Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Калинниковой О.А.
Судей: Улановой Е.С., Гороховика А.С.,
при секретаре: Бирюковой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Коршунова Ю.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 12 августа 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Коршунова Ю.В. удовлетворить частично.
Включить Коршунову Ю.В. в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении один день за три дня службы период с 20.09.1996 г. по 20.11.1996 г., обязав ГУ МВД России по Самарской области произвести Коршунову Ю.В. перерасчет пенсии в связи с включением указанного периода службы.
В удовлетворении остальной части иска Коршунову Ю.В. отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Коршунов Ю.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Самарской области, указав, что с 1993 г. по 1998 г. и с 2001 г. по 03.04.2015 г. он являлся сотрудником органов внутренних дел, 03.04.2015 г. уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья. При увольнении он узнал, что при исчислении его выслуги в расчет стажа службы не включено: в календарном сроке исчисления - время учебы в высшем учебном заведении - *** с 1987 г. по 1994 г.; в льготных сроках исчисления - период нахождения в служебной командировке на территории *** с 20.09.1996 г. по 20.11.1996 г. и период непрерывного лечения с 25.10.2004 г. по 13.01.2005 г. по причине полученной 00.00.00 травмы при принятии им участия в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности *** с 15.10.2004 г. по 12.04.2005 г. Считает, что действия ответчика противоречат закону и имеющимся документам.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования (л.д. 90), Коршунов Ю.В. просил суд признать незаконными действия ГУ МВД России по Самарской области, выразившиеся в неверном расчете стажа его службы со стороны сотрудников отделения по работе с личным составом ОМОН и отдела пенсионного обслуживания. Обязать ГУ МВД России по Самарской области выполнить новый расчет стажа (выслуги лет) с включением в него:
- два года и три месяца из расчета два месяца обучения за один месяц службы по п. 10 ч. 2 ст. 38 Закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 г. за период четыре года и шесть месяцев учебы в Государственном общеобразовательном учреждении высшего профессионального образования " ***";
- в льготном сроке исчисления 186 дней службы из расчета 1 день службы за 3 дня выслуги лет (стажа) по пп. "е" п. 3 пост. N 941 от 22.09.1993 г. за 62 дня нахождения в служебной командировке на территории *** в 1996 г.;
-в льготном сроке исчисления 264 дней службы из расчета 1 день службы за 3 дня
выслуги лет (стажа) по пп. "е" п. 3 пост. N 941 от 22.09.1993 г. за 88 дней нахождения на лечении в период с 17.10.2004 г. по 13.01.2005 г. по причине получения травмы 00.00.00 в период выполнения боевого распоряжения. Обязать ГУ МВД России по Самарской области произвести перерасчет пенсии, в связи с уточнением стажа службы (выслуги лет).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Коршунов Ю.В. просит решение отменить в той части, в которой в удовлетворении требований отказано и постановить новое решение о полном удовлетворении иска, ссылаясь на неправильную оценку судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В суде апелляционной инстанции Коршунов Ю.В. и его представитель Бордон А.И. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители ГУ МВД РФ по Самарской области - Панов Д.Ю., Фёдорова Г.Н. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица - Управления МВД России по г. Тольятти в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил.
В силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что Коршунов Ю.В. проходил службу в органах внутренних дел с 22.11.1993 г. по 12.11.1998 г. и с 21.06.2001 г. по 03.04.2015 г. Последним местом службы является *** ГУ МВД России по Самарской области (дисклокация ***), должность - инспектор ( ***).
С 03.04.2015 г. Коршунов Ю.В. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 3 ст. 82 (в связи с болезнью).
Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составила 20 лет 09 месяцев 28 дней, в льготном исчислении - 27 лет 03 месяца 04 дня, что подтверждается выпиской из приказа начальника ГУ МВД России по Самарской области N* л/с от 01.04.2015 г.
Как следует из расчета выслуги лет майора полиции Коршунова Ю.В., представленного в материалы дела (л.д. 31-34):
- период с 20.09.1996 г. по 20.11.1996 г. зачтен истцу в выслугу лет в календарном исчислении как период работы инспектором по розыску отделения по *** отдела *** Самарской области;
- периоды с 15.10.2004 г. по 16.10.2004 г., с 01.11.2004 г. по 04.11.2004 г., с 01.12.2004 г. по 05.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 05.01.2005 г. зачтены в льготном исчислении, как один день службы за 3 дня, ввиду принятия участия в проведении контртеррористической операции на территории ***;
- периоды с 17.10.2004 г. по 01.11.2004 г., с 04.11.2004 г. по 01.12.2004 г., с 05.12.2004 г. по 01.01.2005 г., с 05.01.2005 г. по 12.02.2005 г. зачтены в льготном исчислении как один день службы за полтора дня, ввиду нахождения в служебной командировке на территории ***.
Из представленного расчета также следует, что в выслугу лет Коршунова Ю.В. для назначения пенсии не включены какие-либо периоды обучения в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Согласно положениям ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. "а" ст. 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.01.1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходившим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
В соответствии с пп. "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года -руководителем контртеррористической операции.
Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факт участия в контртеррористических операциях устанавливается на основании соответствующих приказов.
Из материалов дела видно, что в период с 20.09.1996 г. по 20.11.1996 г. истец проходил службу в *** УВД г. Тольятти Самарской области.
Приказом заместителя начальника Координационного центра МВД России в ***, лейтенант милиции Коршунов Ю.В., инспектор отдела *** УВД ***, зачислен в состав группы оперативного управления силами органов внутренних дел на Административной границе *** при Координационном Центре МВД России в *** и поставлен на все виды довольствия (без учета личного состава Зоны - ЗА), что подтверждается выпиской из приказа N* от 27.09.1996 г., полученной по запросу суда из Управления по работе с личным составом *** МВД России по ***.
Данные обстоятельства подтверждаются и сведениями, имеющимися в материалах личного дела Коршунова Ю.В., согласно которым в период с 20.09.1996 г. по 20.11.1996 г. он находился в служебной командировке в составе одного из подразделений Группы оперативного управления силами органов внутренних дел на административной границе *** при Координационном центре МВД и в *** по борьбе с ***.
Факт нахождения Коршунова Ю.В. в сентябре-ноябре 1996 г. в *** регионе подтвердили и допрошенные в суде первой инстанции свидетели Х., П., А.
Установлено, что согласно имеющейся в материалах личного дела истца архивной справке, выданной зам.начальника Координационного центра МВД России в ***, на основании приказов МВД России N* и других нормативных документов, время участия в зоне вооруженного конфликта засчитывается Коршунову Ю.В. в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один день службы за три дня.
Между тем, из представленного ответчиком расчета выслуги лет видно, что указанный период не включен Коршунову В.Ю. в выслугу лет в льготном исчислении.
Давая оценку представленным доказательствам, суд пришел к выводу о том, что период нахождения истца в служебной командировке с 20.09.1996 г. по 20.11.1996 г. на территории *** региона, подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня, что подтверждено соответствующими приказами и архивной справкой, обязав ответчика произвести перерасчет пенсии истца с учетом данного периода.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении периода обучения 4 года и 6 месяцев как два месяца учебы за один месяц службы, суд обоснованно исходил из следующего.
Из материалов дела видно, что в период с 1987 года по 1994 г. Коршунов Ю.В. проходил обучение в Государственном общеобразовательном учреждении высшего профессионального образования " ***
В обоснование требований истцом в материалы дела представлены академическая справка N* (регистрационный номер N* от 08.10.2008 г.) о поступлении в 1987 г. в указанное учебное заведение и завершении обучения в 1994 году без сдачи итоговых государственных экзаменов и выполнения выпускной квалификационной работы, а также зачетная книжка N* и диплом о неполном высшем образовании N* от 20.09.2007.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел ... " в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
В соответствии со ст. 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Верховного Совета РФ N 4202-1 от 23 декабря 1992 г.) пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом, в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В силу ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет, в абзаце четвертом пункта 2 Постановления N 941 от 22 сентября 1993 г. установило - в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 N 854).
Суд правильно указал, что из приведенных нормативных положений следует, что возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсии времени обучения носит стимулирующий характер, имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел лиц, имеющих соответствующее профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование).
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дает их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации.
Согласно ст. 8 Положения о службе в органах внутренних дел (утв. Постановлением Верховного Совета РФ N 4202-1 от 23 декабря 1992 г.) одним из условий приема на службу в органы внутренних дел является наличие способности гражданина по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.
При этом, для поступления на должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел Положением предусмотрено наличие образования не ниже среднего; на должности среднего и старшего начальствующего состава - среднее специальное или высшее образование.
Статьей 9 Положения о службе установлены ограничения при приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении. В частности гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он не отвечает требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Положения.
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируя правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, в части 2 статьи 9 также установилквалификационные требования к должностям в органах внутренних дел и также предусматривает необходимость наличия для замещения определенных должностей соответствующего образования.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 38 Закона о службе в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что в выслугу лет в органах внутренних дел включается время обучения сотрудника до поступления на службу по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования.
Между тем Коршуновым Ю.В. не представлено доказательств, подтверждающих, что до поступления на службу в органы внутренних дел он прошел обучение по основной образовательной программе высшего образования, завершил освоение данной образовательной программы и получил соответствующий уровень образования. Как следует из материалов дела, Коршунов Ю.В ... обучался в ГОУВПО " ***" с 1987 г. по 1994 г., однако данное учебное заведение не закончил.
Ссылки Коршунова Ю.В. на то, что после прохождения обучения в ГОУВПО " ***" он получил документ государственного образца об образовании - диплом о неполном высшем образовании, в связи с чем оспариваемый период обучения подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии, правильно признаны судом несостоятельными.
Как правильно указал суд, данный документ свидетельствует о том, что Коршунов Ю.В. получил неполное высшее образование. Между тем, действующее законодательство не предусматривает возможности включения периода обучения по программе неполного высшего образования в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В связи с этим, суд пришел к правильному выводу о том, что включение в выслугу лет Коршунова Ю.В. времени обучения в ГОУВПО " ***" без подтверждения завершения освоения образовательной программы и получения соответствующего уровня образования, поставит Коршунова Ю.В. в более льготные условия при назначении пенсии по сравнению с другими лицами, проходящими службу в органах внутренних дел.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что установленный порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных со службой в органах внутренних дел, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу лет для назначения пенсии, суд обоснованно не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности включить заявленный в иске период обучения в выслугу лет Коршунова Ю.В.
Судебная коллегия также учитывает, что согласно справкам Тольяттинского государственного университета, имеющимся в материалах личного дела истца, Коршунов Ю.В. студент *** курса вечернего отделения автомобильного факультета ТолПИ был отчислен из института за академическую неуспеваемость, приказ N* от 13.10.1994г.
Истом также заявлено требование о включении в льготном сроке исчисления (из расчета 1 день службы за 3 дня) 88 дней нахождения его на лечении в период с 17.10.2004 г. по 13.01.2005 г. по причине получения травмы 16.10.2004 г. при выполнении боевого распоряжения.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам внутренних дел определен Постановлением Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 г. N 65 установлены дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
В подпункте "б" пункта 3 Постановления N 941 и п. 4 Постановления N 65 содержится исчерпывающий перечень периодов службы, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел на льготных основаниях.
Согласно пп. "е" п. 3 Постановления N 941, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г., а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции (пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 651).
В соответствии с пп. "в", "г" п. 4 Постановления N 65 (в редакции от 21.02.2004г.) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца; время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 г. N 153 внесены дополнения в подпункт "в" пункта 4 Постановления N 65, согласно которым периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года -руководителем контртеррористической операции.
Как следует из материалов дела, в период с 15.10.2004 г. по 12.04.2005 г. Коршунов Ю.В. находился в служебной командировке на территории *** региона.
Из материалов дела усматривается, что 16.10.2004 г. согласно боевому распоряжению N* от 15.10.2004 г. сотрудники *** УВД ***, в число которых входил Коршунов Ю.В., на автомашине *** в составе колонны выдвинулись по маршруту *** для оформления документации по прибытии в командировку.
Установлено также, что 16.04.2004 г. на автодороге ***, при движении колонны по неустановленной причине произошел порыв шины правого колеса автомобиля *** Водитель, не справившись с управлением, допустил опрокидывание автомобиля, в результате чего загорелся двигатель и топливный бак, а сотрудники милиции получили травмы различной степени тяжести.
Указанные обстоятельства были установлены в ходе служебной проверки, проведенной по данному факту, что подтверждается заключением от 31.10.2004г. (л.д. 21-22). Из заключения служебной проверки следует, что Коршунов Ю.В. в результате данного ДТП получил травму и 17.10.2004г. был госпитализирован в ***, где ему поставлен диагноз: закрытый краевой перелом локтевого отростка.
Период времени с 17.04.2004 г. по 13.01.2005 г. Коршунов Ю.В. просит обязать ответчика засчитать в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении как 1 день службы за 3 дня, ссылаясь на то, что в указанный период он непрерывно находился на лечении, в связи с увечьем, полученным в ходе непосредственного участия в ***.
Вместе с тем, установлено, что на основании соответствующих приказов, представленных в материалы дела, периоды с 15.10.2004 г. по 16.10.2004 г., с 01.11.2004 г. по 04.11.2004 г., с 01.12.2004 г. по 05.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 05.01.2005 г. уже зачтены в выслугу лет Коршунова Ю.В. в льготном исчислении, как один день службы за три дня, ввиду принятия участия в проведении *** на территории ***.
Таким образом, требования Коршунова Ю.В. о повторном зачете в выслугу лет в льготном исчислении периодов с 01.11.2004 г. по 04.11.2004 г., с 01.12.2004 г. по 05.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 05.01.2005 г. правильно признаны судом необоснованными.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из представленных документов усматривается, что травма была получена Коршуновым Ю.В. 16.10.2004 г. в дорожно-транспортном происшествии и не связана с его участием в каких-либо боевых действиях.
Из материалов дела также усматривается, что 17.10.2004 г. Коршунов Ю.В. был доставлен в *** госпиталь, где находился на стационарном лечении с 17.10.04 г. по 19.10.04г. с диагнозом: " ***", что подтверждено справкой от 27.10.2004г. (л.д. 24).
В тоже время из справки от 20.10.04г., представленной истцом, следует, что в период с 17.10. по 20.10.2004 г. он находился на стационарном лечении в *** больнице. Госпитализирован с диагнозом: закрытый краевой перелом правого локтевого отростка. Со слов травму получил в автоаварии и по настоянию был выписан домой на амбулаторное лечение (л.д. 23).
22.10.2004 г. городской поликлиникой N* г. *** Коршунову Ю.В. выдано направление на госпитализацию в стационар: диагноз при направлении - ***, цель госпитализации - консультация (л.д. 25).
В период с 25.04.2004г. по 12.11.2004г. истец находился на стационарном лечении в городской клинической больнице N* " ***" г. *** с диагнозом: *** (л.д. 26).
Из листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности N*, выданного 16.11.2004 г., усматривается, что Коршунов Ю.В. в период с 25.10.2004 г. по 13.01.2005 г. находился на стационарном и амбулаторном лечении в госпитале от поликлиники УВД (л.д. 27).
Приступил к работе 14.01.2005 г. и до 12.04.2005 г. находился в служебной командировке на территории *** региона.
При этом, периоды нахождения истца на лечении как в г. ***, так и в г. *** с 17.10.2004 г. по 01.11.2004г., с 04.11.2004г. по 01.12.2004г., с 05.12.2004г. по 01.01.2005г., с 05.01.2005 г. по 12.02.2005г. при расчете выслуги лет зачтены в льготном исчислении как 1 день службы за 1,5 дня.
В суд апелляционной инстанции ответчиком представлено заключение по результатам служебной проверки от 14.05.2008 г., из которого следует, что после аварии и оказания первой медицинской помощи Коршунов Ю.В. и иные лица были доставлены в *** госпиталь в/ч N*. Согласно сведений из истории болезни *** госпиталя, Коршунов Ю.В., находясь на стационарном лечении в период с 17.10 по 19.10.2004г. с диагнозом: " ***", был выписан с нарушением госпитального режима (распитие спиртных напитков, самовольное оставление территории госпиталя) без оформления больничного листа.
Указанные обстоятельства подтверждены и данными истории болезни N* в/ч N* г. *** в отношении Коршунова Ю.В., в которой дата поступления указана - 17.10.04г., дата убытия - 19.10.04г., причина выписки - нарушение госпитального режима, установленный диагноз: ***. В истории болезни также отмечено, что 18.10.04г. Коршунов Ю.В. был обнаружен дежурной медицинской сестрой за пределами отделения в состоянии алкогольного опьянения, а 19.10.04г. ночью самовольно покинул территорию госпиталя.
В заключениях по результатам служебных проверок от 31.10.2004г., 14.05.2008 г., отсутствуют сведения о пребывании Коршунова Ю.В. в *** больнице на стационарном лечении.
Таким образом, сведения, изложенные в представленной Коршуновым Ю.В. справке из *** больницы о нахождении его в данном учреждении на стационарном лечении с 17.10 по 20.10.2004г., опровергаются совокупностью иных исследованных по делу доказательств, а кроме того и изложенными им в исковом заявлении обстоятельствами, согласно которым, из *** больницы, в тот же день 17.10.2004г., он был доставлен в *** госпиталь.
Кроме того, в истории болезни из *** госпиталя, как и в выписке из мед.документов *** больницы отсутствуют данные о наличии у Коршунова Ю.В. травмы позвоночника и о жалобах на боли в указанной области.
В связи с этим не имеется оснований полагать, что стационарное лечение в г. *** в период с 25.10.04 г. по 12.11.04 г. и амбулаторное лечение с 13.11.04 г. по 13.01.05 г. с диагнозом: *** Коршунов Ю.В. проходил, в связи с травмой, полученной им 16.10.2004г.
От прохождения судебно-медицинской экспертизы в целях подтверждения давности образования повреждений позвоночника, Коршунов Ю.В. в ходе служебной проверки, проведенной по его рапорту от 29.04.2008 г. (заключение от 10.10.2008г.), отказался.
Выезд в г. *** истец объясняет тем, что в *** отсутствовали надлежащее лечение и диагностика. Между тем, данные доводы объективно не подтверждены. Сведения об отказе истцу в оказании необходимой помощи отсутствуют. На амбулаторное или стационарное лечение по месту жительства в г. *** госпиталем Коршунов Ю.В. не направлялся.
К тому же, листок нетрудоспособности за период с 17.10 и до 25.10.2004г. Коршунову Ю.В. не выдавался, а оспариваемый им период лечения не может быть признан непрерывным, как того требует действующее законодательство.
Судебная коллегия также учитывает, что несмотря на отсутствие Коршунова Ю.В. с 22.10.04 г. и по 13.01.2005г. на территории *** региона, периоды с 01.11.2004 г. по 04.11.2004 г., с 01.12.2004 г. по 05.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 05.01.2005 г. зачтены ему в выслугу лет в льготном исчислении, как один день службы за 3 дня, на основании приказов первого заместителя командующего ОГВ (с) от МВД России-Руководителя ВОГО и П МВД России на территории *** РФ, Руководителя Регионального оперативного штаба по управлению *** на территории ***, ввиду принятия истцом фактического участия в боевых действиях при проведении *** на территории *** в ***.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что о пребывании истца в г. Тольятти в указанный период не был поставлен в известность руководитель *** операции, издавший соответствующие приказы, послужившие основанием к зачету ответчиком указанных выше периодов в выслугу лет истца в льготном исчислении как 1 день службы за 3 дня. Между тем правовых и фактических оснований для этого не имелось.
Тот факт, что с 01.11.2004 г. по 04.11.2004 г., с 01.12.2004 г. по 05.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 05.01.2005 г. Коршунов Ю.В. не участвовал в боевых действиях, им не оспаривался.
При этом, из заключения по результатам служебной проверки от 10.10.2008 г. усматривается, что решение об откомандировании Коршунова Ю.В. в г. Тольятти для установления диагноза и прохождения медицинского лечения в результате полученной травмы, командир *** УВД г. Тольятти (с пунктом временной дислокации *** ***) И. не принимал.
Ссылки суда первой инстанции на то, что полученная Коршуновым Ю.В. 16.10.2004 г. травма в виде *** не связана с его участием в боевых действиях, по мнению судебной коллегии являются ошибочными. Однако, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что решение суда об отказе в удовлетворении требований Коршунова Ю.В. о признании незаконными действий ГУ МВД России по Самарской области и возложении на ответчика обязанности выполнить новый расчет стажа (выслуги лет) с включением в него периодов обучения и нахождения на лечении является правильным.
Доводы апелляционной жалобы Коршунова Ю.В. о необоснованном отказе в удовлетворении его требований о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения в *** и периода лечения с 17.10.2004 г. по 13.01.2005г. основанием к отмене решения суда не являются, поскольку они опровергаются совокупностью исследованных доказательств и основаны на неправильном толковании закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 12 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Коршунова Ю.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.