Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Вачковой И.Г., Подольской А.А.,
при секретаре - Татариновой Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шахназарян Э.М. к мэрии г.о.Тольятти, ООО "Дэбед" о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе мэрии г.о. Тольятти на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 07 октября 2015 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Шахназарян Э.М. удовлетворить.
Признать незаконным отказ мэрии г.о.Тольятти, выраженный в письме от 26.06.2015г. N Гр-592\5.1. в формировании земельного участка для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов, иного имущества с месторасположением: "адрес" площадью 971 кв.м.
Обязать мэрию г.о.Тольятти в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем внесения земельного участка для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов, иного имущества с месторасположением: "адрес", площадью 971 кв.м, в перечень участков, планируемых к предоставлению для целей не связанных со строительством и опубликовать информационное сообщение о планируемом предоставлении указанного земельного участка в средствах массовой информации, а также утвердить в тот же срок схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя мэрии г.о. Тольятти Самарской области - Анишиной А.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Шахназарян Э.М. - Базалийского М.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шахназарян Э.М. обратился в суд с административным иском к мэрии г.о. Тольятти о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Центрального районного суда г. Тольятти от 19.05.2015 по делу N2-3009/2015 по заявлению Шахназарян Э.М. о признании незаконным отказа мэрии г.о. Тольятти в формировании земельного участка установлено, что 13.05.2015 Шахназарян Э.М. обратилась через МАУ "МФЦ" в мэрию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 5 лет площадью 971 кв.м для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов, иного имущества с местоположением: "адрес" Рассмотрев данное обращение орган местного самоуправления отказал в формировании испрашиваемого земельного участка. При этом из письма мэрии от 06.03.2015 следует, что Шахназарян Э.М. отказано в формировании испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством - для размещения элементов благоустройства, в то время, как следует из материалов дела, Шахназарян Э.М. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 5 лет площадью 971 кв.м для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов, иного имущества. В связи с отсутствием каких-либо доказательств того, что заявление Шахназарян Э.М. о предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов рассмотрено мэрией в установленном порядке и сроки, суд обязал мэрию г.о. Тольятти рассмотреть вопрос о формировании испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов, иного имущества. Рассмотрев обращение заявителя, мэрия г.о. Тольятти 26.06.2015 отказала в формировании испрашиваемого земельного участка по причине нахождения на участке строений и сооружений. По мнению Шахназарян Э.М. отказ в формировании испрашиваемого земельного участка является незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства Шахназарян Э.М. просила признать незаконным отказ мэрии г.о. Тольятти, выраженный в письме от 26.06.2015г. NГр-592/5.1, в формировании земельного участка для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов, иного имущества с местоположением: "адрес" площадью 971кв.м; обязать мэрию г.о. Тольятти в течение пяти дней по вступлении решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения земельного участка для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов, иного имущества с местоположением: "адрес", площадью 971кв.м, в перечень участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством и опубликовать информационное сообщение о планируемом предоставлении указанного земельного участка в средствах массовой информации, а также утвердить в тот же срок схему расположения названного земельного участка на кадастровом плане территории.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась мэрия г.о. Тольятти Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель мэрии г.о. Тольятти Самарской области - Анишина А.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Шахназарян Э.М. - Базалийский М.В. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ООО "ДЭБЕД" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Постановленное решение указанным требованиям не соответствует.
Так, согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 29 ЗК РФ, действовавшей на момент обращения административного истца в мэрию, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона Самарской области N 94-ГД от 11.03.2005 года "О земле" к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, управление и распоряжение земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из материалов дела видно, что 13.02.2015 Шахназарян Э.М. обратилась через МАУ "МФЦ" в мэрию г.о. Тольятти Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 5 лет площадью 971 кв.м. с местоположением "адрес", для целей, не связанных со строительством: для временного складирования (хранения) строительных материалов, иного имущества (вх. N мэрии N Ш-80/5.1 от 16.02.2015).
Установлено, что письмом от 06.03.2015 заявителю отказано в формировании земельного участка для целей, не связанных со строительством - для размещения элементов благоустройства, поскольку имеется отрицательное заключение одного из структурных подразделений мэрии г.о. Тольятти.
Данный отказ в формировании земельного участка Шахназарян Э.М. обжаловала в суд.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 19.05.2015 по заявлению Шахназарян Э.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления, заявление Шахназарян Э.М. удовлетворено. Признан незаконным отказ мэрии г.о. Тольятти в формировании земельного участка площадью 971 кв.м. с местоположением: "адрес", для целей, не связанных со строительством - для размещения элементов благоустройства, выраженный в письме от 06.03.2015 N Гр-134/5.1. На мэрию г.о. Тольятти возложена обязанность осуществить рассмотрение вопроса о формировании спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов, иного имущества в соответствии с действующим законодательством в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказано по тем основаниям, что органом местного самоуправления не рассматривался вопрос о формировании земельного участка для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов, и учитывая, что суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления при решении вопроса о формировании земельных участков, предварительно не разрешенного компетентным органом, поэтому не могут быть удовлетворены требования заявителя относительно внесения испрашиваемого земельного участка в перечень участков, планируемых к предоставлению для целей не связанных со строительством, и опубликования информационного сообщения о планируемом предоставлении земельного участка в СМИ, а также утверждении в тот же срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.5-7).
Указанное решение суда вступило в законную силу 24.06.2015.
Установлено, что исполняя указанный судебный акт, мэрия г.о.Тольятти рассмотрела обращение Шахназарян Э.М. от 13.02.2015 и письмом от 26.06.2015 исх.NГр-592/5.1 отказала в формировании испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов, иного имущества, по причине нахождения на участке строений и сооружений (л.д.8).
В соответствии с частью 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков на территории городского округа Тольятти для целей, не связанных со строительством, установлен постановлением мэра городского округа Тольятти N 2835-1/П от 21.09.2007 "Об утверждении Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории г.о. Тольятти" (далее Положение).
В соответствии с пунктом 9 Положения, мэрия городского округа Тольятти обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременно опубликовывает такую информацию в средствах массовой информации. Формирование перечня земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, осуществляется мэрией городского округа по собственной инициативе, а также может осуществляться с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Положения граждане и юридические лица (далее - заявители), заинтересованные в предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в мэрию городского округа Тольятти.
Согласно п. 1 Постановления мэрии г.о. Тольятти от 06.06.2012 N 1648-п/1 "Об утверждении Регламента прохождения документов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории г.о. Тольятти и признании утратившим силу Постановления мэра г.о. Тольятти от 22.01.2008 N 227-1/п "О Регламенте прохождения документов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти" заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо обращается в мэрию с заявлением о рассмотрении вопроса о формировании земельного участка.
Пунктом 18 Положения предусмотрены основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Заявителю отказывается в предоставлении земельного участка в случае, если: представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством, настоящим Положением; заявление подано по истечении установленного срока; заявление подано при отсутствии информационного сообщения; предоставление испрашиваемого земельного участка противоречит законодательству.
Перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Разрешая административный спор и удовлетворяя требования Шахназарян Э.М. суд первой инстанции исходил из того, что отказ в формировании и предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права заявителя, предусмотренные ст. 34 ЗК РФ. При этом, суд первой инстанции исходил из того, что основания, изложенные в оспариваемом отказе, не предусмотрены п. 18 Положением.
Судом не принята во внимание ссылка административного ответчика на заключение Управления архитектуры и градостроительства департамента градостроительной деятельности, согласно которому по данным автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (АИС ОГД) мэрии г.о. Тольятти, на испрашиваемом земельном участке расположены строения и сооружения, по тем основаниям, что из акта осмотра (обследования) земельного участка от 16.02.2015 и договора купли-продажи объектов временного использования от 03.02.2015 следует, что капитальные объекты на испрашиваемом земельном участке отсутствуют.
Вместе с тем, с такими выводами согласиться нельзя, по следующим основаниям.
Из договора купли-продажи от 03.02.2015 следует, что Шахназарян Э.М. приобрела у ООО "ДЭБЕТ" по цене 50 000 руб. объекты временного использования по адресу "адрес" расположенные в границах земельного участка площадью 971 кв.м., формируемого для целей, не связанных со строительством, согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленного ООО "ГражданСтройПрооект" (л.д. 38).
Актом осмотра (обследования) земельного участка от 16.02.2015 N 2-37, составленным главным специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления административной практики и муниципального контроля мэрии г.о. Тольятти установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположена часть строения СТО площадью 250 кв.м., а также объекты временного использования, выполненные из металлических конструкций (открытые и закрытые склады для хранения материалов) площадью 240 кв.м., гараж площадью 150 кв.м., административное помещение, крытая беседка для отдыха, объекты благоустройства. На обследуемом земельном участке оказываются услуги по техническому обслуживанию автомобилей (СТО", мойке транспортных средств, продажа автомобильных запасных частей в магазине (л.д.45-46). Данные обстоятельства подтверждены фототаблицей (л.д. 47-52).
Доказательств того, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, административным истцом не представлено.
При наличии указанных обстоятельств судом необоснованно отвергнуто, как необоснованное, указанное заключение Управления архитектуры и градостроительства департамента градостроительной деятельности от 27.02.2015 (л.д. 43-44).
Кроме того, судом не учтено, что с 01.03.2015 изменился порядок предоставления земельных участков в аренду, случаи, при которых допускается заключение договора аренды без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.6 ЗК РФ, порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды предусмотрен ст. 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.14 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) 01 марта 2015 года статья 34 ЗК РФ, регламентирующая оформление прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, признана утратившей силу.
Формирование земельных участков для целей, не связанных со строительством на данный момент не представляется возможным, так как переходные положения, предусмотренные ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ, действуют в отношении земельных участков, схемы которых утверждены до 01.03.2015.
После 01.03.2015 испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ
Вывод суда о том, что заявление Шахназарян М.Э. о формировании земельного участка для целей, не связанных со строительством, поданное в мэрию до 01.03.2015 должно быть рассмотрено по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нельзя признать правильным, поскольку в силу п. 3 ст. 34 указанного Федерального закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года. Однако в данном случае схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством, не утверждена.
При наличии указанных обстоятельств, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен Шахназарян Э.М. в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ, в настоящее время, в случае складирования строительных и иных материалов, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута.
При таких обстоятельствах, правовые и фактические основания для признания незаконным отказа мэрии г.о.Тольятти, выраженного в письме от 26.06.2015 N Гр-592\5.1., в формировании испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством - для временного складирования (хранения) строительных материалов, иного имущества, отсутствуют. Также отсутствуют основания для возложения на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем внесения испрашиваемого земельного участка в перечень участков, планируемых к предоставлению для целей не связанных со строительством и опубликовать информационное сообщение о планируемом предоставлении указанного земельного участка в средствах массовой информации, и утвердить схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать правильным, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе Шахназарян Э.М. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 07 октября 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Шахназарян Э.М. к мэрии г.о.Тольятти, ООО "Дэбед" о признании незаконным решения органа местного самоуправления - отказать в полном объеме.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.