Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Набок Л.А.,
судей Гороховика А.С., Ласковской С.Н.,
при секретаре Каримове Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Лучко Н.М. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 30 сентября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Лучко Н.М. к ГУ МВД России по Самарской области об обязании включить период службы с 25.05.1992г. по 01.06.2001г. в Рыбницком ОВД Министерства внутренних дел Приднестровья республики Молдова в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет), обязании произвести перерасчет размера ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) с учетом указанного периода и взыскании суммы недополученной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) за июнь и июль 2015г. в размере 6 700 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 700 руб. - отказать.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лучко Н.М. обратилась в суд к ГУ МВД России по Самарской области об обязании включить период службы в выслугу лет.
В обоснование заявленных требований Лучко Н.М. указала, что она является сотрудником органов внутренний дел, с 26.12.2001г. по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел ГУ МВД РФ по Самарской области, на различных должностях. В период с 25.05.1992г. по 01.06.2001г. она проходила службу в Рыбницком отделе внутренних дел МВД приднестровской Молдавской Республики (далее - ПМР), откуда уволилась в связи с переездом на постоянное место жительство в РФ. При поступлении на службу в МВД РФ, ей было присвоено (восстановлено) специальное звание "Майор милиции" и процентная ставка к денежному окладу денежного содержания за выслугу лет, соответствующие ее предыдущему периоду службы в Рыбницком ОВД МВД ПМР. Однако в мае 2015г. ответчиком был произведен перерасчет имеющейся у нее выслуги лет, периоды ее служб в структурах МВД ПМР из имеющейся у нее выслуги были исключены. Согласно заключению комиссии ГУВД Самарской области от 27.05.2015г., в имеющуюся у нее выслугу включены только периоды ее службы в ОВД ГУ МВД РФ по Самарской области с декабря 2001г. по настоящее время. В связи с исключением из имеющейся у нее выслуги лет периодов ее службы в ОВД ПМР был произведен перерасчет начисляемой ей процентной надбавки к денежном окладу денежного содержания за выслугу лет. Так, с 01.06.2015г. размер соответствующей надбавки составил 20%, в то время как ранее ей выплачивалась надбавка в размере 30%.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Лучко Н.М. просила суд обязать ответчика включить в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) период службы с 25.05.1992г. по 01.06.2001г. в Рыбницком ОВД МВД Приднестровской Молдавской Республики; обязать ГУ МВД России по Самарской области произвести перерасчет размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) с учетом периода службы с 25.05.1992г. по 01.06.2001г. в Рыбницком ОВД Приднестровской Молдавской Республики; взыскать с ответчика сумму недополученной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) за июнь и июль 2015г. и размере 6 700 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 700 руб.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лучко Н.М. просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Указала, что вынося решение, суд сослался на ответ начальника Главного управления кадров МВД Республики Молдова согласно которому структура внутренних дел Приднестровского района не входит в единую систему правоохранительных органов Республики Молдова. Однако данный документ не получил должной судебной оценки. Суд первой инстанции, указав в своем решении на необходимость согласования с Республикой Молдова вопросов о зачете в выслугу лет периодов ее службы ПМР, не принял во внимание факт наличия добровольно принятых себя Республикой Молдова обязательств по признанию действия выданных Приднестровьем документов о трудовом стаже, не дал оценки информации, содержащейся в ответе от 14.04.2015г. с точки зрения ее соответствия положениям Протокола от 16.05.2001г. Из содержания заключения комиссии ГУВД Самарской области N120 от 11.04.2002г. следует, что при поступлении истицы на службу МВД России ей была начислена процентная надбавка к денежному окладу денежного содержания за выслугу лет, соответствующая ее предыдущему периоду службы в Рыбницком ОВД МВД ПМР. Таким образом, стаж ее службы в ОВД Приднестровья был надлежащим образом подтвержден.
В заседании суда апелляционной инстанции Лучко Н.М. и её представитель Руслин А.Д. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ГУ МВД России по Самарской области Панов Д.Ю. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст.2 ФЗ N 247-ФЗ от 19.07.2011г. "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации", денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячною денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) установлена п. 7 ст. ФЗ N 247 от 19.07.2011г. и в соответствии с этим пунктом, п. 8 ст. 2 того же закона, был определен порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, которая устанавливается Правительством РФ.
Согласно п. "б" ч. 2 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплат ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лег) сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2011г. N 1158, в стаж службы включаются службы в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств - участников СНГ, с которыми Российской Федерацией заключены СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие договоры (соглашения).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Из послужного списка Лучко Н.М. следует, что в период с 25.05.1992г. по 01.06.2001г. она проходила службу в Рыбницком отделе внутренних дел (ОВД) МВД Приднестровской Молдавской Республики, откуда она уволилась в связи с переездом на постоянное место жительства в РФ.
При поступлении на службу в МВД РФ, ей было присвоено (восстановлено) специальное звание "майор милиции" и процентная ставка к денежному окладу денежного содержания за выслугу лет, соответствующие ее предыдущему периоду службы в Рыбницком ОВД МВД ПМР (согласно заключению комиссии ГУВД Самарской области N120 от 11.04.2002г).
В мае 2015г. ответчиком был произведен перерасчет имеющейся у нее выслуги лет, периоды ее служб в структурах МВД ПМР, из имеющейся у нее выслуги, были исключены.
Согласно заключению комиссии ГУВД Самарской области N 87 от 27.05.2015г., в имеющуюся у нее выслугу включены только периоды ее службы в ОВД ГУ МВД РФ по Самарской области с декабря 2001г. по настоящее время. В связи с исключением из имеющейся у нее выслуги лет периодов ее службы в ОВД ПМР был произведен перерасчет (в сторону уменьшения) начисляемой ей процентной надбавки к денежном окладу денежного содержания за выслугу лет. Так, 01.06.2015г. размер соответствующей надбавки составил 20%, в то время как ранее ей выплачивалась надбавка и размере 30%.
При этом комиссия ГУВД Самарской области руководствовалась нижеследующим.
Согласно ответу начальника Главного управления Кадров МВД Республики Молдова А.Дэнилэ от 14.04.2015г., структура внутренних дел Приднестровского района не входит в единую систему правоохранительных органов Республики Молдова, в связи с чем подтверждение периода службы Лучко Н.М. в данных структурах не представляется возможным, тем самым сторона, в которой истец проходила службу, не засчитывает ее службу в органах внутренних дел Приднестровской Республики
МВД Республики Молдова и руководством органов внутренних дел Приднестровья 26.01.1999г в г.Тирасполе было подписано соглашение об основах взаимодействия во всех сферах деятельности своих ведомств, в соответствии со ст.11 которого не инициируется, но и не препятствуется переход сотрудников органов внутренних дел для продолжения службы в подразделения другой Стороны. При этом перешедшим сотрудникам гарантируется сохранение общего стажа при выплате процентных надбавок за выслугу лет и назначение государственной пенсии, установленных для сотрудников той стороны, куда был осуществлен переход.
Вопросы о зачете в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России периодов службы в МВД Приднестровской Молдавской Республики, должны быть согласованы с Республикой Молдова как доказательства легитимности их на территории Приднестровской Молдавской Республики, поскольку Приднестровская Молдавская Республика не является общепризнанным участником международных правоотношении.
Отказывая в удовлетворении требований Лучко Н.М., суд указал, что поскольку Приднестровская Молдавская Республика до настоящего времени не признана в качестве субъекта международного права, правовые основания для зачета выслуги лет для назначения пенсии по линии МВД России периода службы на территории республики отсутствуют.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 29 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 г., обязательная сила международного договора устанавливается для каждого участника в отношении всей его территории.
Статьей 15 (п.4) Конституции Российской Федерации предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.
08.12.1991г. руководителями союзных республик СССР - Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины было подписано Соглашение "О создании Содружества Независимых Государств".
21.12.1991г. Постановлением Верховного Совета РСФСР N2014-1 данное Соглашение ратифицировано.
13.03.1992г. подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина).
08.08.1994 г. данное Соглашение ратифицировано Республикой Молдова.
Приднестровская Молдавская Республика самостоятельным субъектом международного права не признана международным сообществом.
Между тем, в соответствии со ст.ст.1, 110 Конституции Республики Молдова от 29 июля1994 года, Республика Молдова ? суверенное и независимое, единое и неделимое государство. Суверенитет Республики Молдова установлен 27 августа 1991 года в отношении всей территории бывшей Молдавской ССР, в том числе, в отношении территории автономно-территориального образования с особым правовым статусом Приднестровье, и признается Российской Федерацией. Приднестровье является неотъемлемой составной частью Республики Молдова. Согласно ст.ст.3, 5 Парламентского закона Республики Молдова от 22 июля 2005 года N 173 "Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)" в составе Республики Молдова учреждается автономно-территориальное образование с особым правовым статусом ? Приднестровье. Суды, органы Прокуратуры, Управление Службы и формации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и единой системы правоохранительных органов Республики Молдова.
При этом из смысла указанных положений закона следует, что они обладают прямым действием, т.е. их вступление в силу не требует и не предполагает принятия каких-либо дополнительных нормативных актов (в частности, некоего "закона об особом правовом статусе Приднестровья", о котором упоминается в ответе от 14 апреля 2015г.).
Кроме того, составной частью единой системы правоохранительных органов Республики Молдова являются именно фактически существующие органы внутренних дел ПМР, т.е. именно те структуры внутренних дел, в которых и проходила службу Лучко Н.М. (согласно ст.5 закона от 22 июля 2005г. органы внутренних дел являются составной частью единой системы правоохранительных органов Республики Молдова).
В соответствии с Протоколом о взаимном признании действий на территории Приднестровья и Республики Молдова документов, выдаваемых компетентными органами Сторон, от 16.05.2001г., Стороны договорились признавать на территории Приднестровья и Республики Молдова действие документов, выдаваемых компетентными органами Сторон, в том числе трудовых книжек, документов о трудовом стаже, пенсионных документов, а также документов, подтверждающих право на льготы (при условии их действия на территории Сторон). Исходя из приведенных положений указанного Протокола, документы о выслуге лет истицы в органах внутренних дел ПМР (составной части правоохранительных органов Республики Молдова) должны признаваться Республикой Молдова (в частности, для целей решения вопросов социального обеспечения на территории РФ).
Суд первой инстанции, указав в своем решении на необходимость согласования с Республикой Молдова вопросов о зачете в выслугу лет периодов службы Лучко Н.М. в ПМР, не принял во внимание факт наличия добровольно принятых на себя Республикой Молдова обязательств по признанию действия выданных Приднестровьем документов о трудовом стаже (в том числе о стаже службы в правоохранительных органах), не дал оценки доводам ответчика и информации, содержащейся в ответе от 14.04.2015 г., с точки зрения ее соответствия положениям Протокола от 16 мая 2001 г..
Документы, подтверждающие стаж службы истицы в органах МВД Приднестровья (в частности, послужной список), имеются в материалах дела. Более того, в материалах дела имеется копия заключения комиссии ГУВД Самарской области N 120 от 11.04.2002 г., из содержания которого следует, что при поступлении истца на службу в МВД России, ей была начислена процентная надбавка к денежному окладу денежного содержания за выслугу лет, соответствующую ее предыдущему периоду службы в Рыбницком ОВД МВД ПМР (без каких-либо подтверждений и согласований со стороны органов внутренних дел Республики Молдова). В совокупности с приведенным выше положениями нормативных актов Республики Молдова данные документы свидетельствуют о том, что стаж службы истицы в органах внутренних дел Приднестровья был надлежащим образом подтвержден.
В то же время, никаких доказательств, опровергающих данные факты (в частности, доказательств, из которых следовало бы, истица не проходила службу в органах и структурах, являющихся составной частью единой системы правоохранительных органов Республики Молдова, а участвовала в незаконном вооруженном формировании), ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, служба истца проходила на территории единой и неделимой Республики Молдова, суверенитет которой распространяется в том числе и на территорию Приднестровья, система правоохранительных органов которой включает в себя правоохранительные органы Приднестровья. Упомянутые выше нормативные акты представляются безусловным основанием для зачета (включения) спорного периода службы в выслугу лет для начисления процентной надбавки к окладу месячного денежного содержания.
По расчету МВД ПМР выслуга лет по состоянию на 01 июня 2001 года составила в календарном исчислении 9 лет 5 дней, что подтверждается послужным списком.
Вследствие неправомерных действий ответчика в июне и июле 2015г. истцом была недополучена надбавка к денежному окладу денежного содержания за выслугу лет. Так, размер фактически выплачиваемой ежемесячно с 01.06.2015г. надбавки составил 6700 руб. (исходя из установленного ей с 01.06.2015г. размера надбавки 20%), тогда как исходя из установленного ей ранее размера надбавки в 30% он должен составлять 10 050 руб. Таким образом, общий размер недополученной истцом надбавки составил 6 700 ( (10 050-6700)х2) руб.
С учетом приведенных выше норм международного права и принимая во внимание, что до переезда на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, Лучко Н.М. с 25.05.1992г. по 01.06.2001г. проходила службу в Рыбницком отделе внутренних дел (ОВД) МВД Приднестровской Молдавской Республики, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца об обязании ГУ МВД России по Самарской области включить период службы Лучко Н.М. с 25.05.1992г. по 01.06.2001г. в Рыбницком ОВД Министерства внутренних дел Приднестровья республики Молдова в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) и обязать ответчика произвести Лучко Н.М. перерасчет размера ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) с учетом указанного периода и взыскании суммы недополученной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) за июнь и июль 2015г. в размере 6 700 руб.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворения заявленных исковых требований Лучко Н.М., доводы апелляционной жалобы являются обоснованными.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 названного Кодекса.
Из материалов дела следует, что в соответствии с чек-ордером (операция 226) от 07.08.2015г. Лучко Н.М. при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 700 руб..
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит возмещению государственная пошлина в размере 700 руб.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, судебная коллегия полагает необходимым решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска Лучко Н.М. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 30 сентября 2015 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Исковые требования Лучко Н.М. удовлетворить.
Обязать ГУ МВД России по Самарской области включить период службы Лучко Н.М. с 25.05.1992г. по 01.06.2001г. в Рыбницком ОВД Министерства внутренних дел Приднестровья республики Молдова в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Обязать ГУ МВД России по Самарской области произвести Лучко Н.М. перерасчет размера ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) с учетом указанного периода и взыскании суммы недополученной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) за июнь и июль 2015г. в размере 6 700 руб.
Взыскать с ГУ МВД России по Самарской области в пользу Лучко Н.М. расходы по оплате госпошлины в размере 700 руб..
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.