Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Шишкина И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 ноября 2015 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 7 по г. Москве и Московской области на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 17 августа 2015 года по делу по иску Б. к Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 7 по г. Москве и Московской области о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, обязании назначить пенсию,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 7 по г. Москве и Московской области, о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 02.10.2014 г. истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.12.2014 г. (Протокол 6464) в назначении пенсии было отказано в виду отсутствия у истицы необходимого специального стажа продолжительностью 25 лет. В специальный стаж работы истицы не был засчитан период с 01.09.1988 г. по 18.07.1994 г. в должности преподавателя по классу фортепьяно в Палдиской музыкальной школе Республики Эстония. Данный отказ истица считает незаконным, так как в Списках должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 предусмотрена должность "преподаватель" и наименование учреждения "детская музыкальная школа". Должность истицы и наименование учреждения подтверждены справкой из Палдиской детской музыкальной школы Республики Эстония. Поскольку истица осуществляла свою деятельность на территории бывшего СССР, то в соответствии с действующим законодательством, международными договорами она имеет право на пенсионное обеспечение по старости наравне с другими гражданами Российской Федерации. Работа в Эстонской Республике была связана с прохождением супругом военной службы и после ее окончания они вернулись в Российскую Федерацию. После обращения с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии по старости 02.10.2014г. она продолжает работать в МБДОУ детский сад N 5 в должности музыкального руководителя. Просила включить вышеназванный период работы в стаж для назначения досрочной пенсии по старости и произвести начисление досрочной трудовой пенсии с 13.02.2015г..
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, представитель ответчик возражал против удовлетворения иска.
Решением суда исковые требования в части включения в специальный стаж период работы с 01.09.1988г. по 18.07.1994г. удовлетворены, в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 13.02.2015г. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения в части удовлетворения исковых требований.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 02.10.2014г. истица обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям предусмотренным п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.12.2014 г. (Протокол 6464) в назначении пенсии было отказано в виду отсутствия у истицы необходимого специального стажа общей продолжительностью 25 лет.
В специальный стаж не включен период работы в должности преподавателя по классу фортепьяно в Палдиской музыкальной школе Эстонской Республики с 01.09.1988г. по 18.07.1994г. При этом в добровольном порядке ответчиком принят к зачету педагогический стаж продолжительностью 18 лет 09 месяцев 3 дня.
Согласно справке от 07.04.2015г., предоставленной Палдиской детской музыкальной школой Эстонской Республики, истица в период с 01.09.1988г. по 18.07.1994г. работала в должности преподавателя по классу фортепьяно в данном учреждении.
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности включить указанные периоды в стаж работы истца для назначения трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и Договора, заключенного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г., исходил из того, что трудовая деятельность осуществлялась истицей на территории бывшего СССР и в соответствии с действующим законодательством и международными правовыми актами она имеет право на пенсионное обеспечение по старости наравне с другими гражданами Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции в части возложения обязанности на ответчика по включению в специальный стаж истца период работы с 30.11.1991г. по 18.07.1994 г. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (ст. 2 Договора).
Согласно ст. 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со ст. 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п. п. 1, 2 ст. 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (п. 3 ст. 5 Договора).
Пунктом 1 ст. 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный гражданами на территории Российской Федерации.
6 октября 2011 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5 Соглашения).
В Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 года N 01-1/6-04 по делу о толковании применения п. 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитывать трудовой стаж приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости необходимо учитывать рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 8 данного Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16).
С учетом изложенного в настоящем определении, при отсутствии сведений о том, что Эстонская Республика признает право истца на назначении и выплату части пенсии за счет средств Эстонской Республики за страховой стаж, приобретенный истцом в период с 30.11.1991 г. до 18.07.1994 г., коллегия приходит к выводу, что правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности включить в педагогический стаж истца периоды работы после 30.11.1991 г., не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по существу установлены, судебная коллегия полагает возможным решение в части возложения обязанности на ГУ -ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж истца период работы в должности преподавателя по классу фортепьяно в Палдиской музыкальной школе с 30.11.1991г. по 18.07.1994 г. отменить, постановить в отменной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного городского суда Московской области от 17 августа 2015 года в обжалованной части - в части обязания ГУ - Главное Управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж периода работы Б. в должности преподавателя по классу фортепьяно в Палдиской музыкальной школе Эстонской Республики с 30.11.1991г. по 18.07.1994г. - отменить.
Постановить в отменной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Б. об обязании ГУ - Главное Управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж период работы в должности преподавателя по классу фортепьяно в Палдиской музыкальной школе Эстонской Республики с 30.11.1991г. по 18.07.1994г. - отказать.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ N 7 по г. Москве и Московской области -удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.