Заместитель председателя Иркутского областного суда Корнюшина Л.Г., рассмотрев дело по жалобе генерального директора ООО "Лидер" Вардересяна А.С. на постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Усольский" от 25 мая 2015 года, решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 25 июня 2015 года и решение судьи Иркутского областного суда от 08 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Лидер",
УСТАНОВИЛА:
постановлением Номер изъят государственного инспектора дорожного надзора отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального Отдела Министерства Внутренних Дел России "Усольский" К. от 25 мая 2015 года юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законному представителю юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" генеральному директору Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" Вардересян А.С. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области Егорова Д.К. от 25 июня 2015 года постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Усольский" от 25 мая 2015 года изменено, снижен размер административного штрафа до 150 000 рублей, в остальной части данное постановление оставлено без изменения, жалоба удовлетворена частично.
Решением судьи Иркутского областного суда Слепнёва П.И. от 08 сентября 2015 года постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Усольский" от 25 мая 2015 года, и решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 25 июня 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Лидер" оставлены без изменения, жалоба защитника Баженова Н.Н. в интересах ООО "Лидер" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, генеральный директор ООО "Лидер" Вардересян А.С., не соглашаясь с постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Усольский" от 25 мая 2015 года, решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 25 июня 2015 года и решением судьи Иркутского областного суда от 08 сентября 2015 года, просит об отмене данных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебное дело по жалобе, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
Административная ответственность по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются двумя видами составов: 1) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии; 2) непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения не наступает в рамках гражданско-правовых отношений за не выполнение договорных обязательств.
В силу пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
23 апреля 2015 года в 12 часов 30 минут государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Усольский" в ходе проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Усолье-Сибирское с участием помощника прокурора г. Усолье-Сибирское и главного специалиста отдела по благоустройству, экологии и лесопользованию комитета по городскому хозяйству администрации г. Усолье-Сибирское, заместителя генерального директора ООО "Лидер", были выявлены нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог г. Усолье-Сибирское:
-автодорога по проспекту Комсомольский; автодорога на улице Коростова; автодорога по улице Менделеева; автодорога по улице Магистральная; автодорога по улице Толбухина; автодорога по улице Карла Маркса; автодорога по улице Ватутина; автодорога по улице Богдана Хмельницкого; автодорога по улице Бабушкина; автодорога по улице Бабушкина; автодорога по улице Горького; автодорога по улице Декабристов; автодорога по улице Жуковского; автодорога по улице Интернациональная; автодорога по улице Карла Либкнехта; автодорога по проспекту Космонавтов; автодорога по улице Красных Партизан; автодорога по улице Краснофлотская; автодорога по улице Крупской; автодорога по улице Куйбышева; автодорога по улице Ленина; автодорога по улице Луначарского; автодорога по улице Машиностроителей; автодорога по улице Мира; автодорога по улице Молотова; автодорога по улице Орджоникидзе; автодорога по улице Попова; автодорога по улице Пугачева; автодорога по улице Горького; автодорога по улице Сеченова; автодорога по проезду Серегина; автодорога по улице Советской; автодорога по улице Суворова; автодорога по улице Свободы; автодорога по улице Фурманова; автодорога по проспекту Химиков; автодорога по улице Шевченко; автодорога по улице Энгельса были выявлены нарушения требований главы 3 пунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5 ГОСТ Р 50597-93 г. "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", присутствие на асфальтобетонном покрытии обследованных автодорог и улиц дефектов дорожного покрытия в виде просадок, ям и выбоин; отсутствие горизонтальной дорожной разметки: 1.5 (осевая) ПДД РФ, для разделения транспортных потоков встречных направлений; 1.2.1 (краевая) ПДД РФ, для обозначения проезжей части, в нарушение пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5 ГОСТ Р 50597-93 г; пунктов 6.2.7, 6.2.4 ГОСТ Р 52289-2004 г.
ООО "Лидер" является коммерческой организацией и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации (пункты 1.2, 1.4 Устава ООО "Лидер" от 23.11.2009).
Общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 1.8 Устава).
Целями деятельности Общества являются расширение рынков товаров и услуг, а также извлечение прибыли (пункт 2.1 Устава).
В соответствии с пунктом 2.2 Устава Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества являются:
- оптовая и розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров;
- производство и реализация пищевой продукции;
- подготовка строительного участка;
- строительство зданий и сооружений;
- монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений;
-ремонтно-строительные и отделочные работы;
- аренда строительных машин и оборудования с оператором;
- рекламная деятельность;
- розничная торговля вне магазинов;
- лесозаготовка;
- лесопильное производство;
- распиловка и строгание древесины, пропитка древесины;
- предоставление кредита;
- осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных, и не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 29 декабря 2014 года между Администрацией города Усолье-Сибирское, в лице главы Ж., и ООО "Лидер", в лице генерального директора Вардересяна А.С., заключен муниципальный контракт Номер изъят.
Согласно пункту 1.1 муниципального контракта Номер изъят от 29 декабря 2014 года, подрядчик (ООО "Лидер") принимает на себя обязательства в установленный контрактом срок своими силами, средствами, механизмами, материалами на выполнение работ по содержанию территории города, автомобильных дорог и дорожных сооружений города Усолье-Сибирское в 2015 году, согласно Технического задания (Приложения N 1), локальных ресурсных сметных расчетов (Приложение N 2, 3, 4, 5), являющихся неотъемлемыми частями контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить указанные работы.
Подрядчик обязуется выполнить работы в объеме и сроки, установленные контрактом, сдать результат выполненных работ заказчику в состоянии, соответствующем действующим нормативным документам для данного вида работ (пункт 3.1.1 Контракта Номер изъят от 29 декабря 2014 года).
Согласно пункту 5.1 Контракта Номер изъят от 29 декабря 2014 года выполнение работ по содержанию территории города Усолье-Сибирское, автомобильных дорог и дорожных сооружений города Усолье-Сибирское осуществляется в следующие сроки:
- с 01.01.2015 по 31.12.2015 содержание территорий, автомобильных дорог; содержание, ремонт светофорных объектов; перенос, замена "масок" дорожных знаков;
- с 01.04.2015 по 01.09.2015 установка новых дорожных знаков;
- с 01.05.2015 по 15.09.2015 восстановление существующей, нанесение новой дорожной разметки.
В соответствии с Приложением N 1 Техническое задание к названному муниципальному контракту Номер изъят от 29 декабря 2014 года полный объем работ должен быть выполнен в течение 2015 года.
Как следует из материалов дела, ООО "Лидер" в исполнение муниципального контракта Номер изъят от 29 декабря 2014 года в соответствии с нормами и стандартами проведения ремонтных работ приступило к их выполнению в апреле 2015 года.
Согласно акту Номер изъят о приемке выполненных работ от 05.05.2015, за период со 02.04.2015 по 05.05.2015 был произведен ремонт дорог площадью 284,6 м? при общем объеме работ 6500 м?, подлежащих выполнению до 31.12.2015.
В соответствии с пунктом 27 Локального ресурсного сметного расчета ООО "Лидер" обязано произвести нанесение сплошных линий дорожной разметки краской маркировочной машиной на покрытие без поверхностной обработки по имеющейся предварительной разметке или их восстановление, разметка: 1.1, 1.2.1, 1.4 шириной 0,1 м протяженность 20 км на всей территории г. Усолье-Сибирское.
Утверждая об отсутствии в действиях ООО "Лидер" состава административного правонарушения, генеральный директор ООО "Лидер" Вардересян А.С. полагает, что Общество не является субъектом данного правонарушения, поскольку на Общество нормативным актом не возложены обязанности по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Кроме того, срок выполнения работ по контракту Обществом не нарушен, работы по нанесению дорожной разметки 1.5 контрактом не предусмотрено.
Данные доводы жалобы следует признать обоснованными.
Работы по содержанию территорий, автомобильных дорог Общество должно выполнять в период с 01.01.2015 по 31.12.2015. Доказательств того обстоятельства, что работы по ликвидации на асфальтобетонном покрытии обследованных автодорог и улиц дефектов дорожного покрытия в виде просадок, ям и выбоин должны быть окончены повсеместно до 23 апреля 2015 года, в деле не имеется, требование по выполнению данных работ в полном объеме к названной дате не вытекает из условий муниципального контракта. Работы по нанесению дорожной разметки Общество обязалось производить после 01 мая 2015 года, что исключает ответственность Общества за отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.2.1 (краевая) ПДД РФ, для обозначения проезжей части до 15 сентября 2015 года. Обязанность по нанесению разметки 1.5 (осевая) ПДД РФ, для разделения транспортных потоков встречных направлений муниципальным контрактом на Общество не возложена.
При указанных обстоятельствах нельзя считать, что должностным лицом дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Усольский" установлено событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к совершению которого причастно ООО "Лидер".
Административное наказание является мерой ответственности, назначаемой лицу за совершение административного правонарушения. Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом ГИБДД в отношении ООО "Лидер". Постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Усольский" от 25 мая 2015 года виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано ООО "Лидер". При этом административное наказание в виде штрафа в сумме 300000 рублей назначено законному представителю юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" генеральному директору Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" Вардересян А.С., протокол об административном правонарушении в отношении которого не составлялся и производство по делу не велось.
Учитывая изложенное, постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Усольский" от 25 мая 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Лидер" подлежит отмене.
Судья Усольского городского суда Иркутской области и судья Иркутского областного суда, рассматривая жалобы защитника Баженова Н.Н. в интересах ООО "Лидер" на постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Усольский" о назначении ООО "Лидер" административного наказания, оставили допущенные нарушения без анализа и должной оценки, в связи с чем пришли к неправильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалоб.
При таких обстоятельствах решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 25 июня 2015 года и решение судьи Иркутского областного суда от 08 сентября 2015 года также подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Лидер" надлежит прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
жалобу генерального директора ООО "Лидер" Вардересяна А.С. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Усольский" от 25 мая 2015 года, решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 25 июня 2015 года и решение судьи Иркутского областного суда от 08 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя
Иркутского областного суда Л.Г. Корнюшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.