Судья Тверского областного суда Шумаков С.А., рассмотрев дело по жалобе директора ООО "Дорсервис" Сыроежкина С.Н. на решение судьи Бельского районного суда Тверской области от 02 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении ООО "Дорсервис",
установил:
постановлением и.о. государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Нелидовский" от 20 июля 2015 года ООО "Дорсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Бельского районного суда Тверской области от 02 сентября 2015 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, директор ООО "Дорсервис" выражает несогласие с решением судьи районного суда, считает его незаконным, необоснованным и подлежащем отмене. Полагает, что постановление N 18810069130001581481 от 20.07.2015г. вынесено неуполномоченным должностным лицом, составление протокола и вынесение постановления одним тем же должностным лицом противоречит ст. 28.8, 29.2-29.4 КоАП РФ в силу чего также является незаконным. Указывает на обращение суда к нормативному документу - "Инструкции по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ ВСН 37-84", утвержденной Минавтодором РСФСР 05.03.1984г., утратившей силу Распоряжением Росавтодора от 10.11.2014г. N2172-р с 25 ноября 2014 года, а также на требования ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", который на территории РФ также не действует. Утверждает, что личности свидетелей, участвовавших при составлении акта выявленных недостатков были не установлены и они не допрашивались с соблюдением процессуальных требований, а явка законного представителя ООО "Дорсервис" Шруб А.А. на вынесение постановления в ГИБДД не проверялась. Ссылается на пропуск срока давно привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ и недопустимость использования фото таблицы, поскольку снимки сделаны в отсутствие понятых.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, оценив имеющиеся по делу доказательства, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, 26 июня 2015 года в 21 час. 00 мин. на проезжей части ул. Октябрьская в г.Белый Тверской области, в районе д. N, в рамках проведения проверки по факту ДТП, в результате которого 3 участника дорожного движения получили телесные повреждения различной степени тяжести, были выявлены грубые нарушения п. 14 ОП ПЛЛ РФ дорожной организацией - ООО "Дорсервис", которой в ходе производства дорожных работ были установлены технические средства регулирования дорожного движения на данном участке дороги (дорожные знаки) не соответствующие реальной дорожной обстановке и не которые не могли в полной мере обеспечить своевременное информирование всех участников дорожного движения, вводили их в заблуждение. Указанными действиями общество проигнорировало требование ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", а также инструкции по организации движения и ограждения мест производства дорожных работ (ВСН-37-84) как это предписано нормативными документами и согласованной с ГИБДД схемой ОДД.
В частности, при производстве дорожных работ одна часть проезжей части возвышалась над другой однако необходимые для этого ограждения с применением сигнальных шнуров или направляющих конусов, а также инвентарных щитов или барьеров, оборудованных сигнальными фонарями, на всем протяжении зоны работ в 15 метров установлено не было.
По данному факту 10 июля 2015 года инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России "Нелидовский" в присутствии законного представителя ООО "Дорсервис" в 15 час. 30 мин. составлен протокол N69 ПК 096195 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, а 20 июля 2015 года вынесено постановление N 18810069130001581481 о признании общества виновным и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются, в том числе, юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Дорожные органы и организации, в ведении которых находятся дороги, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.
В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "б автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лицо, осуществляющего содержание автомобильных дорог.
В ходе производства по делу было достоверно установлено и не оспаривается заявителем, что согласно муниципального контракта N0136300013813000004-0096472-01, заключенного с Администрацией городского поселения г.Белый Тверской области, ООО "Дорсервис" выполняет ремонтные работы на участке ул. Октябрьская в г.Белый, который на время работ передан обществу. Согласно условий контракта с момента начала производства работ участок передан ООО "Дорсервис" и общество является ответственным за его содержание, безопасную организацию дорожного движения транспортных средств и пешеходов, согласование схемы организации движения и мест производства работ. Также по условиям контракта общество приняло на себя обязательства по выполнению работ в соответствии с требованиями Технического задания, ГОСТ Р 50597-93, СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий" и "Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" ВСН 37-84.
В связи с этим, именно ООО "Дорсервис" является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.11.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090 "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 14 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
Все необходимые технические средства и знаки организации дорожного движения должны соответствовать определенным стандартам, предусмотренным ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, в целях их информативности и возможности своевременного предупреждения водителей и иных участников дорожного движения об изменении обстановки на дороге, с целью недопущения возникновения ДТП.
В соответствии с п. 1.4 Инструкции по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ (ВСН 37-84) согласование с ГАИ производится при выполнении всех видов дорожных работ в пределах полосы отвода, за исключением работ по содержанию дорог. В местах краткосрочных дорожных работ (ликвидация ямочности, замена дорожных знаков, разметка проезжей части и так далее), учитывая подвижный характер их проведения, с органами ГАИ согласовывают только схемы организации движения и ограждения с указанием границ участков работ без конкретной привязки к местности.
Согласно п. 1.8 названной Инструкции неотложные работы по устранению случайных повреждений дороги и дорожных сооружений, нарушающих безопасность движения, а также аварийные работы можно выполнять без предварительного согласования и утверждения схем, но с условием обязательного извещения органов ГАИ о месте и времени проведения таких работ, если их продолжительность составляет более одних суток.
Пунктом 2.1 ВСН 37-84 Инструкции установлено, что при составлении схем организации движения в местах производства дорожных работ, необходимо выполнение следующих требований: а) предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами; б) четко обозначить направление объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут; в) создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов, как на подходах, так и на самих участках проведения дорожных работ.
Согласно пункту 2.2 ВСН 37-84 Инструкции основными средствами организации движения в местах производства дорожных работ являются временные дорожные знаки, разметка проезжей части, ограждающие и направляющие устройства, и другие технические средства. Под временными дорожными знаками следует понимать те знаки, которые устанавливают только на время проведения дорожных работ.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах, установлены ГОСТом Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
В соответствии с пунктами 5.2.22, 5.3.10, 5.4.22, 5.4.23, 5.9.5 ГОСТ Р52289-2004 допустимо установления таких знаков как 1.20.1 - 1.20.3 "Сужение дороги", 2.6 "Преимущество встречного движения", 2.7 "Преимущество перед встречным движением", 3.24 "Ограничение максимальной скорости", "Дорожные работы" и другие. Также согласно ГОСТа Р 52289-2004 знаки устанавливают вне населенных пунктов перед участками дорог, на которых ширина проезжей части уменьшается более чем на 0,5 м, а в населенных пунктах - на одну полосу или более. Знаки и ограждения должны быть установлены перед участком дороги, в пределах которого проводятся любые виды работ, при этом за начало участка следует принимать первое по ходу движения направляющее или ограждающее устройство или временную дорожную разметку, отклоняющую транспортный поток перед опасным участком.
Факт отсутствия необходимых дорожных знаков и ограждений, предусмотренных ГОСТом Р 52289-2004 и Инструкцией ВСН 37-84 на момент проведения проверки общество не отрицает, однако считает себя невиновным. При этом вина в совершении вмененного административного правонарушения полностью подтверждается подлинными административными материалами дела и имеющимися доказательствами, среди которых: рапорт ИДПС ОГИБДД МО МВД России "Нелидовский", Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, схемой ограждения зоны дорожных работ, схемой временного перекрытия движения на ул. Октябрьская в г.Белый, схемой организации движения во время реконструкции ул. Октябрьской, объяснениями дорожного мастера ООО "Дорсервис" Шруб А.А. от 10.07.2015г., протоколом об административном правонарушении 369 ПК 096195 от 10.07.2015г., фотоматериалом и иными доказательствами, оцененными судьей и должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Неисполнение ООО "Дорсервис" возложенных обязанностей правильно квалифицировано административным органом и судьей по ст.12.34 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления и решения судьи районного суда отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, решение суда и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопреки доводу жалобы Ведомственные строительные нормы ВСН 37-84 "Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ", утвержденная Минавтодором РСФСР от 5 марта 1984 г., а также ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", являются действующими, сохраняют свою юридическую силу и распространяются на всю территорию Российской Федерации.
Ссылка заявителя на не установление личности свидетелей, участвовавших при составлении акта выявленных недостатков в содержании дорог, не соответствует действительности, поскольку их полные данные ИДПС в акте отражены, а ссылка на необходимость в их дополнительном допросе несостоятельна, поскольку данные свидетели не привлекались к участию по делу об административном правонарушении.
Довод о том, что фототаблица не может являться доказательством по делу, поскольку составлена в отсутствие понятых, опровергается указанием ИДПС ОГИБДД МО МВД России "Нелидовский" в Акте выявленных недостатков от 26.06.2015г. на осуществление фотосъемки правонарушения в присутствии двух свидетелей. Указанный Акт и фотоматериал, являются приложением к протоколу об административном правонарушении от 10 июля 2015 года.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела. Кроме того, им уже была дана надлежащая оценка в ходе рассмотрения жалобы заявителя в Бельской районном суде Тверской области. На законность и обоснованность принятых по делу решений они не влияют.
Постановление о привлечении ООО "Дорсервис" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом - инспектором ДПС полиции ОГИБДД МО МВД России "Нелидовский" - Ефремовым А.В., назначенным исполняющим обязанности государственного инспектора дорожного надзора приказами начальника МО МВД России "Нелидовский" N87л/с от 19 июня 2015 года и N 98 л/с от 22 июля 2015 года на период с 02.06.2015г. по 19.08.2015г., с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Бельского районного суда Тверской области от 02 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении ООО "Дорсервис", оставить без изменения, жалобу директора ООО "Дорсервис" Сыроежкина С.Н. - без удовлетворения.
Судья С.А. Шумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.