Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Лещевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара на решение Октябрьского районного суда г.Самара от 06 августа 2015 года, которым постановлено:
"Заявленные требования Галеева А.Н., Луцковой К.А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г.о.Самары по нерассмотрению в установленный законом срок заявлений Галеева А.Н., Луцковой К.А. от 23.04.2015г. о предоставлении бесплатно в общую долевую собственность земельного участка, площадью 251 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и обязать Администрацию г.о.Самары в течение 10 дней после вступления в силу решения суда рассмотреть по существу заявления Галеева А.Н., Луцковой К.А. от 23.04.2015г. о предоставлении бесплатно в общую долевую собственность земельного участка, площадью 251 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Сообщить об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в силу решения суда и Галееву А.Н., Луцковой К.А. ".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия
установила:
Галеев А.Н. и Луцкова К.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации г.о.Самара, выразившегося в не рассмотрении в установленный законом срок их заявления о предоставлении бесплатно в общую долевую собственность земельного участка, площадью 251 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" направленное ими 18 мая 2014 года в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара.
Просили суд признать незаконным оспариваемое бездействие администрации г.о.Самары и восстановить свое нарушенное право путем обязания администрации г.о.Самары рассмотреть по существу названного заявления.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д.56-59).
В апелляционной жалобе представителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара просит решение суда отменить, полагая его неправильным (л.д. 62-69).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (утратила силу с 15 сентября 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ; содержащиеся в ней нормы воспроизведены в части первой статьи 218 КАС Российской Федерации) предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружении, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Законом Самарской области, принятым Самарской Губернской Думой 24.02.2015 г. N 11-ГД, вступившим в силу 01.03.2015г., "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и ст. 5.1 Закона Самарской области "О земле" внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014г. N 134-ГД в части указания на органы местного самоуправления как уполномоченные по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. "Самаре.
Во исполнение Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" на основании Устава городского округа Самара Администрацией г.о. Самары принято Постановление от 01.04.2015 N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
В соответствии с подп.1 п.1 указанного Постановления руководитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечивает организацию приема заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации городского округа Самара о предоставлении земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно подп. 2 п. 2 Постановления на руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара возложены полномочия по обеспечению организации подготовки проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками и проектов дополнительных соглашений к ним, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Галееву А.Н. и Луцковой К.А. принадлежит на праве обшей долевой собственности часть жилого дома, площадью 29,9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (по ? доле у каждого), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 63-АД N 418775, 63-АД N 418776, выданными Управлением Росреестра по Самарской области 09.02.2010г.
Судом установлено, что 23 апреля 2015 года Галеев А.Н. и Луцкова Н.А. в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара направили заявления о предоставлении вышеуказанного земельного участка в общую долевую собственность.
Письмом Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара N38-Д05-01-01/4194 от 29.05.2015г. указанные заявления о предоставлении земельного участка направлены по компетенции в Департамент управления имуществом г.о.Самара, куда они поступили 29.06.2015г.
Установлено и сторонами не оспаривалось, что на момент разрешения спора решение по заявлениям Галеева А.Н. и Луцковой К.А. от 23.04.2015г. государственными органами не принято.
С учетом указанных выше норм права, а также фактических обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о допущенных нарушениях требований законодательства о рассмотрении заявлений граждан о предоставлении земельных участков. Заявления Галеева А.Н. и Луцковой К.А не рассмотрены в установленные сроки, чем были нарушены права и свободы заявителей.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно признал бездействие администрации г.о.Самара, а так же на то, что заявление Галеева А.Н. и Луцковой К.А. было рассмотрено Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара и перенаправлено по компетенции в Департамент управления имуществом г.о.Самара.
Судебная коллегия не может согласиться с такими доводами, поскольку для принятия решения о предоставлении земельного участка соответствующий проект решения и необходимые документы должны быть переданы от Департамента управления имуществом г.о. Самара в Администрацию г.о. Самары.
Суд обоснованно указал, что поскольку на момент рассмотрения судом дела указанная обязанность Департаментом выполнена не была, то с администрации г.о.Самара не снимается ответственность за принятие решения по обращению заявителей в установленный законом срок.
Прохождение процедуры подготовки распорядительного акта не может изменять или продлять установленные законом сроки для принятия окончательного решения. Вышеуказанный порядок подготовки принятия решения утвержден администрацией г.о. Самары, соответственно, соблюдение установленного законом срока принятия решения возложен на данный уполномоченный орган.
Апелляционная жалоба повторяет правовую позицию, изложенную заявителем в суде первой инстанции, и не содержит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Самара от 06 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.