Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Брыкова И.И., Соколовой Н.М.,
при секретаре Адайкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2015 года апелляционную жалобу Макеева "данные изъяты" на решение Балашихинского городского суда Московской области от 11 июня 2015 года по делу по заявлению Макеева "данные изъяты" о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений земельного законодательства,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Сорокина А.А., представителя Макеева Д.А. - Макеевой Е.Д.,
установила:
Макеев Д.А. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в котором просил признать незаконным и отменить предписание Балашихинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об устранении нарушения земельного законодательства от 28.11.2014 по делу N "данные изъяты".
Свои требования заявитель мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью "данные изъяты" кв. м, по адресу: "данные изъяты".
Государственным инспектором г. Балашиха, Балашихинского района Московской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области была проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в ходе которой установлено, что земельный участок заявителя огорожен забором, на нем расположен жилой дом, хозяйственные постройки. В процессе проведения обмеров установлено, что площадь огороженной территории составляет "данные изъяты" кв. м. Кроме того, часть хозяйственной постройки находится на самовольно занятой части земель общего пользования, что является нарушением земельного законодательства.
28.11.2014 Макееву Д.А. выдано предписание до 28.05.2015 устранить допущенные нарушения.
Заявитель считает данное предписание незаконным, поскольку забор и хозяйственные постройки расположены в утвержденных границах. Кроме того, о проведении административным органом внеплановой проверки земельного участка заявитель надлежащим образом не извещался, дело об административном правонарушении также рассмотрено в отсутствие данных о его надлежащем извещении.
В судебное заседание заявитель Макеев Д.А. и представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не явились, извещены.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 11 июня 2015 года в удовлетворении заявления Макеева Д.А. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Макеев Д.А. не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном законом порядке, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Сорокина А.А., представителя Макеева Д.А. - Макеевой Е.Д., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с положениями статьи 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право, в том числе:
1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;
3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;
4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;
Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Макееву Д.А. на праве собственности принадлежит земельный участок для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли поселений, общей площадью "данные изъяты" кв. м, кадастровый номер "данные изъяты", адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты" (л.д. 20). Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
30.09.2014 государственным инспектором г. Балашиха, Балашихинского района Московской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на основании распоряжения от 30.09.2014 N "данные изъяты" (л.д. 22) была проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке по вышеуказанному адресу, используемом Макеевым Д.А.
Как следует из Акта проверки земельного законодательства от 14.11.2014, инспектор на территорию проверяемого участка допущен не был, в связи с чем осмотр и обмер осуществлялся с наружных границ участка. В ходе проверки было установлено, что земельный участок огорожен забором. Доступ осуществляется через ворота и калитку. На огороженной территории расположен жилой дом, хозяйственные постройки. В процессе проведения обмеров земельного участка установлено, что площадь огороженной территории составляет "данные изъяты" кв. м, что не соответствует правоустанавливающим документам гр. Макеева Д.А. Кроме того, часть хозяйственной постройки находится на самовольно занятой части земель общего пользования. Данный факт является нарушением земельного законодательства в части самовольного занятия земельного участка (л.д. 16).
Распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства от 30.09.2014 N "данные изъяты", Акт проверки соблюдения земельного законодательства от 30.09.2014 и приложенные к нему обмер площади земельного участка и фототаблица получены Макеевым Д.А. 14.11.2014, о чем свидетельствует его подпись на указанных документах (л.д. 22, 26-28).
14.11.2014 в отношении Макеева Д.А. был составлен протокол N "данные изъяты" об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ (л.д. 31).
Постановлением от 28.11.2014 по делу N "данные изъяты" Макеев Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей (л.д. 33).
Данное постановление не отменено и вступило в законную силу.
В этот же день, 28.11.2014 Макееву Д.А. выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства, которым на него возложена обязанность в срок до 28.05.2015 устранить допущенное нарушение - освободить самовольно занятые части земель общего пользования (л.д. 34).
Суд обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что он не был надлежащим образом извещен о проведении проверки, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела об административном правонарушении N "данные изъяты" (л.д. 18-35).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявления Макеева Д.А., поскольку оспариваемое предписание вынесено должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, права и законные интересы заявителя не были нарушены.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 11 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макеева "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.