Заместитель председателя Иркутского областного суда Новокрещенов Н.С., рассмотрев жалобу Супрунова В.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 60 г. Зима и Зиминского района Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 59 г. Зима и Зиминского района Иркутской области от 30 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Супрунова В.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 60 г. Зима и Зиминского района Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 59 г. Зима и Зиминского района Иркутской области от 30 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением и.о. председателя Иркутского областного суда от 27 апреля 2015 года, Супрунов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, Супрунов В.А., просит об изменении постановления мирового судьи судебного участка N 60 г. Зима и Зиминского района Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 59 г. Зима и Зиминского района Иркутской области от 30 июля 2014 года о назначении административного наказания, с части 4 на часть 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу абзаца 1 пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2015 г., далее - в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ) установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения.
В соответствии с частью 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ) повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок три года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением однородного административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В силу статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением мирового судьи судебного участка N125 г. Зима и Зиминского района Иркутской области от 18 января 2012 года, вступившим в законную силу 13 февраля 2012 года, Супрунов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год восемь месяцев. Данное постановление исполнено, наказание Супрунов В.А. отбыл 13 октября 2013 года, водительское удостоверение с 20 декабря 2011 года и до окончания срока лишения права управления транспортными средствами находилось на хранении в РЭО ГИБДД г. Зима.
15 июля 2014 года в 22 часа 20 минут около "адрес изъят", в нарушение пункта 2.7 ПДД РФ водитель Супрунов В.А. управлял автомобилем марки " (данные изъяты)", государственный регистрационный знак Номер изъят, будучи в состоянии опьянения, повторно в течение года после окончания срока лишения права управления транспортными средствами.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Супрунова В.А. к административной ответственности по части 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ), вступившим в силу с 1 июля 2015 г., часть 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признана утратившей силу, а Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 264.1, которой установлена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации либо указанной статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На 1 июля 2015 г. постановление мирового судьи судебного участка мирового судьи судебного участка N 60 г. Зима и Зиминского района Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 59 г. Зима и Зиминского района Иркутской области от 30 июля 2014 года исполнено не было.
Таким образом, положения Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ распространяются на Супрунова В.А., совершившего административное правонарушение до вступления данного Закона в силу.
Однако оснований для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении не имеется, поскольку действия Супрунова В.А. содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежат переквалификации с части 4 на часть 1 названной статьи.
Факт управления Супруновым В.А. транспортным средством в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения в состоянии опьянения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 4); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и бумажным носителем с записью результатов исследования (л.д. 6-7); объяснениями понятых (л.д. 8-9), копией постановления мирового судьи судебного участка N 125 г. Зима и Зиминского района Иркутской области от 18 января 2012 года (л.д.13-15); справкой старшего инспектора по ИАЗ ОГИБДД МО МВД России "Зиминский" Щ. (л.д. 17), и другими материалами дела.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Супрунову В.А. с участием понятых, в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 (далее - Правила).
Факт нахождения Супрунова В.А. в состоянии опьянения в момент управления транспортным средством объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств и сомнений не вызывает.
Освидетельствование Супрунова В.А ... на состояние алкогольного опьянения проведено в порядке, установленном названными выше Правилами, с результатами освидетельствования, которым установлено состояние опьянения (концентрация алкоголя в выдыхаемом воздухе 1,096 мг/л), Супрунов В.А ... был согласен, каких-либо возражений и замечаний не представил.
При составлении протокола об административном правонарушении Супрунов В.А. не оспаривал обстоятельств вмененного административного правонарушения (л.д. 2).
В рамках судебного разбирательства при рассмотрении дела мировым судьей Супрунов В.А. полностью признавал себя виновным в совершении административного правонарушения, указывая, что управлял автомобилем в нетрезвом состоянии (л.д. 26).
Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно события правонарушения.
Данных, опровергающих установленные в ходе производства по делу обстоятельства, не имеется.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах и учитывая, что переквалификация действий Супрунова В.А. с части 4 на часть 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласуется с требованиями пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении судебные акты подлежат изменению путем переквалификации действий Супрунова В.А. с части 4 на часть 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разрешая вопрос об административном наказании, суд отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ранее Супрунов В.А. привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области безопасности дорожного движения, суд полагает необходимым назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 8 месяцев.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Супрунова В.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N60 г. Зима и Зиминского района Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 59 г. Зима и Зиминского района Иркутской области от 30 июля 2014 года и постановление и.о. председателя Иркутского областного суда от 27 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Супрунова В.А., изменить: действия Супрунова В.А. переквалифицировать с части 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 12.8 названного Кодекса и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 8 месяцев.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Заместитель председателя суда Н.С. Новокрещенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.