Судья Тверского областного суда Шумаков С.А., рассмотрев дело по жалобе генерального директора ООО "Осташков ЖКХ" Осипенко В.А. на решение судьи Осташковского городского суда Тверской области от 10 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении ООО "Осташков ЖКХ",
установил
:
постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России "Осташковский" от 30 июня 2015 года ООО "Осташков ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Осташковского городского суда Тверской области от 10 сентября 2015 года указанное постановление должностного лица изменено, размер назначенного штрафа снижен до 150000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, генеральный директор ООО "Осташков ЖКХ" Осипенко В.А. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить как вынесенные с существенными нарушениями процессуальных требований, а производство по делу прекратить за отсутствием состава вмененного административного правонарушения. Утверждает, что в соответствии с условиями муниципального контракта N0136300014015000003-0067679-01 от 17.03.2015г. с администрацией МО "Городское поселение - г.Осташков" общество действительно осуществляет работы по летнему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах города в период с апреля по октябрь 2015 года, однако смета на производство работ, в которой в числе прочего указана необходимость нанесения дорожной разметки, не содержит конкретных адресов и мест её нанесения. Необходимые сведения об адресах нанесения разметки во исполнение обязательств по контракту, неоднократно запрашивались обществом: до возбуждения дела в администрации МО "Городское поселение - г. Осташков" (письмом от 20.05.2015г.) и в МКУ "Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений и экономического планирования" (письмо исх. N 104 от 20.05.2015г.), а также после получения предписаний и.о. главного государственного инспектора БДД ОГИБДД МО МВД России "Осташковский" от 16.06.2015г. (письмом исх.N 134 от 19.06.2015г. и исх.N 159 от 10.07.2015г.), и только после 13.07.2015г. устранение нарушений было согласовано и в период с 14.07.2015г. по 17.07.2015г. устранены в полном объеме. Ссылается на то, что общество не является субъектом ответственности за совершенное правонарушение, поскольку собственником дорог местного значения в г.Осташкове и ответственным за дорожную деятельность является администрация МО "Городское поселение - г. Осташков". Указывает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока и порядка его составления, установленных ст. 28.1, ст. 28.5 и ст. 28.7 КоАП РФ, поскольку административное расследование по делу не проводилось, а также не содержит указания на время совершения правонарушения, постановление по делу от 30.06.2015г. должностным лицом не мотивированно, протокол осмотра места совершения правонарушения отсутствует.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив обоснованность доводов жалобы, оценив имеющиеся по делу доказательства, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела 16 июня 2015 года в 14 час. 40 мин. в ходе повседневного надзора было выявлено, что юридическое лицо - ООО "Осташков ЖКХ", являясь ответственным за содержание автомобильных дорог общего пользования в г.Осташкове в нарушение действующего законодательства не приняло мер по своевременному нанесению дорожной разметки 1.14.1 "Пешеходный переход" в границах пешеходных переходов на следующих улицах города:
- ул. Загородная: у д. 64 (пост ГАИ); у д.58 (между двух ж\д переездов); р-н старого кладбища на примыкании переулка 1-й Путейский; автобусная остановка (Магазин Валдай); автобусная остановка (Автотранспортное предприятие);
- Гвардейский проспект: пересечение с переулком 1-й Путейский; у д. 1 (автобусная остановка);
- ул. К. Заслонова: напротив дома N4 А; напротив дома N5 А.
Указанными действиями ООО "Осташков ЖКХ" были нарушены требования ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 17 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки. Светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", п. 4.2.1, п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а также положения проекта организации дорожного движения улиц и дорог г.Осташкова.
По данному факту 16 июня 2015 года и.о. начальника ОГИБДД МО МВД России "Осташковский" определением N 690010 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, 22 июня 2015 года составлен протокол N69 ОС 000079 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, а 30 июня 2015 года вынесено постановление о признании ООО "Осташков ЖКХ" виновным и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Согласно статье 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое юридическое или должностное лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно положениям ст. 12 Закона N196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N257-ФЗ) установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090 "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93).
В силу п. 4.2.1, п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508, наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и в соответствии с утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки. Светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утверждённый и введённый в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004) устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р-52290-2004, дорожной разметки по ГОСТ Р-51256-99, дорожных светофоров по ГОСТ Р-52282-2004, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Согласно п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6м. При ширине пешеходного перехода более 6м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части. Между линиями разметки 1.14.1 и 1.14.2 допускается окрашивать покрытие проезжей части краской для дорожной разметки желтого цвета или устраивать желтое покрытие противоскольжения.
В ходе производства по делу достоверно установлено и не оспаривается заявителем, что в соответствии с муниципальным контрактом N от 17.03.2015г. заключенным с администрацией МО "Городское поселение - г.Осташков", ООО "Осташков ЖКХ" является ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения в границах МО "Городское поселение - г.Осташков" в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, а также за проведение работ по нанесению дорожной разметки на покрытие дорог, их поверхностной обработки, нанесения линий дорожной разметки на покрытия дорог машинным способом "Разделительная полоса" в соответствии со сметой и сметной документацией (приложение N1 к контракту). В связи с этим и вопреки доводам жалобы, именно ООО "Осташков ЖКХ" является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 12.34 КоАП РФ.
Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе связанные с тем, что, являясь ответственным лицом за содержание автомобильных дорог по улицам Загородная, Гвардейский проспект и К. Заслонова в г.Осташкове Тверской области в безопасном для дорожного движения состоянии, общество не выполнило требования к их эксплуатационному состоянию для безопасного дорожного движения, допустив не нанесение дорожной разметки 1.14.1 "Пешеходный переход" в границах ряда домов.
Доводы общества, изложенные в жалобе, по существу сводятся к несогласию с выводами должностного лица и судьи городского суда, однако не опровергают их.
Ссылка заявителя на несогласованность конкретных адресов и мест нанесения дорожной разметки муниципальным контрактом, а также не предоставление соответствующих необходимых сведений после неоднократного обращения генерального директора ООО "Осташков ЖКХ" в администрацию МО "Городское поселение - г. Осташков" и МКУ "Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений и экономического планирования" (письмами от 20.05.2015г., от 20.05.2015г. исх. N 104, от 19.06.2015г. исх.N 134, от 10.07.2015г. исх. N 159), опровергается имеющимися в материалах дела ответами директора муниципального казенного учреждения Тучина П.Н. от 27.05.2015г. N 319 (л.д.38) и главы администрации муниципального образования от 03.06.2015г. N800 (л.д.39) о нанесении дорожной разметки согласно дислокации дорожных знаков до 10.06.2015г.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения суда, не установлено.
Довод о фактическом не проведении административного расследования и составление протокола с нарушением порядка и срока, на законность вынесенного постановления и решения суда не влияет. Протокол об административном правонарушении N69 ОС 000079, соответствующий требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и содержащий все необходимые сведения, был составлен 22 июня 2015 года по истечении 5 дней с момента выявления правонарушения (16 июня 2015 года), а также с учетом того, что 21 и 22 июня 2015 года являлись выходными днями. Кроме того, установленный ст.28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным и нарушение этого срока не влечет признание данного протокола недопустимым доказательством.
Постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Осташковский" от 30 июня 2015 года достаточно мотивированно, изложенные обстоятельства подтверждаются достоверными доказательствами, в частности: актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным 16 июня 2015 года в 14 часов 40 минут и схемой места совершения административного правонарушения (л.д. 36-37).
Довод заявителя об отсутствии протокола осмотра места совершения правонарушения, основан на неверном толковании ст. 28.1.1 КоАП РФ, в части 1 которой указано на необходимость составления данного процессуального документа в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ.
Наличие состава административного правонарушения в действиях ООО "Осташков ЖКХ" достоверно установлено, квалификация правонарушения является верной.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушен, а назначенное наказание обоснованно снижено судом с учетом положений ст. 4.1, 3.2 КоАП РФ, исходя из фактических обстоятельств дела, степени вины юридического лица, его финансового положения, последствий совершенного правонарушения, принципов разумности, соразмерности и индивидуализации наказания, с размера административного штрафа в 300 000 рублей до 150000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Осташковского городского суда Тверской области от 10 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении ООО "Осташков ЖКХ" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Осташков ЖКХ" Осипенко В.А. - без удовлетворения.
Судья С.А. Шумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.