Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Шовкомуда А.П. и Черемных Н.К.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швецовой Г.А. к Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области, Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Нижнеилимскому району, Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Ниженеилимскому району" о признании права на получение социальных выплат для приобретения жилья со дня первоначальной постановки на учет; обязании включить в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, со дня первоначальной постановки на учет,
по апелляционным жалобам ответчиков ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ниженеилимскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 8 сентября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском, Швецова Г.А. указала, что с Дата изъята состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья, в администрации муниципального образования "Катангский район", отнесенного к районам Крайнего Севера. В Дата изъята она с семьей выехала на постоянное место жительства в местность, приравненную к районам Крайнего Севера - "адрес изъят". В Дата изъята на основании ее заявления Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Нижнеилимскому району она была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, по категории "работающие", в Дата изъята по ее заявлению переведена в категорию "пенсионеры" по дате постановки на учет - с Дата изъята .
В Дата изъята из сообщения Департамента социальной защиты населения по Нижнеилимскому району ей стало известно, что она и члены ее семьи не состоят на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера
Решением Катангского районного суда Иркутской области от Дата изъята ее требования о признании незаконными действий администрации муниципального образования "Катангский район" были удовлетворены, суд обязал администрацию муниципального образования "Катангский район" восстановить ее в списках граждан, состоящих на учете на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера, с даты первоначальной подачи заявления, с Дата изъята , и передать в Управление Министерства социальной защиты населения Катангского района ее учетное дело.
Во исполнение решения суда Швецова Г.А. восстановлена в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с Дата изъята , учетное дело передано в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства по Катангскому району.
В Дата изъята распоряжением Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства по Катангскому району она и члены ее семьи были сняты с учета, исключены из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выездом в другую местность на постоянное место жительства.
Дата изъята она обратилась в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Нижнеилимскому району с просьбой включить ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с Дата изъята . Однако в постановке в списках очередности с Дата изъята ответчик ей отказал.
Швецова Г.А. считает, что имеет право на получение социальных выплат с даты своего первоначального обращения - с Дата изъята , поскольку она по-прежнему проживает в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, не выехала за пределы одного субъекта федерации - Иркутской области, ее переезд в "адрес изъят" не должен отражаться на номере ее очереди.
С учетом уточнений и отказа от части требований Швецова Г.А. просила суд признать за ней право на получение социальных выплат для приобретения жилья с Дата изъята - со дня первоначальной постановки на учет; обязать ответчиков включить ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с Дата изъята .
В судебное заседание Швецова Г.А., представители ответчиков Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Нижнеилимскому району, представитель третьего лица Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району не явились.
Представитель ответчика ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району" Маркова В.Е. в судебном заседании исковые требования не признала.
Обжалуемым решением иск Швецовой Г.А. удовлетворен.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области просит решение суда отменить. Указывает, что дата постановки на учет по предыдущему месту жительства при выезде граждан на другое место жительства в соответствии с действующим законодательством не сохраняется.
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району" в апелляционной жалобе указывает аналогичный довод и также просит решение суда отменить. Кроме этого, ссылается, что суд не указал в решении, в какую очередь включить Швецову Г.А.
Швецовой Г.А., Министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области на апелляционную жалобу ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району" принесены соответственно письменные возражения и письменный отзыв.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда.
При рассмотрении дела суд установил, что Швецова Г.А. с членами ее семьи в период Дата изъята проживала в Катангском районе, отнесенном к районам Крайнего Севера, и с Дата изъята состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения или строительства жилья, в администрации муниципального образования "Катангский район", номер очереди Номер изъят
.
В Дата изъята она и члены ее семьи выехали на постоянное место жительства в местность, приравненную к районам Крайнего Севера, - "адрес изъят" Иркутской области.
Дата изъята Швецова Г.А. обратилась в Департамент социальной защиты населения по Нижнеилимскому району с заявлением о постановке на учет в очередь граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Решением комиссии Номер изъят от Дата изъята Швецова Г.А. поставлена в очередь (список работающих), регистрационный номер Номер изъят.
На основании распоряжения администрации Иркутской области от 10 февраля 2005 года N 20-ра "О передаче документов" списки и учетные дела граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоящих в муниципальных образованиях на учете по предоставлению безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета, переданы в районные управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства.
Дата изъята Швецова Г.А. обратилась в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства по Нижнеилимскому району с заявлением о переводе в категорию пенсионеров. Решением комиссии Номер изъят от Дата изъята она переведена в список пенсионеров на право получения социальной выплаты по дате подачи заявления с Дата изъята .
Решением Катангского районного суда Иркутской области от 10 октября 2012 года, вступившим в законную силу, заявление Швецовой Г.А. о признании незаконными действий администрации муниципального образования "Катангский район" по исключению Швецовой Г.А. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, удовлетворено. Во исполнение решения суда распоряжением администрации муниципального образования "Катангский район" от Дата изъята Номер изъят Швецова Г.А. была восстановлена в списках граждан, учетное дело передано в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства по Катангскому району по акту приема-передачи документов от Дата изъята .
Дата изъята распоряжением Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства по Катангскому району Номер изъят Швецова Г.А. поставлена на учет и включена в единый список на получение социальных выплат по дате первоначального заявления - с Дата изъята .
Дата изъята распоряжением Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства по Катангскому району Номер изъят Швецова Г.А. снята с учета и исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выездом в другую местность на постоянное место жительства.
По состоянию на Дата изъята Швецова Г.А. состоит в общем списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, Министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области по категории "пенсионеры" под номером Номер изъят, дата постановки на учет - Дата изъята .
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того что, постановка истца на учет с более поздней даты и, соответственно, номера очередности в списке, является незаконной и нарушает права Швецовой Г.А. на своевременное получение социальной поддержки, гарантированной государством.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера, предусмотрены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно преамбуле Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 Федерального закона закрепляет, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии с пунктом 20 Положения, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 года N 780, действовавшей до 1 января 2012 года, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Пунктом 21 Положения предусмотрены основания снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности по дате подачи первоначального заявления. С учетом характера и назначения рассматриваемых выплат факт переезда истца из районов Крайнего Севера в местность, приравненную к районам Крайнего Севера, не может повлечь утрату права истца на получение единовременной социальной выплаты с первоначальной даты постановки на учет.
Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере; это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Кроме того, при разрешении спора в силу требований статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривающей, что право на получение жилищной субсидии имеют граждане, отвечающие требованиям, в том числе, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции установилотсутствие у истца других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Выводы суда подробно и убедительно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению их правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных обстоятельств дела и доказательств, исследованных судом, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, и оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 8 сентября 2015 года по гражданскому делу по иску Швецовой Г.А. к Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области, Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Нижнеилимскому району, Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Ниженеилимскому району" о признании права на получение социальных выплат для приобретения жилья со дня первоначальной постановки на учет; обязании включить в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, со дня первоначальной постановки на учет оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи А.П. Шовкомуд
Н.К. Черемных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.