Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Малиновской А.Л. и Рудковской И.А.,
при секретаре Гурулёвой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скуренок А.В. к Главному управлению МЧС России по Иркутской области о признании заключения служебной проверки незаконным, признании заключения аттестационной комиссии незаконным, признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, расходов на оплату услуг представителя,
по апелляционной жалобе истца Скуренок Александра Васильевича на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 29 июля 2015 года,
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Рудковской И.А., истца Скуренок А.В., его представителя Григорьевой М.В., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Главного управления МЧС России по Иркутской области Сахаровского Д.Ю., согласившегося с решением суда, заключение прокурора Мальхановой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
установила:
Скуренок А.В. в обоснование уточненных исковых требований указал, что с Дата изъята проходил службу в МЧС России. С Дата изъята являлся сотрудником ГУ МЧС России по Иркутской области. С Дата изъята состоял в должности Данные изъяты "ФГКУ 2 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области". За время прохождения службы имеет поощрения, благодарности и грамоты. Дата изъята приказом начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области Номер изъят от Дата изъята он уволен со службы с формулировкой "за грубое нарушение служебной дисциплины" за то, что был избран депутатом Думы в Дата изъята . Свое увольнение считает незаконным. Ответчик ему в обвинение ставит факт того, что в Дата изъята он воспользовался ст. 32 Конституции РФ и был избран в Думу Уриковского муниципального образования, где является депутатом, при этом в Думе он никакой штатной, платной, выборной должности не занимает, его участие в общественной жизни муниципального образования ущерба службе не наносит. Однако данный факт ответчик считает грубым нарушением служебной дисциплины, хотя со дня избрания его депутатом прошло более двух лет, и за этот период времени никто по данному поводу претензий ему не предъявлял, из этого факта он никакой тайны не делал, об этом все знали. Полагает, что дисциплинарное взыскание согласно ст. 51 п. 7 ФЗ N 342 от 30.11.2011 не может быть наложено по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, он же, совершил проступок в Дата изъята , что отражено в приказе.
Скуренок А.В. просил признать заключение служебной проверки от Дата изъята незаконным; признать заключение аттестационной комиссии Главного управления МЧС России по Иркутской области, проведенной Дата изъята , незаконным; признать незаконным его увольнение по п. "к" ч. 1 ст. 58 (за грубое нарушение служебной дисциплины) из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и отменить приказ N 39-НС по личному составу от 06.05.2015 об увольнении; обязать ответчика восстановить его в должности Данные изъяты ФГКУ "2 отряд ФПС по Иркутской области" с Дата изъята .
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 29.07.2015 исковые требования Скуренок А.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Скуренок А.В. просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы указал, что ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и Положение о службе в органах внутренних дел РФ не считают факт избрания депутатом нарушением и не предусматривают безусловное сложение полномочий лицом, замещающим должность гражданской службы.
Обращает внимание, что, являясь депутатом, он никакой штатной, платной, выборной должности в Думе не занимает, ничьих прав и интересов не ущемляет, коррупционной составляющей в данном случае не имеется. Кроме того, со стороны прокуратуры, а также у ответчика никаких претензий и нареканий относительно исполнения служебных обязанностей не имелось.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Крючкова А.А., представитель Главного управления МЧС России по Иркутской области Сахаровский Д.Ю. выражают согласие с решением суда, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения гражданского дела, что подтверждается распиской о вручении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не установилаоснований к отмене либо изменению решения Кировского районного суда г.Иркутска.
В силу статьи 7 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.
К таким нормативным правовым актам относится Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденная приказом МЧС России от 03.11.2011 N 668.
В силу п. 88 Инструкции, утвержденной приказом МЧС России от 03.11.2011 N 668, в соответствии со ст. 20.1 Положения сотрудник, избранный (назначенный) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранный депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначенный на должность главы местной администрации, на период осуществления указанных полномочий приостанавливает службу либо увольняется со службы по собственному желанию.
В случае отказа сотрудника, избранного или назначенного на соответствующую должность, от подачи рапорта о приостановлении службы или об увольнении со службы проводится служебная проверка и принимаются меры по соблюдению установленного порядка приостановления службы либо увольнения указанного сотрудника со службы.
Обязанность по своевременному информированию руководителя соответствующей организации МЧС России об избрании (назначении) сотрудника на соответствующую должность, а также его увольнении либо освобождении от указанной должности возлагается на сотрудников.
В силу ст. 9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником органов внутренних дел обязанностей по осуществлению оперативно-разыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников органов внутренних дел, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Рассмотрение в органах внутренних дел вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Положением, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 38 настоящего Положения.
В соответствии со ст. 38 Положения за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться взыскания, в том числе увольнение из органов внутренних дел.
В силу п. "к" ч. 1 ст. 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы, в том числе за грубое нарушение служебной дисциплины.
Статьей 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации регламентировано, что служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.
Грубым нарушением служебной дисциплины является, в том числе несоблюдение сотрудником органов внутренних дел запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
Перечень таких запретов установлен ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
В силу п. 158 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 03.11.2011 N 668, увольнение сотрудника по пунктам "к", "л", "о" осуществляется на основании заключения по результатам служебной проверки и составленной на его основании аттестации с учетом требований статей 17 и 39 Положения.
Судом установлено, что Скуренок А.В. проходил службу в ФПС ГПС МЧС России, последняя занимаемая должность - Данные изъяты ФГКУ "2 отряд ФПС по Иркутской области".
Дата изъята решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии Номер изъят установлены общие результаты выборов депутатов Думы Уриковского муниципального образования. Скуренок А.В. является депутатом Думы У. муниципального образования 3 созыва на срок с Дата изъята по Дата изъята , что подтверждается справкой Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от Дата изъята Номер изъят, решением Окружной избирательной комиссии У. муниципального образования Номер изъят от Дата изъята , справкой Думы У. муниципального образования от Дата изъята Номер изъят, решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии Номер изъят от Дата изъята , письмом Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от Дата изъята Номер изъят.
Приказом Главного управления МЧС России по Иркутской области от Дата изъята Номер изъят Скуренок А.В. за нарушение запрета, установленного для сотрудников ФПС ГПС п.п. "б" п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе", а именно: замещать должности гражданской службы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления, что является грубым нарушением служебной дисциплины, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по пункту "к" части первой статьи 58 (за грубое нарушение служебной дисциплины) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации 07.05.2015.
Основанием для издания приказа от Дата изъята Номер изъят и увольнения Скуренок А.В. из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы послужили: представление к увольнению, заключение по материалам служебной проверки от Номер изъят, аттестация Скуренок А.В. от Дата изъята , решение аттестационной комиссии ГУ МЧС России по Иркутской области (протокол Номер изъят от Дата изъята ).
Отказывая Скуренок А.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика имелись законные основания для увольнения Скуренок А.В. по п. "к" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел. Факт избрания Скуренок А.В. депутатом Думы У. муниципального образования в судебном заседании установлен и ответчиком подтвержден. Скуренок А.В. в установленном порядке не проинформировал руководителя Главного управления МЧС России по Иркутской области, с соответствующим рапортом не обращался, службу в ФПС ГПС МЧС не приостановил. Порядок проведения служебной проверки, аттестации в отношении Скуренка А.В., а также процедура увольнения истца ответчиком не нарушены.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены письменными доказательствами, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств, правильно оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений требований процессуального закона при оценке доказательств судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что должность депутата Думы У. муниципального образования не является выборной должностью в органе местного самоуправления и замещается на непостоянной основе, без получения вознаграждения, судебная коллегия считает необоснованным.
Из положений пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС России запрещается совмещать статус государственного служащего с выборной должностью в органе местного самоуправления, включая должность депутата представительного органа муниципального образования, в том числе в случае, если соответствующая выборная муниципальная должность не предполагает ее замещения на постоянной и профессиональной основе. Таким образом, Скуренок А.В., допустив совмещение государственной службы с осуществлением депутатских полномочий, нарушил запрет, установленный п.п. "б" п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 29 июля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий С.С.Амосов
Судьи А.Л. Малиновская
И.А.Рудковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.