Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Лазарева Н.А.,
при секретаре Каримове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Похвистневского районного суда Самарской области от 27 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления и органа государственной власти.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", и расположенного по тому же адресу земельного участка площадью 524 кв.м. с кадастровым номером N.
15.09.2014 г. она получила уведомление Управления Росреестра по Самарской области о регистрации 11.09.2014 г. в ЕГРП ограничения (обременения) на принадлежащий ей земельный участок в виде решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд на основании постановления администрации г.о. Похвистнево N 1020 от 26.06.2014 г.
В декабре 2014 г. заявитель ознакомился с копией данного постановления, в пункте 1 которого указано о резервировании для муниципальных нужд сроком на 7 лет земли общей площадью 997 кв.м. по адресу: "адрес", согласно схеме резервируемых земель (Приложение N 1). На зарезервированных земельных участках устанавливаются ограничения прав в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими Федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель.
Ссылаясь на то, что администрацией г.о. Похвистнево решение об изъятии земельного участка по адресу: "адрес", не принималось, а постановление администрации г.о. Похвистнево N 1020 от 26.06.2014 г. принято в отсутствии в документах по планировке территории объектов местного значения, и в нем не указаны цели, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется такое резервирование, а также ограничения прав на зарезервированные земельные участки, чем нарушаются ее конституционные права как собственника земельного участка, И. просила суд признать незаконным с момента издания постановление администрации городского округа Похвистнево Самарской области N 1020 от 26.06.2014 г., и признать незаконными действия Управления Росреестра по Самарской области по государственной регистрации в ЕГРП 11.09.2014 г. ограничения (обременения) на земельный участок по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, в виде решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
Решением Похвистневского районного суда Самарской области от 27 января 2015 года по заявлению И. об оспаривании действий органа местного самоуправления и органа государственной власти постановлено:
Признать незаконным с момента издания постановление администрации городского округа Похвистнево Самарской области от 26.06.2014 г. "О резервировании земельных участков по "адрес", для муниципальных нужд".
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.09.2014 г. ограничения (обременения) на земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N, в виде решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд на основании постановления администрации городского округа Похвистнево Самарской области от 26.06.2014 г. "О резервировании земельных участков по "адрес", для муниципальных нужд".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части прекращения записи об ограничении (обременении) на земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N, в виде решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области выражает несогласие с решением суда в части удовлетворения требований И. о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области по государственной регистрации ограничения (обременения) на земельный участок в виде решения о его изъятии и возложении на Управление Росреестра по Самарской области обязанности по внесению в ЕГРП изменений путем прекращения указанной записи, поскольку сведения об обременении земельного участка в виде решения о его изъятии в ЕГРП не вносились. Согласно данным ЕГРП, Управлением Росреестра по Самарской области зарегистрировано следующее ограничение (обременение) права: решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 5 июня 2015 года, решение Похвистневского районного суда Самарской области от 27 января 2015 года отменено в части удовлетворения требований И. о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области по государственной регистрации в ЕГРП 11.09.2014 г. ограничения (обременения) на земельный участок с кадастровым номером N в виде решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд на основании постановления администрации городского округа Похвистнево Самарской области от 26.06.2014 г. "О резервировании земельных участков по "адрес", для муниципальных нужд" и возложения обязанности на Управление Росреестра по Самарской области внести изменения в ЕГРП в части прекращения записи об ограничении (обременении) на земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N, в виде решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований И.
Постановлением Президиума Самарского областного суда от 12 ноября 2015 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 5 июня 2015 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Самарской области - Р. и представитель администрации городского округа Похвистнево Самарской области - П. доводы апелляционной жалобы поддержали и просили жалобу удовлетворить.
Заявитель И. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, согласно телефонограмме о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения представителей Управления Росреестра по Самарской области и администрации г.о. Похвистнево, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления (пп. 1 п. 2 ст. 60 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Из материалов дела следует, что И. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 524 кв.м., расположенный по адресу: "адрес"1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.08.2010 г. (л.д. 6).
Постановлением администрации городского округа Похвистнево Самарской области от 26.06.2014 N 1020 для муниципальных нужд были зарезервированы земли, расположенные по адресу: "адрес".
В приложении к данному постановлению в числе участков, подлежащих резервированию, указан, в том числе земельный участок с кадастровым номером N площадью 524 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"1.
Во исполнение оспариваемого постановления Управление Росреестра по Самарской области произвело государственную регистрацию ограничений (обременений) прав в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером N в виде решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд.
По мнению И., постановление администрации городского округа Похвистнево Самарской области от 26.06.2014 N 1020 и регистрация ограничений (обременений) прав в отношении принадлежащего ей земельного участка являются незаконными, нарушающими её права.
В пункте 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд указано, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов: а) документация по планировке территории; б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Решение о резервировании земель должно содержать: а) цели и сроки резервирования земель; б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствуясь статьями 49 и 70.1 ЗК РФ, Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд", правильно исходил из того, что администрацией г.о. Похвистнево не представлено доказательств соответствия вышеуказанного постановления требованиям, установленным при резервировании земель для муниципальных нужд.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое постановление принято в связи с планируемым развитием территории в районе "адрес", в г. Похвистнево Самарской области, представителем администрации городского округа Похвистнево Самарской области не представлено.
В соответствии со статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Как усматривается из материалов дела, решение об изъятии земель по адресу: "адрес", в том числе путем выкупа для муниципальных нужд, органом местного самоуправления не принималось, соглашение между сторонами по данному вопросу не достигнуто.
Принимая во внимание, что органом местного самоуправления не представлены доказательства необходимости развития застроенной территории именно по указанному адресу, и учитывая, что решение об изъятии принадлежащего заявителю недвижимого имущества не принято, процедура, предшествующая изъятию земельных участков, предусмотренная ч. 2 ст. 63 Земельного кодекса РФ не соблюдена, суд пришел к обоснованному выводу о том, что постановление администрации городского округа Похвистнево Самарской области от 26.06.2014 г. N 1020 не соответствует требованиям, установленным для резервирования земель для муниципальных нужд.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о признании незаконным постановления администрации г.о. Похвистнево Самарской области от 26.06.2014 г. N 1020 "О резервировании земельных участков по "адрес", для муниципальных нужд".
Удовлетворяя требования И. о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области по государственной регистрации ограничения (обременения) на земельный участок в виде решения о его изъятии и возложении на Управление Росреестра по Самарской области обязанности по внесению в ЕГРП изменений путем прекращения указанной записи, суд первой инстанции исходил из того, что Управление Росреестра по Самарской области регистрируя в ЕГРП ограничения (обременения) на земельный участок в виде решения о его изъятии допустила нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", чем нарушила права и законные интересы И.
Вместе с тем выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд", государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как видно из материалов дела, 11.09.2014 г. Управлением Росреестра по Самарской области в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации ограничения (обременения) права в виде решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд на основании акта органа местного самоуправления - постановления администрации городского округа Похвистнево Самарской области от 26.06.2014 г. N 1020, которое на момент внесения данной записи никем не было оспорено и недействительным в установленном законом порядке не признано (л.д. 207).
Таким образом, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникшие на основании акта органа местного самоуправления, зарегистрированы в установленном законом порядке.
Регистрация ограничений (обременений) в виде решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд Управлением Росреестра по Самарской области не осуществлялась.
Между тем, судом первой инстанции рассмотрены требования И. о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области по государственной регистрации ограничения (обременения) на земельный участок в виде решения об изъятии земельного участка и на Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность по внесению в ЕГРП изменений путем прекращения указанной записи.
Принимая во внимание, что регистрация ограничения (обременения) в виде решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, принадлежащего на праве собственности И., не производилась, права заявителя действиями Управления Росреестра по Самарской области не нарушены.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда в части удовлетворения требований И. о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области по государственной регистрации в ЕГРП 11.09.2014 г. ограничения (обременения) на земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N, в виде решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд на основании постановления администрации городского округа Похвистнево Самарской области от 26.06.2014 г. и возложении на Управление Росреестра по Самарской области обязанности внести изменения в ЕГРП в части прекращения записи об ограничении (обременении) на земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N, в виде решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд подлежит отмене как незаконное, а заявление И. в данной части оставлению без удовлетворения. В остальной части судебный акт подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Похвистневского районного суда Самарской области от 27 января 2015 года в части удовлетворения требований И. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.09.2014 г. ограничения (обременения) на земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N, в виде решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд на основании постановления администрации городского округа Похвистнево Самарской области от 26.06.2014 г. "О резервировании земельных участков по "адрес", для муниципальных нужд" и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части прекращения записи об ограничении (обременении) на земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N, в виде решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд отменить и постановить в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных И. требований.
В остальной части решение Похвистневского районного суда Самарской области от 27 января 2015 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.