Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Цветкова В.В. и Комаровой Ю.В.,
при секретаре Галушкиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
08 декабря 2015 года
по докладу судьи Комаровой Ю.В.
дело по апелляционной жалобе истца Кухникова С.О. на решение Московского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Кухникова С.О. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет отказать".
Судебная коллегия
установила:
Кухников С.О. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по "адрес" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указал, что он является пенсионером уголовно-исполнительной системы, в ДД.ММ.ГГГГ году поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете с членами семьи: женой ФИО9, дочерью ФИО10, внуком ФИО13 Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ он исключен из очереди на получение жилья в связи с тем, что у его жены имеется жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м.
Решение комиссии считает незаконным. Он вместе с бывшей супругой ФИО9, дочерью ФИО10, внуком ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м. ФИО9 приобретен в собственность в порядке наследования жилой дом по адресу: "адрес". Жилой дом является собственностью ФИО9, непригоден для постоянного проживания (печное отопление, отсутствует канализация, вода), в доме никто не проживает, не имеет права пользования. Наличие у ФИО9 жилого дома не повлияло на жилищные условия семьи, жилой дом не может быть учтен при определении размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи. ДД.ММ.ГГГГ между ним и ФИО9 расторгнут брак.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика восстановить его с членами семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет.
В судебном заседании истец Кухников С.О. и его представитель ФИО6 поддержали исковые требования.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по "адрес" ФИО7 в судебном заседании не признала исковые требования, пояснила, что первоначально на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий были приняты истец, его супруга и дочь, позже в состав очереди включен внук. Истец снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, поскольку у него отсутствует право на получение жилого помещения. Норма предоставления жилого помещения для сотрудников уголовно-исполнительной системы составляет "данные изъяты" кв.м. общей площади на одного человека, предоставляемое семье истца жилое помещение должно быть не менее "данные изъяты" кв.м. общей площади. В собственности ФИО9 имеется жилой дом общей площадью "данные изъяты" кв.м., документы о непригодности жилого дома для проживания не представлены. В связи с этим жилищно-бытовой комиссией принято оспариваемое решение. На момент рассмотрения вопроса о снятии истца с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений не представлены сведения о расторжении брака между Кухниковым С.О. и ФИО9
Представитель третьего лица УФСИН России по "адрес" ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица ФИО9 и ФИО10 в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Кухников С.О., выражая свое несогласие с принятым решением, продолжая настаивать на тех же доводах, которые были изложены им в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства, просит об отмене обжалуемого решения суда и принятии нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Кухникова С.О., его представителя ФИО6, третьих лиц ФИО9, ФИО10, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по "адрес" ФИО7, представителя третьего лица УФСИН России по "адрес" ФИО11, полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что решением жилищно-бытовой комиссии УВД администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N семья Кухникова С.О. в составе трех человек поставлена на учет для получения жилого помещения.
Из приложенных к заявлению о постановке на учет документов следует, что Кухников С.О. вместе с женой ФИО9 и дочерью ФИО12 проживали в комнате площадью "данные изъяты" кв.м в коммунальной "адрес" в "адрес"; место работы Кухникова СО. - учреждение "данные изъяты".
Согласно копии учетного дела ФИО12 изменила фамилию на ФИО18 в связи с вступлением в брак ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем в состав семьи очередника включен внук ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Кухников С.О. (пенсионер УИС) исключен из очереди на получение жилья, поскольку представлены документы, содержащие сведения о наличии в собственности его жены ФИО9 жилого помещения постоянного проживания общей площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес".
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 указанного Кодекса оснований для снятия их с учета.
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 01 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, или выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
По общему правилу (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Тверской городской Думы от 01 марта 2006 года N 74 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма и учетной нормы площади жилого помещения" с 01 марта 2006 года установлена норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма: - 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек и более; - 30 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан (п.1); с 01 марта 2006 года установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека; с 02 апреля 2010 года - в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека (п.2).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что семья истца обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы и более нормы предоставления, отпала нуждаемость в предоставлении жилых помещений.
Данный вывод суда первой инстанции основан на материалах дела и фактических обстоятельствах, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым с ним согласиться.
Утверждения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе о том, что жилой дом, право собственности на который принадлежит ФИО9, не пригоден для постоянного проживания, а также то, что он и члены его семьи в данном доме не проживали, в связи с чем не подлежит учету при определении степени обеспеченности членов семьи заявителя жилыми помещениями, были проверены судом первой инстанции и правильно отвергнуты как несостоятельные. Оснований для принятия указанных утверждений во внимание судебная коллегия не находит.
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о непригодности жилого дома для проживания, материалы дела не содержат, и таких доказательств суду апелляционной инстанции представлено не было.
Довод жалобы заявителя, что суд неверно рассмотрел дело в порядке искового производства, является несостоятельным на основании следующего.
Статья 247 Гражданского процессуального кодекса РФ содержала общие положения, которые распространялись на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривала, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с положениями ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей в период постановки Кухникова С.О. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставлялись в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений, при этом граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.
Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда предоставлялись в пользование гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном порядке.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что с момента принятия компетентным органом решения о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий между сторонами возникают жилищные правоотношения, гражданин наделяется особым статусом и вправе рассчитывать на предоставление в будущем жилого помещения в соответствии с вышеуказанными положениями закона.
Соответственно, при оспаривании гражданином решения должностного лица органа о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет место спор о праве гражданина на предоставление ему жилого помещения и такие отношения не могут носить публичного характера. Названные решения компетентных органов подлежат оспариванию гражданами в порядке искового производства.
Доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих отмену или изменение решения суда в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, основаны на неверном толковании действующего законодательства, не содержит новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, а потому не являются основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Кухникова С.О. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи В.В. Цветков
Ю.В. Комарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.