обеспечить выполнение производственного санитарно-эпидемиологического контроля на территории Головного предприятия по адресу: "адрес", путем мониторинга атмосферного воздуха и уровней шума, в порядке, предусмотренном "Планом годичного мониторинга проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума" утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны ЗАО "Судостроительно-судоремонтный завод имени Ленина".
В судебном заседании помощник прокурора ФИО5 поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ЗАО "Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина" ФИО6, исковые требования природоохранного прокурора не признала.
Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Астраханской области, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебном заседании не участвовал.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 02 октября 2015 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ЗАО "Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина" ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неполнотой исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, а также несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обосновании доводов ответчик указал, что требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для промышленного объекта ответчика, относящегося к III классу опасности, необходимо проведение систематических лабораторных наблюдений по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений (шума). При этом указанные нормы СанПиН сроки и периодичность лабораторного, инструментального контроля для промышленных объектов III класса опасности не устанавливают. Сроки и периодичность натурных исследований устанавливается, в соответствии с указанным СанПиН, только для промышленных объектов I и II класса опасности. Помимо этого в апелляционной жалобе указывается, что в настоящее время отпали основания, послужившие для обращения прокурора в суд с настоящим иском, поскольку в настоящее время ответчиком внесены изменения в Программу наблюдений атмосферного воздуха и уровней шума, установлена периодичность контроля в 30 дней исследований два раза в год. ЗАО "Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина" в период с 02 сентября 2015 года по 11 сентября 2015 года были проведены натурные инструментальные исследования, что подтверждается приложенными к апелляционной жалобе документами. При таких обстоятельствах ответчик полагает, что требования, установленные действующими нормативами и правилами в области санитарного законодательства в настоящее время им выполнены, нарушений прав, свобод и законных интересов, возникающих из экологических правоотношений неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, не имеется.
На апелляционную жалобу Астраханским природоохранным прокурором поданы возражения.
Заслушав докладчика, выслушав представителя ЗАО "Судостроительно-Судоремонтный завод им. Ленина" по доверенности ФИО6, поддержавшую доводы жалобы, прокурора ФИО7 и представителя третьего лица Управления Роспортебнадзора ФИО8, возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности принятого решения.
На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания, в частности, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно зарегистрированного в установленном порядке Устава ЗАО "Судостроительно-судоремонтный завод имени Ленина", основным видом деятельности предприятия является производство продукции судостроения, строительство плавучих объектов, ремонт судов, судовых механизмов, устройств, систем, двигателей и др. Предприятие действует на основании Свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 30 N 000609432 от 12.02.1996 г. При эксплуатации производственного объекта - Головного предприятия с причалом на правом берегу р. Волга по адресу: "адрес" осуществляется природопользование - использование акватории водного объекта. Использование земельного участка с кадастровым номером N под эксплуатацию судостроительно-судоремонтного завода общей площадью 14944 кв.м, по адресу: "адрес" осуществляется предприятием на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю серии N от ДД.ММ.ГГГГ; использование капитального сооружения - причала общей протяженностью 205,1 кв.м, осуществляется заводом на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности серии N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Статьей 11 данного Федерального Закона установлена обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по выполнению требований санитарного законодательства по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; обеспечению безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлению производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ.
Согласно требованиям статей 2, 11, 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица и граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, соблюдать санитарные правила, как составную часть осуществляемой ими деятельности; производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких работ и услуг; производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами иди применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, если иное не предусмотрено федеральным законом; лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
ЗАО "Судостроительно-судоремонтный завод имени Ленина" имеет согласованный в установленном порядке проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также санитарно-эпидемиологическое заключение на него, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 7067/139, выданное Управлением Росприроднадзора по Астраханской области сроком действия до 29.04.2018 г. В результате произведенной предприятием инвентаризации источников выбросов ЗВ выявлено 79 источников, в том числе 41 источник неорганизованного выброса и 38 источников неорганизованного выброса. Суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 114.56247 т/г по 54-м ингредиентам.
Согласно сведений управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 23.04.2015 г. N 05/4327 ЗАО "Судоремонтно-судостроительный завод имени Ленина" 07.08.2014 года выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 30.АЦ.02.00.Т.000444.08.14 на проект организации санитарно-защитной зоны для Головного предприятия на основе экспертного заключения N420 от 22.07.2014 года ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области". В соответствии с Разделом 12 данного проекта СЗЗ для Головного предприятия предусмотрен "План годичного мониторинга про ведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума", устанавливающий обязанность по проведению натурных инструментальных исследований качества атмосферного воздуха селитебных территорий по оксиду железа, оксиду алюминия, азота диоксиду, ксилолу и др. на западной, северо-западной, северной, северо-восточной границах территории промплощадки предприятия в "адрес", а также по "адрес" с периодичностью 30 годовых исследований.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку как установлено прокурорской проверкой и не оспаривается самим ответчиком, последним в нарушение вышеперечисленных требований законодательства, санитарных норм и правил с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации СЗЗ, то есть с 07 августа 2014 года данные лабораторные исследования на территории Головного предприятия по адресу: г. Астрахань, пл. Заводская, 1 не организованы и не произведены, производственный контроль состояния атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны территории промплощадки предприятия не осуществляется, что является нарушением требований пунктов 1.5, 2.4, 2.7 "Санитарных правил - СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18, обязывающих юридические лица разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильной оценке исследованных доказательств и оснований для признания их необоснованными, у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время отпали основания, послужившие поводом для обращения прокурора в суд с настоящим иском, ввиду внесения изменений в " План годичного мониторинга проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума" в части количества и периодичности проведения исследований атмосферного воздуха, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку, как следует из материалов дела, вопрос о количестве и периодичности исследований судом в ходе разрешения исковых требований по существу не рассматривался. Нарушение ответчиком законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического контроля выразилось в полном отсутствии на момент проведения проверки натурных инструментальных исследований качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны территории промплощадки предприятия, тогда как эксплуатация потенциально опасного производственного объекта должна осуществляться ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства и имеющимся на предприятии утвержденным проектом СЗЗ, требования которого им не выполняются. Периодичность же проведения мониторинга устанавливается самими природопользователями, при этом оценивается органами Роспотребнадзора с позиции достаточности для контроля безопасности при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием к отмене данного решения.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 02 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Судостроительно-судоремонтный завод им. Ленина" - без удовлетворения.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.