Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Улыбиной С.А., Крыловой В.Н.
при секретаре судебного заседания Цховребадзе Г.В.
по докладу судьи Образцовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Вышнего Волочка Тверской области на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 30 июля 2015 года, которым постановлено:
"Заявлению Пивкиной Е.И. об оспаривании бездействия администрации города Вышний Волочёк Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Вышний Волочёк Тверской области, выраженное в непринятии городской межведомственной комиссией по оценке технического состояния жилищного фонда города Вышний Волочёк действий по оценке соответствия жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", квартиры N N требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Обязать администрацию города Вышний Волочёк Тверской области в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на совершение городской межведомственной комиссией по оценке технического состояния жилищного фонда города Вышний Волочёк действий по оценке соответствия жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", квартиры N N требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, и принятию решения в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47".
Судебная коллегия
установила:
Пивкина Е.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать администрацию города Вышний Волочёк Тверской области в лице межведомственной комиссии принять решение по заключению государственной жилищной инспекции в соответствии с пунктом 42 постановления Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года.
В обоснование исковых требований указано, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Дом построен согласно техническому паспорту до 1917 года, точнее 1714-1724 годы. Дата последнего капитального ремонта - 1967 год. Регламентные, сезонные и технические работы в доме не проводились. Управляющая компания " "данные изъяты" не может предоставить документы о произведённых работах по дому. Состояние дома описано в акте Государственной жилищной инспекции от 24 апреля 2014 года. На основании заключения от 28 мая 2014 года межведомственная комиссия 08 декабря 2014 года признала принадлежащее ей жилое помещение не пригодным для проживания. В нарушение пункта 47 постановления Правительства Российской Федерации N 47 межведомственная комиссия не принимает решение относительно признания дома аварийным и подлежащим сносу. На все письма и запросы в администрацию города Вышний Волочёк она получает отписки. В настоящее время проживание в доме не представляется возможным в силу его непригодности. Водопровода, газопровода, канализации в доме нет, отапливаться нельзя - разрушен дымоход с выпадением кирпичей, отремонтировать нельзя, так в силу времени кирпичи рассыпаются, под половым покрытием стоит постоянная влага, по станам проходят трещины.
Определением судьи о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от 03 июня 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Мэр города Вышний Волочёк, межведомственная комиссия муниципального образования " "данные изъяты"", Главное управление " "данные изъяты"" Тверской области (далее - ГУ " "данные изъяты"" "адрес").
Определением суда от 30 июня 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Менделеев В.В., Ермолаева Л.И., Кокорев В.А., Беллавин А.С., Философьева (Яковлева) М.А., Петрова А.А., как собственники жилых помещений жилого дома N по "адрес".
Определением суда от 10 июля 2015 года Петрова А.А. исключена из числа заинтересованных лиц в связи со смертью, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Петров А.Е., как наследник Петровой А.А.
Определением суда от 20 июля 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО УК " "данные изъяты"", как обслуживающая компания дома N по "адрес", из числа заинтересованных лиц исключены ФИО по причине смерти, Мэр города Вышний Волочёк в связи с изменениями, внесёнными в устав муниципального образования " "данные изъяты"".
Заявитель Пивкина Е.И. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители администрации города Вышний Волочёк Сергеева Н.А. и Новикова М.К. в судебном заседании заявленные требования не признали.
Заинтересованные лица Менделеев В.В. и Яковлева М.А. в судебном заседании поддержали заявленные Пивкиной Е.И. требования, пояснив, что все жилые помещения в многоквартирном доме непригодны для проживания, дом аварийный.
Заинтересованные лица Белавин А.С., Ермолаева Л.И., Петров А.Е. в судебное заседание не явились.
Заинтересованное лицо ГУ " "данные изъяты"" Тверской области представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, возражений относительно заявленных требований не представлено.
Заинтересованное лицо ООО УК " "данные изъяты"" представило в суд письменные пояснения, в котором содержалось ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Вышнего Волочка Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда, полагая, что вывод суда первой инстанции о том, что межведомственная комиссия уклоняется от принятия решения, является неверным; срок подачи заявления о признании бездействия администрации незаконным, установленный в ст. 256 ГПК РФ, истек, в связи с чем заявление Пивкиной Е.И. не подлежало удовлетворению.
Администрацией города Вышний Волочек были предприняты все попытки для решения вопроса о признании дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции.
Вывод суда первой инстанции о незаконности истребования межведомственной комиссией от собственников многоквартирного дома заключения специализированной организации является противоречащим основным положениям постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N47 (п. 45,45 (1), 46 Положения).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступление Пивкиной Е.И., Менделеева В.В., Беллавина А.С., возражавших против жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 2, 3, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1, 2, 4, 5, 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. В частности, жилым помещением признается квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Раздел IV Положения устанавливает порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из п. 42 вышеуказанного Положения следует, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В силу п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Согласно п. 47 этого же Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
28 мая 2014 года ГУ " "данные изъяты"" составлено заключение по акту от 24 апреля 2014 года проведения мероприятий по государственному контролю за техническим состоянием жилого дома N по "адрес", которое направлено в межведомственную комиссию МО " "данные изъяты"". ГУ " "данные изъяты"" вынесло заключение о несоответствии жилых помещений дома N по "адрес" требованиям п. 10, п. 12, п. 16, п. 33 Положения "О признании помещения жилым помещением жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", межведомственной комиссии предложено рассмотреть настоящее заключение и принять решение в соответствии с п. 47 Положения.
08 декабря 2014 года по результатам рассмотрения заявления Пивкиной Е.И., заключения ГУ " "данные изъяты"", акта санитарно-эпидемиологического обследования, акта обследования квартиры, межведомственной комиссией было дано заключение N о несоответствии квартиры N дома N по "адрес" требованиям п. 10, п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, и непригодности для постоянного проживания.
Таким образом, межведомственной комиссией было принято соответствующее решение в рамках п. 47 вышеуказанного Положения.
Между тем, как видно из материалов дела, интерес Пивкиной Е.И. состоит в признании дома аварийным.
В силу п. 45.1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
В пункте 45 содержится перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, которые подлежат предоставлению в комиссию по месту нахождения жилого помещения:
заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Материалами дела подтверждается, что с целью признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции межведомственной комиссией было принято решение инициировать собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома для получения от них согласия, получения правоустанавливающих документов и решения вопроса об изготовлении технического заключения специализированной организации (п. 45 Положения).
07 августа 2015 года проведено собрание собственников жилья помещений дома N по "адрес". На собрании кворум отсутствовал, в связи с чем было принято решение о проведении собрания в форме заочного голосования. Председателем собрания являлась Пивкина Е.И. Однако в администрацию города протокол собрания представлен не был.
Также администрацией города собственникам жилых помещений в доме N направлялись письма о необходимости прибыть на заседание межведомственной комиссии 08 декабря 2014 года для решения вопросов по дому. Собственники жилых помещений на комиссию на явились. Документы, перечисленные в п. 45 Положения, в частности, заключение специализированной организации, ими не предоставлялись.
При таких обстоятельствах с учётом требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у межведомственной комиссии не имелось оснований для рассмотрения вопроса о признании дома N аварийным.
Доводы Пивкиной Е.И. об отсутствии у неё и других жильцов дома обязанности представить заключение специализированной организации противоречат приведённым выше пунктам 45, 45.1 Положения.
В соответствии со статьями 2, 3 ГПК РФ, подлежащих применению при рассмотрении делам судом первой инстанции, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из материалов дела видно, что Пивкина Е.И. является собственником квартиры N дома N по "адрес". В отношении принадлежащей ей квартиры межведомственной комиссией принято решение о признании квартиры непригодной для проживания. Обращаясь в суд, Пивкина Е.И. просила суд обязать администрацию г. Вышний Волочёк в лице межведомственной комиссии принять решение по заключению Государственной жилищной инспекции от 28 мая 2014 года.
Суд по заявлению Пивкиной Е.И. рассмотрел дело и возложил обязанность на администрацию города Вышний Волочёк Тверской области принять меры, направленные на совершение городской межведомственной комиссией по оценке технического состояния жилищного фонда города Вышний Волочёк действий по оценке соответствия жилых помещений - квартир N N требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Между тем, к указанным квартирам Пивкина Е.И. отношения не имеет, принятое решение не приведёт к восстановлению каких-либо прав Пивкиной Е.И.
На основании вышеизложенного судебная коллегия пришла к выводу, что права Пивкиной Е.И. в данном случае не нарушены, представлять интересы других жильцов дома Пивкина Е.И. не была уполномочена.
Учитывая обстоятельства дела, нормы действующего законодательства, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 30 июля 2015 года, принять новое решение, которым в удовлетворении требований Пивкиной Е.И. отказать.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 30 июля 2015 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления Пивкиной Е.И. об оспаривании бездействия администрации города Вышний Волочёк Тверской области и возложении обязанности на администрацию г. Вышний Волочёк в лице межведомственной комиссии принять решение по заключению государственной жилищной инспекции Тверской области от 28 мая 2014 года - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.