Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Ж.,
с участием представителя административного истца Почивалиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело "номер изъят" по административному исковому заявлению Перекопного Э.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований Перекопный Э.В. указал, что он является собственником земельных участков:
1. с кадастровым "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от "дата изъята" N "адрес изъят";
2. с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от "дата изъята" N "адрес изъят";
3. с кадастровым "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты)., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от "дата изъята" N "адрес изъят".
На основании Постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года N239-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" определена кадастровая стоимость земельных участков:
1. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 12 августа 2013 года в размере (данные изъяты) рублей;
2. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 18 июня 2013 года в размере (данные изъяты) рублей;
3. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 25 февраля 2014 года в размере (данные изъяты) рублей.
Перекопный Э.В. полагает, что определенная на основании вышеуказанных актов кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми "номер изъят", значительно увеличивает сумму земельного налога, в результате чего административный истец несет дополнительные расходы.
Кроме того, административный истец считает, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости. Следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, нарушаются его права как собственника земельных участков и плательщика земельного налога. Рыночная стоимость принадлежащих ему земельных участков:
1. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 12 августа 2013 года составляет (данные изъяты) рублей;
2. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 18 июня 2013 года составляет (данные изъяты) рублей;
3. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 25 февраля 2014 года составляет (данные изъяты) рублей,
что подтверждается отчетом "номер изъят", выполненным ООО "Новосибирская оценочная компания".
В подтверждение обоснованности установленной отчетом "номер изъят" величины рыночной стоимости указанных выше земельных участков Перекопный Э.В. представил суду положительное экспертное заключение "номер изъят" от "дата изъята" , выполненное членом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Южно-Сибирской организацией профессиональных оценщиков и экспертов".
В судебном заседании представитель административного истца Перекопного Э.В. - Почивалина Л.В. просила суд установить кадастровую стоимость земельных участков:
1. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 12 августа 2013 года составляет (данные изъяты) рублей;
2. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 18 июня 2013 года составляет (данные изъяты) рублей;
3. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 25 февраля 2014 года составляет (данные изъяты) рублей.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель органа кадастрового учета просил рассмотреть дело по существу без его участия, в удовлетворении требований Перекопного Э.В. отказать, ссылаясь на то, что учреждение не является ни надлежащим ответчиком по иску, ни заинтересованным лицом, поскольку выполняет лишь технические функции по внесению утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведений о кадастровой оценке земель в государственный кадастр недвижимости.
Представитель Правительства Иркутской области, надлежащим образом извещенного о судебном заседании, в письменном отзыве на заявление Перекопного Э.В. просило в удовлетворении иска отказать.
Представитель Управления Росреестра по Иркутской области, надлежащим образом извещенного о судебном заседании, в письменном отзыве на иск просила рассмотреть дело без участия Управления. Указала, что при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости территориальные органы Росреестра реализуют полномочия только в части формирования перечня объектов недвижимости и не уполномочены на осуществление каких-либо действий, влекущих изменение установленной кадастровой стоимости объектов.
Администрация города Усть-Илимска, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и в надлежащей форме извещенных о судебном заседании.
Заслушав объяснения представителя административного истца Перекопного Э.В. - Почивалину Л.В., поддержавшую исковые требования, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу Перекопному Э.В. на праве собственности принадлежат земельные участки:
1. с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от "дата изъята" N "адрес изъят";
2. с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от "дата изъята" N "адрес изъят";
3. с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от "дата изъята" N "адрес изъят".
Согласно представленным административным истцом в суд кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости от "дата изъята" датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость является:
1. 12 августа 2013 года для земельного участка с кадастровым "номер изъят";
2. 18 июня 2013 года для земельного участка с кадастровым "номер изъят";
3. 25 февраля 2014 года для земельного участка с кадастровым "номер изъят".
Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка истца послужило постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года N 239-пп).
Считая данную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, административный истец Перекопный Э.В. представил отчет "номер изъят" от "дата изъята" , выполненный оценщиком ООО "Новосибирская оценочная компания", согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости:
1. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 12 августа 2013 года составляет (данные изъяты) рублей;
2. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 18 июня 2013 года составляет (данные изъяты) рублей;
3. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 25 февраля 2014 года составляет (данные изъяты) рублей.
В подтверждение обоснованности установленной отчетом "номер изъят" от "дата изъята" величины рыночной стоимости указанных выше земельных участков административный истец Перекопный Э.В. представил суду положительное экспертное заключение "номер изъят" от "дата изъята" , выполненное членом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Южно-Сибирской организацией профессиональных оценщиков и экспертов".
Исходя из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, истец, как собственник земельного участка и плательщик налога на имущество, для определения размера которого используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Из статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами кадастровой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
Согласно пункту 2.6 Методических рекомендаций в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае, как усматривается из кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости от "дата изъята" датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость является:
4. 12 августа 2013 года для земельного участка с кадастровым "номер изъят";
5. 18 июня 2013 года для земельного участка с кадастровым "номер изъят";
6. 25 февраля 2014 года для земельного участка с кадастровым "номер изъят".
Исходя из положений статей 24.15 и 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из необходимых доказательств является отчет независимого оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, а также в установленных законом случаях положительное заключение эксперта саморегулируемой организации оценщиков на отчет об оценке.
Согласно статье 24.16 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.
Таким образом, отчет оценщика может считаться допустимым доказательством только в том случае, если на него будет представлено положительное экспертное заключение.
Согласно статье 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Анализ содержания отчетов об оценке позволяет суду сделать вывод о том, что значительная разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков обусловлена индивидуальными их особенностями, которые были учтены оценщиком при оценке объекта в том числе, вид разрешенного использования, месторасположение земельных участков.
Представленный административным истцом отчет "номер изъят" об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Суд, исследовав отчет "номер изъят" об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, сопоставив его содержание с материалами административного дела, приходит к выводу о соответствии его действующему законодательству и о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Отчет "номер изъят" об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости содержит точное описание объектов оценки с приведением ссылок на документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объектов оценки, анализ наиболее эффективного использования, анализ рынка объектов оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подходов с приведением расчетов или обоснование отказа от применения подходов к оценке объектов оценки.
Для определения рыночной стоимости земельного участка оценщиком мотивированно использовался расчет стоимости объектов оценки сравнительным подходом, в связи с чем, сделан выбор сопоставимых объектов-аналогов на соответствующем сегменте рынка и проведен их анализ к объектам оценки и обоснование выбора объектов-аналогов.
Объекты-аналоги для расчета рыночной стоимости выбраны в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки - сходные с объектами оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим их стоимость: категория земель, вид права, вид разрешенного использования, площадь, местоположение, условия финансовых расчетов при приобретении, условия продаж, обеспеченность энергоресурсами и коммуникациями, отсутствие улучшений.
Сведения об объектах-аналогах представлены в таблице сравнительного анализа и в приложениях к отчету.
Выявленные отличия объектов-аналогов от объектов оценки откорректированы с обоснованием применения каждой поправки.
Суд не может принять во внимание мотивы, по которым комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области отклонила заявление административного истца, поскольку объекты оценки и объекты-аналоги относятся к сегменту рынка "для размещения коммерческих объектов".
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектов оценки, если в порядке, установленном законодательством российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно положительному экспертному заключению "номер изъят" от "дата изъята" некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Южно-Сибирской организацией профессиональных оценщиков и экспертов" отчет "номер изъят" об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Ссылка представителя Правительства Иркутской области в отзыве на исковое заявление о том, что экспертное заключение не содержит вывод эксперта о подтверждении стоимости объектов оценки, определенной оценщиком в отчете, не может быть принята во внимание, поскольку изменения, внесенные Федеральным законом от 08 июня 2015 года N 145-ФЗ в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности в статью 17.1, вступили в силу с 01 июля 2015 года, тогда как отчет об оценке и положительное экспертное заключение на него подготовлены до этой даты.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Фе6ерации", суд признает отчет "номер изъят" об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорных земельных участков:
1. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 12 августа 2013 года в размере (данные изъяты) рублей;
2. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 18 июня 2013 года в размере (данные изъяты) рублей;
3. с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 25 февраля 2014 года в размере (данные изъяты) рублей.
Доказательств недостоверности установленной в отчете "номер изъят" рыночной стоимости объектов недвижимости, либо данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что, действительно, могло бы поставить под сомнение достоверность отчета от "дата изъята" "номер изъят" об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, лица, участвующие в деле, не представили, ходатайств о содействии в представлении таких доказательств, как заключение судебной экспертизы об установлении действительной рыночной цены спорных земельных участков либо о соответствии отчета об оценке требованиям действующего законодательства не заявляли, судом оснований для назначения по инициативе суда указанных экспертиз не установлено, суд полагает возможным согласиться с рыночной стоимостью земельных участков:
1. с кадастровым "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, по состоянию на 12 августа 2013 года, установленной в отчете об оценке в размере (данные изъяты) рублей;
2. с кадастровым "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, по состоянию на 18 июня 2013 года, установленной в отчете об оценке в размере (данные изъяты) рублей;
3. с кадастровым "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", общей площадью "адрес изъят"., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, по состоянию на 25 февраля 2014 года, установленной в отчете об оценке в размере (данные изъяты) рублей.
Установленное судом несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, значительное превышение кадастровой стоимостью над рыночной, свидетельствует о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Истец, будучи собственником вышеуказанных земельных участков, является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости непосредственно затрагивает законные интересы истца.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Перекопного Э.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты)., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере его рыночной стоимости, равном (данные изъяты) рублей по состоянию на 12 августа 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере его рыночной стоимости, равном (данные изъяты) рублей по состоянию на 18 июня 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере его рыночной стоимости, равном (данные изъяты) рублей по состоянию на 25 февраля 2014 года
Датой обращения в комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 08 июля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Г. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.