Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Филатовой Г.В.,
судей Смирновой Е.И., Занкиной Е.П.,
при секретаре Лещевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Щедрина В.А. на решение Самарского районного суда г. Самары от 14.10.2015, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Щедрина В.А. к Военному комиссариату Самарской области о взыскании суммы убытков и компенсации морального вреда отказать".
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Смирновой Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щедрин В.А. обратился с иском к Военному комиссариату Самарской области о взыскании убытков и компенсации морального вреда
В иске указал, что в период с 04.02.1994г. по 24.03.2004г в проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ в войсковой части п.п. 11507,201 МСД, входящей в состав Российских войск на территории р. Таджикистан в условиях чрезвычайного положения, выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка, в настоящее время уволен в запас.
За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни 04.01.1995г. Щедрин В.А. был награжден медалью "За отвагу" N 1523, 28.03.2003г. за выслугу лет награжден медалью "За отличие в военной службе III степени".
В 2011г. истец обратился в Военный комиссариат Самарской области с заявлением о получении удостоверения ветерана боевых действий. Должностными лицами Военного комиссариата Самарской области на Щедрина В.А. была возложена обязанность по сбору различных документов, в том числе, свидетельствующих о прохождении им военной службы, участия в боевых действиях и награждения государственными наградами.
Документы на получение им статуса "ветерана боевых действий" ответчиком неоднократно направлялись в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, однако, в связи с различными неточностями, допущенными при оформлении документов - отсутствии документов, подтверждающих участие истца в боевых действиях, а также наградного материала, возвращались без удовлетворения.
Удостоверение ветерана боевых действий Щедрину В.А. было выдано только на основании заключения комиссии от 21.02.2014г.
По мнению истца, Военным комиссариатом Самарской области ненадлежащим образом выполнялись возложенные на него функции по сбору необходимых документов и направлению их в уполномоченный государственный орган для принятия решения о выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий, что привело к длительному - более 3 лет неполучению истцом соответствующего статуса.
Действиями ответчика Щедрину В.А. был причинен моральный вред выразившейся в том, что в указанный период времени он перенес ряд тяжелых заболеваний, состояние его здоровья существенно ухудшилось.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом уточненных требований просил суд взыскать с взыскать с Военного комиссариата Самарской области компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб., сумму не выплаченной за период с 01.04.12 по 31.03.14 ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в размере 54 339,94 руб., а также сумму не выплаченной за период с 01.04.12 по 31.03.14 единовременной денежной выплаты по ЖКХ (ЕДВ ЖКХ) в размере 13 850,04 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Щедрин В.А. просит решение суда отменить, считая его незаконным, поскольку недобросовестным исполнением работниками Военного комиссариата Самарской области своих обязанностей ему причинен вред.
В заседание судебной коллегии истец Щедрин В.А. и представитель истца Щедрина В.А. - Брюханов А.О. просили решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, поддержали доводы апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика Военного комиссариата Самарской области - Сачкова Е.В. возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1069 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N5 "О ветеранах" от 12.01.1995 года к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Приложением N 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.11.2011 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" в раздел III приложения были внесены следующие изменения: включена позиция "Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
В пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" указано, что выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца надлежит осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., - федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Согласно пункту 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации, выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Во исполнение указанных положений Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 04 декабря 2008 года N 588 утверждена Инструкция об организации в органах федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01 января 1992 года (далее - Инструкция N 588), которая определяет порядок оформления, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий.
Согласно пункту 4 Инструкции N 588 удостоверения оформляются и выдаются на основании заявлений лиц, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, и при наличии подтверждающих документов, к которым в соответствии с пунктом 5 Инструкции относятся документы, определенные Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69.
В пункте 6 Инструкции N 588 указано, что если в органах безопасности подтверждающих документов не имеется, то для их получения лица, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, вправе самостоятельно либо через подразделения кадров органов безопасности запросить соответствующие архивы.
Приказом МО РФ N 1177 от 02.11.2009 г. "О порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" решение вопросов выдачи удостоверения ветерана боевых действий уволенным с военной службы военнослужащим возложено на созданные комиссии при управлении кадров военных округов по месту их жительства.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из материалов дела следует, что истец в период с 04.02.1994г. по 24.03.2004г. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ в войсковой части п.п. 11507,201 МСД, входящей в состав Российских войск на территории р. Таджикистан в условиях чрезвычайного положения, выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни 04.01.1995г. Щедрин В.А. был награжден медалью "За отвагу" N 1523, 28.03.2003г. за выслугу лет награжден медалью "За отличие в военной службе III степени", в связи с чем является ветераном боевых действий. В настоящее время уволен в запас.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В 2012-2014 года по вопросу получения удостоверения ветерана боевых действий Щедрин В.А. обращался в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан.
Однако, 15.08.2012г. и 29.09.2013г. заключениями Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Щедрину В.А. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с документальным не подтверждением факта непосредственного участия в боевых действиях, истцу рекомендовано представить копию наградного материала.
После направления истцом соответствующих документов -сведений о полученной награде и о непосредственном участии в боевых действиях, 21.02.2014г. на основании заключения Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Щедрину В.А. выдано указанное удостоверение.
Учитывая, что согласно действующему законодательству военные комиссариаты лишены права рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, а также принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения факт нарушения как имущественных, так и личных неимущественных прав истца, суд первой инстанции, обоснованно отказал в удовлетворении требований Щедрина В.А. о взыскании с Военного комиссариата Самарской области убытков и компенсации морального вреда
Бездействие органов и должностных лиц в связи с длительным не рассмотрением вопроса о присвоении статуса ветерана боевых действий Щедрин В.А. в судебном порядке ранее не обжаловал.
Доводы апелляционной жалобы Щедрина В.А. о том, что ему был причинен вред недобросовестным исполнением работниками Военного комиссариата Самарской области своих непосредственных обязанностей, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по рассмотрению заявления и выдаче удостоверений ветерана боевых действий отнесена действующим законодательством к компетенции Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, а не к компетенции Военного комиссариата Самарской области. При этом материалами дела подтверждается, что ответчиком выполнялись возложенные на него обязанности по направлению имеющихся у него в распоряжении документов, касающиеся участия истца в боевых действиях, в комиссию Центрального военного округа.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены, не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, проверил доводы и возражения сторон, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 14.10.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Щедрина В.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.