Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи ФИО3, судей ФИО8 и ФИО4
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД о признании незаконным отказа в предоставлении жилищного сертификата на улучшение жилищных условий и обязании предоставить жилищный сертификат по целевой программе "Жилище" на 2011-2015 года отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, объяснения представителя, просившего оставить без изменения решение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД о признании незаконным отказа в предоставлении жилищного сертификата на улучшение жилищных условий и обязании предоставить жилищный сертификат по целевой программе "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Исковые требования мотивированы тем, что она является вдовой инвалида 2 группы участника ликвидации аварии на ЧАЭС, погибшего вследствие увечий, полученных при исполнении воинских (иных) служебных обязанностей, в 1998 году. Имеет на иждивении сына - инвалида детства, 1993 года рождения. Семья нуждается в улучшении жилищных условий, "дата" ее семья была поставлена на учет для улучшения жилищных условий. "дата" ответчик отказал в выдаче жилищного сертификата. Считает, что право на улучшение жилищных условий сохраняется после смерти супруга, независимо от того, состоял ли он на учете нуждающихся или не состоял.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО6 просит отменить решение суда по тем основаниям, что в соответствии со ст.14 Закона РФ от "дата" N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8,12-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Полагает, что ответчиком неправильно толкуется указанная правовая норма. На ее мужа эта мера социальной поддержки распространялась и при жизни, должна распространяться и после его смерти на его семью, независимо от того, состоял ли он на учете как нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что истица является вдовой участника ликвидации аварии на ЧАЭС
ФИО7 умер в 1998 году. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий он не состоял.
Истица принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий постановлением администрации г. Махачкалы от "дата".
Эти обстоятельства в апелляционной жалобе не оспариваются.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 13, пункта 1 части 1 статьи 14 Закона РФ от "дата" N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Частью 4 статьи 14 этого Закона установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8,12-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Судом правильно применены нормы материального права, определены обстоятельства, имеющие значение по делу.
Установив, что при жизни участник ликвидации аварии на ЧАЭС ФИО7 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании судом нормы части 4 статьи 14 Закона РФ от "дата" N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" являются несостоятельнымиСогласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации некоторые меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, в случае их смерти распространяются на членов их семей. Так семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, пользуются правом на однократное обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации (если они нуждаются в улучшении жилищных условий).
При этом названная норма обусловливает предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов-чернобыльцев наличием у умершего кормильца права на такие меры социальной поддержки.
В отличие от членов семей инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, кормильцы которых при жизни имели право на получение соответствующих мер социальной поддержки, часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации, распространяя на членов семей граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующие меры социальной поддержки, не обусловливает их предоставление наличием у умершего кормильца права на аналогичные меры социальной поддержки.
Еще одним отличием социальной защиты членов семей граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, в сравнении с членами семей инвалидов-чернобыльцев, является тот факт, что основанием для возникновения у них права на возмещение вреда и меры социальной поддержки является установление причинной связи смерти кормильца с воздействием радиационных факторов.
Исходя из изложенных выше положений определения Конституционного Суда Российской Федерации возможно сделать следующие выводы:
1. Члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, имеют право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз независимо от того, был ли указанный гражданин до своей смерти признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При этом необходимо учитывать, что согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации право на обеспечение жилым помещением приобретают только те семьи, которые вследствие чернобыльской катастрофы потеряли именно кормильца, а не любого члена своей семьи. Законодательство Российской Федерации право на социальные выплаты (возмещение вреда, пенсии, компенсации и т.п.) по случаю потери кормильца признает, по общему правилу, за нетрудоспособными гражданами, находившимися на иждивении умершего (погибшего), то есть на его полном содержании либо получавшими от него помощь, которая была для них постоянным источником средств к существованию (пункт 1 статьи 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации от "дата" N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункты 1, 3 статьи 9 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" и др.) (см. решение Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N АКПИ12-733).
Статьей 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации к членам семьи кормильца отнесены:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися но состоянию здоровья в постороннем уходе;
лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
При этом отмечено, что вред возмещается:
несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет;
обучающимся старше восемнадцати лет - до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет;
женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно;
инвалидам - на срок инвалидности;
одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья.
{"Письмо" Минстроя России от "дата" N АЗ/04-1284 "О предоставлении государственных жилищных сертификатов семьям умерших (погибших) инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" {КонсультантПлюс}}
Ввиду изложенного предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.