Судья Тверского областного суда Шумаков С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "Регион-ресурс" Садыковой З.Д. на решение судьи Пролетарского районного суда города Твери от 06 августа 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Регион-ресурс" Садыковой З.Д.,
установил:
постановлением N 329 и.о. начальника Межрайонной ИФНС России N12 по Тверской области от 15 июля 2015 года генеральный директор ООО "Регион-ресурс" Садыкова З.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Пролетарского районного суда г.Твери от 06 августа 2015 года, постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, генеральный директор ООО "Регион-ресурс" Садыкова З.Д. выражает несогласие с решением судьи и постановлением должностного лица Межрайонной ИФНС России N12 по Тверской области N 329 от 15 июля 2015 года, и, считая их незаконными, необоснованными и нарушающими её права и законные интересы, просит отменить с прекращением производства по делу. Указывает, что выводы налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации изменений учредительных документов ООО "Регион-ресурс" в соответствии с подпунктом а пункта 1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по причине отсутствия правопреемника ООО "Профи+" по юридическому адресу являются ошибочными. Утверждает, что единоличный исполнительный орган ООО "Профи+" располагается по адресу: г. Тверь, ул. "адрес", д. N, и получает по данному адресу корреспонденцию, о чем было указано на соответствующих страницах заявления, поданного в регистрирующий орган по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2013года N 454 без каких-либо противоречий и недостоверных сведений.
Кроме того, ссылается на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Проверив материалы дела в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы и имеющиеся доказательства, прихожу к следующему.
Согласно ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что генеральным директором ООО "Регион-ресурс" Садыковой З.Д. в Межрайонною ИФНС России N12 по Тверской области 13 апреля 2015 года был представлен комплект документов о государственной регистрации прекращения деятельности общества в результате реорганизации в форме присоединения к ООО "Профи+". В ходе проверки документов должностными лицами инспекции было установлено указание недостоверных сведений относительно адреса расположения юридического лица - правопреемника реорганизуемого общества, а также недостоверность сведений о его участниках. Были также выявлены несоответствия в представленных договорах о присоединении.
По данному факту начальником отдела регистрации налогоплательщиков Межрайонной ИФНС России N12 по Тверской области 01 июля 2015 года в отношении генерального директора ООО "Регион-ресурс" Садыковой З.Д. был составлен протокол N333 об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ, а 15 июля 2015 года постановлением N 329 и.о. начальника Межрайонной ИФНС России N12 по Тверской области должностное лицо было признано виновным с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Оставляя постановление и.о. начальника Межрайонной ИФНС России N12 по Тверской области N329 от 15 июля 2015 года без изменения, судья районного суда установилав действиях Садыковой З.Д. наличие события и состава вмененного административного правонарушения, а также указала, что предоставление в налоговый орган недостоверных сведений о юридическом лице подтверждается материалами дела и в частности протоколом об административном правонарушении N333 от 01 июля 2015 года.
Вместе с тем, постановление должностного лица Межрайонной ИФНС России N12 по Тверской области и решение судьи Пролетарского районного суда города Твери подлежат отмене, поскольку в ходе производства по делу не было учтено следующее.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства. Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу.
Обязанность административного органа извещать юридические и физические лица о предстоящем составлении в отношении них протокола об административном правонарушении и, соответственно, право этих лиц участвовать в его составлении, обусловлены значением этой стадии процедуры привлечения к административной ответственности, на которой, как правило, разрешается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом представляемых объяснений, доказательств, возражений и заявляемых ходатайств.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы не только необходимостью зафиксировать факт правонарушения, но и обеспечить соблюдение гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); указанному лицу разъясняются права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола под расписку вручается законному представителю юридического лица.
Следовательно, лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола. При этом соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия лица, привлекаемого к ответственности, но и в его отсутствие при условии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административных правонарушениях.
Таким образом, должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) должностное (физическое) или юридическое лицо о дате, времени и месте составления протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени, месте и дате составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 01 июля 2015 года N333 составлен в отсутствии генерального директора ООО "Регион - ресурс" Садыковой З.Д.
Также из материалов дела следует, что уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, было направлено Садыковой З.Д. 11 июня 2015 года по месту нахождения ООО "Регион-ресурс" по адресу: Тверская область, Калининский район, ж/д станция Чуприяновка, ул. "адрес", д. N кв. N (л.д.12), а также по месту жительства и регистрации по адресу: Тверская область, Торжокский район, д. "адрес", д. N (л.д.15).
Однако точного указания даты, времени и места составления протокола об административном правонарушении уведомления Межрайонной ИФНС России N12 по Тверской области не содержат.
Формулировка "в течение 7 рабочих дней с момента получения вызова с 14.00 до 17.00 с понедельника по четверг, кроме пятницы" надлежащим извещением являться не может.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
В силу положений части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, областной суд приходит к выводу, что допущенное административным органом нарушение является существенным, лишившим генерального директора ООО "Регион-ресурс" Садыкову З.Д. предоставленных ей законом прав. Допущенное нарушение не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Возможность устранить такие последствия в ходе рассмотрения дела в суде отсутствует.
При таких обстоятельствах, вынесенное постановление о привлечении Садыкову З.Д. к административной ответственности по ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ, является незаконным.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
В связи с тем, что производство по делу подлежит прекращению по процессуальным основаниям, доводы жалобы, а также иные обстоятельства совершения правонарушения, предметом рассмотрения и разрешения не являются.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.9, 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России N12 по Тверской области от 15 июля 2015 года N 329 и решение судьи Пролетарского районного суда города Твери от 06 августа 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Регион-ресурс" Садыковой З.Д. отменить, производство по делу прекратить.
Судья С.А. Шумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.