Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Каракич Л.Л.,
судей Гусаровой Л.В. и Харина Р.И.,
при секретаре Шовкоплясе А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Сафоновой А.А. о признании незаконным распоряжения администрации г. Иркутска от 14 мая 2015 года
по апелляционной жалобе администрации г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 10 сентября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование иска Сафонова А.А. указала, что является инвалидом с детства и страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. На основании этого она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, в том числе на дополнительную площадь.
Сафонова А.А. зарегистрирована по месту жительства в г. "адрес изъят", кроме нее в квартире зарегистрированы ее отец С.., мать С.., братья С ... и С. бабушка Т.., которые являются долевыми собственниками квартиры на основании договора приватизации. В силу имеющегося у истца заболевания совместное проживание с указанными лицами невозможно, другого постоянного места жительства Сафонова А.А. не имеет.
Распоряжением администрации г. Иркутска от 5 июля 2012 года N 804-02-188/12 она поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако, оспариваемым распоряжением председателя комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска от 14 мая 2015 года N 804-02-214/15 она была снята с учета в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Сафонова А.А. полагает, что администрацией нарушены ее жилищные права, гарантированные инвалиду Конституцией Российской Федерации, и просила распоряжение от 14 мая 2015 года признать незаконным.
В судебном заседании представитель Сафоновой А.А. иск поддержала.
Представитель администрации г. Иркутска возражала против заявленных требований. Указала, что исходя из общей площади квартиры в 90 кв.м, в которой проживает истец, она считается обеспеченной жилым помещением более учетной нормы, и правовые основания для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отсутствуют.
Решением суда заявление Сафоновой А.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Иркутска просила решение отменить как незаконное и необоснованное. Ссылаясь на пункт 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, решение Думы города Иркутска об утверждении учетной нормы жилого помещения менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, настаивала на отсутствии правовых оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Каракич Л.Л., проверив обстоятельства дела, решение суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности, направлен на защиту интересов указанных в нем граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Из анализа положений указанной нормы и статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что для признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке необходимо наличие одновременно трех условий: наличие в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, отсутствие у указанных лиц иного жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности, а также проживание в квартире нескольких семей.
В ходе судебного разбирательства нашел подтверждение и представителем ответчика не оспаривался тот факт, что Сафонова А.А. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и не имеет на праве собственности или по договору социального найма иного жилого помещения.
Как следует из материалов дела, именно указанные обстоятельства послужили основанием для постановки Сафоновой А.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается ее заявлением с просьбой о постановке на учет и распоряжением администрации г. Иркутска от 5 июля 2012 года N 804-02-188/12 с указанием сектору учета и приватизации жилья отдела жилищного хозяйства о постановке Сафоновой А.А. на учет по постановлению Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, которым утвержден Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о том, что Сафонова А.А. имеет право на получение жилья по договору социального найма вне очереди и была снята с учета нуждающейся в жилом помещении незаконно.
Выводы суда мотивированы, подтверждены материалами дела, и доводы апелляционной жалобы их не опровергают.
Вопреки утверждению ответчика в апелляционной жалобе суд первой инстанции правильно применил к рассматриваемым правоотношениям, касающимся случаев предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом ссылки ответчика в суде первой инстанции и апелляционной жалобе в обоснование возражений на иск и доводов к отмене решения на пункт 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ являются несостоятельными, поскольку данная норма регламентирует порядок постановки на учет граждан, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В рамках же настоящих правоотношений Сафонова А.А. поставлена на учет как страдающая тяжелой формой хронического заболевания, при наличии которого утвержденная решением Думы города Иркутска учетная норма жилого помещения на одного человека правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 10 сентября 2015 года по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи Л.В. Гусарова
Р.И. Харин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.