Президиум Московского областного суда в составе:
Председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Бокова К.И., Виноградова В.Г., Гаценко О.Н., Овчинниковой Л.А., Лащ С.И., Самородова А.А., Соловьева С.В.,
Мязина А.М.,
при секретаре Павловой Т.Г.,
рассмотрев гражданское дело по иску Дмитриенко Т В к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки, установленные для граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения, взыскании компенсации морального вреда, и по встречному иску Министерства социальной защиты населения Московской области к Дмитриенко Т В о признании недействительным удостоверения как лицу, эвакуированному из зоны отчуждения,
по кассационной жалобе Дмитриенко Т В на решение Дубненского городского суда Московской области от 23 марта 2015 года
и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 июня 2015 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
объяснения Дмитриенко Т.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Министерства социальной защиты населения Московской области Бебия О.Б., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриенко Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки, установленные для граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) зоны отчуждения, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что проживала с рождения до 11 марта 1987 года вместе с семьей в поселке Буковец Красногорского района Брянской области, и на основании оформленного ей 07.06.1994 года Администрацией Урицкого района Орловской области удостоверения получает льготы, предоставленные Законом Российской Федерации N1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) из зоны отчуждения. Она обратилась в Дубненское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области по вопросу предоставления меры социальной поддержки по оплате ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, как эвакуированной из зоны отчуждения. Ответчик отказал в предоставлении мер социальной поддержки и с 01 декабря 2014 года прекратил выплату ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Представитель Министерства социальной защиты населения Московской области иск не признал, предъявил встречный иск к Дмитриенко Т.В. о признании недействительным удостоверения, выданному лицу, эвакуированному из зоны отчуждения.
Дмитриенко Т.В. встречный иск не признала.
Решением Дубненского городского суда Московской области от 23 марта 2015 года в удовлетворении исковых требований Дмитриенко Т.В. отказано, встречный иск удовлетворен. Суд признал за Дмитриенко Т.В. статус лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, право на получение мер социальной поддержки как для лица, переселенного из зоны отселения, и обязал Министерство социальной защиты населения Московской области выдать Дмитриенко Т.В. удостоверение единого образца со статусом лица, добровольно выехавшего из зоны отселения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 июня 2015 года решение суда отменено в части признания за Дмитриенко Т.В. статуса лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, признания права на получение мер социальной поддержки как для лиц, переселенных из зоны отселения и обязания Министерства социальной защиты населения Московской области выдать Дмитриенко Т.В. удостоверения единого образца со статусом лица, добровольно выехавшего из зоны отселения. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дмитриенко Т.В. просит об отмене судебных постановлений.
16 октября 2015 года дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Фетисовой Е.С. от 10 декабря 2015 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии подлежащим отмене.
. В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дмитриенко Т.В. (до брака Ковалева) родилась 02.08.1986 года в поселке Буковец Красногорского района Брянской области.
Согласно справке администрации Красногорского района Брянской области от 30.07.2003 года Ковалев В.Н. и его семья: Ковалева В.М., Ковалев И.В., Ковалев Э.В. и Ковалева Т.В. (истица) проживали в п. Буковец Красногорского района Брянской области с 26 апреля 1986 года (дата катастрофы на Чернобыльской АЭС) по 11 марта 1987 года (л.д.9).
07.06.1994 года администрацией Урицкого района Орловской области истице выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС", как эвакуированной из зоны отчуждения в связи с проживанием в период с 26.04.1986 года по 11.03.1987 года в поселке Буковец Красногорского района Брянской области (л.д.14).
Архивной справкой администрации Красногорского района Брянской области от 24.11.2014 года N501 подтверждается, что Дмитриенко Т.В. с рождения по 11.03.1987 года постоянно проживала в поселке Буковец Красногорского района Брянской области, который согласно распоряжениям Правительства РФ от 28.12.1991 года N237-р и от 25.02.1992 года N363-р относился к зоне отселения. Распоряжением Правительства РФ N557-р от 05.04.1993 года поселок Буковец отнесен к зоне отчуждения. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N1582 поселок Буковец отнесен к зоне отселения с 01.02.1998 года (л.д.73).
Удовлетворяя встречные исковые требования Министерства социальной защиты населения Московской области о признании удостоверения недействительным и отказывая в удовлетворении иска Дмитриенко Т.В., суд исходил из того, что в период проживания истицы в зоне с радиоактивным загрязнением с 26.04.1986 года по 11.03.1987 года поселок Буковец Красногорского района Брянской области относился к зоне отселения, к зоне отчуждения был отнесен только распоряжением Правительства РФ N 557-р от 05.04.1993 года. В связи с этим суд пришел к выводу, что Дмитриенко Т.В. не относится к категории граждан, эвакуированных из зоны отчуждения, а относится к категории граждан, выехавших из зоны отселения, и имеет право на получение льгот, установленных для данной категории.
Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции, указав также, что удостоверение как эвакуированной из зоны отчуждения выдано истице неуполномоченным лицом, а поселок Буковец Красногорского района Брянской области, откуда выехала истица вместе со своими родителями 11.03.1987 года в юридически значимый период относился к 30-километровой зоне.
При этом судебная коллегия отменила решение в части признания за Дмитриенко Т.В. статуса лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, признания права на получение мер социальной поддержки как для лиц, переселенных из зоны отселения, и обязания Министерства социальной защиты населения Московской области выдать Дмитриенко Т.В. удостоверение лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, указав, что в данной части суд вышел за пределы заявленных исковых требований.
С выводами судов об удовлетворении встречного иска и отказе в удовлетворении требований Дмитриенко Т.В. согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закона N 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Поскольку на дату катастрофы на Чернобыльской АЭС, истица Дмитриенко Т.В. находилась в состоянии внутриутробного развития, и после рождения проживала с родителями на территории, подвергшейся воздействию радиации, она подлежит обеспечению мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом N 1244-1.
При этом Закон N 1244-1 относит граждан, выехавших добровольно из зоны отчуждения, к категории эвакуированных из зоны отчуждения (п.6 ст.13).
Статьей 17 Закона N 1244-1 предусматривается, что гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона.
Следовательно, закон устанавливает различные виды мер социальной поддержки для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения, и для граждан, переселенных из зоны отселения.
В соответствии со ст.7 Закона N 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
на которых, начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых, начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 8 Закона N 1244-1 зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. N 237-р (в редакции распоряжений Правительства РФ от 25 февраля 1992 г. N 363-р, от 5 апреля 1993 г. N 557-р) поселок Буковец Красногорского района Брянской области вошел в перечень населенных пунктов, отнесенных к зоне отчуждения.
Признание права граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения, на возмещение вреда здоровью не может быть поставлено в зависимость от времени выезда (эвакуации) из зоны отчуждения, поскольку основанием для возмещения вреда в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является проживание в зоне отчуждения и воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства.
В соответствии со ст. 3 Закона N 1244-1 гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Для лиц, проживавших после катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и выехавших из нее в 1987 году, само по себе исключение населенного пункта, где они жили, из числа территорий, подвергшихся радиационному воздействию, или изменение их статуса не может служить основанием для лишения их права на компенсации и льготы, установленные Законом.
Иное означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, нарушение стабильности длящихся конституционно-правовых отношений и тем самым - нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение.
Конституционный Суд РФ в определении от 14.06.2006 N 273-О, рассматривая жалобу членов семьи истицы - Ковалевых В.Н., И.В., Э.В. и В.М. на нарушение их конституционных прав, ссылался на то, что семья Ковалевых, проживающая в период с 26 апреля 1986 года (дата катастрофы на Чернобыльской АЭС) по 11 марта 1987 года в поселке Буковец, относится к гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) из зоны отчуждения в 1987 году (пункт 1 абзац 4, пункт 3 абзац 2).
При этом Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу заявителей на пункт 6 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, указал, что в данной норме выделены две категории пострадавших от радиационного излучения граждан - эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения. В отношении первой категории, таким образом, указан точно год эвакуации, в отношении же второй категории установлено иное правило: принадлежащие к ней граждане могли быть переселены (выехать добровольно) как в 1986 году, так и в последующие годы. По сложившейся практике граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) из зоны отчуждения в 1987 году, к числу которых относятся заявители, приравнивались к первой категории - им выдавались такие же удостоверения и предоставлялись такие же льготы и компенсации, как и выехавшим в 1986 году, исходя из того что радиационное излучение повлияло на них в не меньшей, а то и в большей степени.
Выводы судебной коллегии о том, что удостоверение от 07.06.1994 года о праве на льготы, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС" как эвакуированной из зоны отчуждения, выдано неуполномоченным органом, также не соответствуют закону.
В соответствии со статьей 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 18.06.1992 года, действующей в период выдачи удостоверения, всем категориям граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию в результате чернобыльской катастрофы, местными органами исполнительной власти выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются срок пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения и полученная ими суммарная доза облучения.
Удостоверение единого образца серия АЯ N 051740 как лицу, эвакуированному из зоны отчуждения, выдано истице 07.06.1994 года Администрацией Урицкого района Орловской области, то есть уполномоченным на то органом.
С учетом изложенного, принятие Правительством Российской Федерации Постановления от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым поселок Буковец отнесен к зоне отселения, не имеет правового значения по данному делу.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций при разрешении указанных требований нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела и привели к его неправильному разрешению.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, президиум находит необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 июня 2015 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий В.М.Волошин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.