Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи ФИО10, судей ФИО15 и ФИО11
при секретаре ФИО12
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО6 труда и социального развития РД ФИО14 на решение Дербентского районного суда от "дата", которым постановлено:
"Установить факт постановки на учет ФИО1, "дата" года рождения, проживающего по адресу: "адрес", в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1-го января 2005 года, как семья, имеющая детей-инвалидов.
Обязать администрацию "адрес" и администрацию "адрес" сформировать учетное дело и предоставить его в Министерство труда и социального развития РД для принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшения жилищных условий ФИО1, как семью, имеющую детей инвалидов".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО15, объяснения представителя Министерства труда и социального развития РД по доверенности ФИО13, просившей отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании ФИО2, "дата" года рождения и ФИО3, "дата" года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшими на учет до 1-го января 2005 года, обязании администрации "адрес" и администрации "адрес" сформировать учетное дело и предоставить его в Министерство труда и социального развития РД для принятия его детей ФИО2, "дата" года рождения и ФИО3, "дата" года рождения на учет для улучшения жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что двое его детей родились с врожденным недугом - ДЦП. В сентябре 2004 года его семья в силу нахождения на его иждивении ребенка инвалида с детства была поставлен на жилищный учет. Несмотря на острую нуждаемость его семьи в жилой площади, дополнительную жилую площадь, в которой остро нуждаются его дети, они не получили. То обстоятельство, что его дети-инвалиды являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, подтверждается соответствующим постановлением администрации "адрес".
В ходе рассмотрения дела в суде ФИО1 уточнил исковые требования, просил установить факт постановки ФИО1 на учет для улучшении жилищных условий до 1-го января 2005 года и обязать администрацию "адрес" и "адрес" сформировать учетное дело и предоставить его в Министерство труда и социального развития РД для принятия на учет как нуждающегося в улучшения жилищных условий, указывая, что администрация "адрес" своевременно не представила в администрацию "адрес" сведения о том, что он как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 2004 года по настоящее время не включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий с сентября 2004 года. То обстоятельство, что его документы компетентными органами не препровождены по вышестоящим инстанциям, не является основанием для отказа, поскольку он за это ответственности не несет, он своевременно обратился в компетентные органы по месту своего жительства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО6 труда и социального развития РД ФИО14
просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывается, что судом при разрешении спора не учтен утвержденный постановлением Правительства РД от "дата" N Порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до "дата" инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка администрации муниципальных районов и городских округов представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан ежегодно, до 1 февраля, -уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с управлениями социальной защиты населения.
Согласно пункту 6 Порядка Министерство в целях предупреждения нецелевого использования федеральных средств, выделенных на финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверяет с привлечением управлений социальной защиты населения, полученные от администраций муниципальных районов и городских округов сведения о нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела, и формирует сводный (по республике) список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Список формируется в хронологической последовательности исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанными в перечне соответствующих заболеваний, утвержденном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при которых невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, включаются в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
В представленных администрацией МО " "адрес"" в 2015 году уточненных списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ФИО1 не значится.
Учетное дело ФИО1 администрацией муниципального образования " "адрес"" в Министерство труда и социального развития РД не представлялось.
Кроме того, согласно пункту 3 Порядка учетное дело гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, должно быть укомплектовано документами, в том числе копией документа, подтверждающего право на получение субсидии (удостоверение, свидетельство о праве на льготы, справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы), заверенная нотариально.
К исковому заявлению приложены справки МСЭ об установлении инвалидности сыновей истца, датированные "дата" и "дата", т.е. после "дата". Также отсутствует документ, подтверждающий наличие у сыновей истца тяжелой формы хронического заболевания, дающего право на внеочередное получение жилья.
Кроме того, постановлением Правительства РД от "дата" N "Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении" функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов возложены на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения по следующим основаниям.
Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как видно из материалов дела, суд установилфакт постановки на учет ФИО1 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до "дата" как имеющего детей-инвалидов, мотивировав свое решение ссылкой на постановление администрации "адрес" от "дата" N.
Такая мотивировка суда свидетельствует об отсутствии оснований для рассмотрения судом в порядке особого производства заявления ФИО1 об установлении указанного юридического факта.
В соответствии с действовавшей до "дата" нормой ст. 30 ЖК ФИО8 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО16 народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых ФИО4 и ФИО5, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Следовательно, при наличии постановления администрации о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, данный факт не требует подтверждения в судебном порядке.
Соответственно отсутствуют предусмотренные ст. 265 ГПК РФ условия для установления в судебном порядке данного юридического факта.
Суд обязал администрацию "адрес" и администрацию "адрес" сформировать учетное дело и предоставить его в Министерство труда и социального развития РД для принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО1, как семью, имеющую детей-инвалидов.
Указанное свидетельствует о том, что учетное дело на ФИО1 в администрации "адрес" отсутствует.
Суду не представлены доказательства, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий ФИО1 до "дата", в частности, акт обследования жилищных условий, справки об отсутствии у членов его семьи жилого помещения на праве собственности.
Приобщенная к материалам дела копия постановления администрации "адрес" от "дата" N никем не заверена ( л.д.14).
Из имеющихся в деле справок МСЭ о наличии инвалидности у детей ФИО1 - ФИО3, "дата" г.р. и ФИО2, "дата" г.р., видно, что инвалидность им установлена соответственно "дата" и "дата" (л.д.18,19). Данных о первичной дате установления инвалидности в деле нет.
Ввиду изложенного истцом не представлены доказательства того, что до "дата" оба его ребенка были признаны инвалидами.
Согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РД от "дата" N "О форме и порядке предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий и в ставшим на учет до "дата" ветеранов, инвалидов и семьям, имеющим детей-инвалидов, безвозмездной субсидии на приобретения жилья" формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление им безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РД от "дата" N, администрации муниципальных районов и городских округов ежегодно, до 1 февраля, представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с управлениями социальной защиты населения.
В соответствии с п. 4. постановления Правительства РД от "дата" N, получение субсидии является добровольным и носит заявительный характер. Заявление подается лично каждым гражданином, за исключением семей, имеющих детей-инвалидов.
Заявление от имени семьи, имеющей ребенка-инвалида, подает законный представитель ребенка-инвалида.
Как видно из материалов дела, ФИО2 не представил суду доказательства того, что он обращался в администрацию "адрес", администрацию "адрес" о включении его в уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" семей, имеющих детей-инвалидов, и что им был получен отказ.
При таком положении оснований для удовлетворения уточненных исковых требований ФИО1 у суда не имелось.
Решение суда как вынесенное с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дербентского районного суда от "дата" отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении уточненных исковых требований ФИО1 об установлении юридического факта постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до "дата", возложении на администрацию "адрес" и "адрес" обязанности сформировать учетное дело и предоставить его в Министерство труда и социального развития РД для принятия на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.