Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Ибрагимовой А.М.,
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.,
при секретаре - Агарагимовой М.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя управляющего ГУ ОПФ РФ по РД Сулейманова Н.М. по административному делу по заявлению Эминова М.Б. об обжаловании решения ГУ УОПФР по РД в "адрес" от "дата" об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, на решение Кайтагского районного суда РД от "дата", которым постановлено:
"Удовлетворить требования Эминова М. Б..
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" от "дата" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Эминову М.Б. не соответствующим Федеральному закону "О занятости населения в Российской Федерации" и нарушающим конституционное право на пенсионное обеспечение административного истца.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" назначить Эминову М.Б. трудовую пенсию досрочно в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с "дата" года".
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., выслушав объяснения представителя ГУ - ОПФ РФ по РД Халитовой А.Г., просившей решение суда отменить по доводам жалобы, объяснения Эминова М.Б., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Эминов М.Б. обратился в суд с заявлением на решение ГУ-УОПФР по РД в "адрес" РД от "дата" которым ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости как лицу, состоящему на учете в ГКУ "Центр занятости населения" в МО " "адрес"" из-за того, что он является индивидуальным предпринимателем.
Требования мотивированы тем, что "дата" Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения" в МО " "адрес"" обратилось с предложением о направлении безработного гражданина Эминова М. Б. на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно в Учреждение отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" (далее "УОПФР по РД в "адрес""). Данные функции переданы Государственному учреждению "Центр занятости населения" в МО " "адрес"" в соответствии с ч.1 Административного регламента государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от "дата" Nн для оптимизации и совершенствования процедур по досрочному назначению безработным гражданам трудовой пенсии по старости. В конце июля 2015 г. он получил из УОПФР по РД в "адрес" решение от 23.07.2015г. об отказе в назначении досрочной пенсии. УОПФР по РД в "адрес" мотивировало свой отказ о назначении Эминову М.Б. досрочной пенсии тем, что на день обращения за назначением пенсии за период увольнения по ст. 81 пункта 2 Трудового Кодекса РФ от 18. 01. 2008 г. не соответствует выписке индивидуального лицевого счета СНИЛС ( N), а также после увольнения имеет место индивидуальное предпринимательство.
В соответствии с ч. 2 ст.32 закона РФ от "дата" N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи (Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой пенсии по старости, установленным Федеральным законом от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включая сумму фиксированной выплаты к страховой пенсии. Общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение, согласно его трудовой книжке составляет 30 (тридцать) лет и десять месяцев. Плюс трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение, согласно справке NВ09-197/00051915 Государственного учреждения "Центр занятости населения" в МО " "адрес"", один год и десять месяцев. Итого составляет 32 (тридцать два) года и восемь месяцев трудового стажа с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение, т.е. более 25 лет. На момент обращения за назначением досрочной пенсии ему исполнилось 58 (пятьдесят восемь) лет, т.е. он обратился не ранее чем за два года до наступления пенсионного возраста, предоставляющего право на страховую пенсию по старости. Он был уволен с работы по ст. 81 пункта 2 Трудового Кодекса РФ "сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя".
УОПФР по РД в "адрес" ссылается на то, что после увольнения (18. 01. 2008 г.) он ( Эминов М.Б.) занимался индивидуальным предпринимательством. Однако он не обращался за назначением досрочной пенсии в период предпринимательства в 2009-2010 годы, а обратился "дата" На момент обращения УОПФР по РД в "адрес" он не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем свидетельствует справка NВ09-197/00051915 Государственного учреждения "Центр занятости населения" в МО " "адрес"", согласно которой с "дата" по "дата" он состоял на учете в качестве безработного. О том, что он не является индивидуальным предпринимателем свидетельствует справка с МРИ ФНС России N по Республике Дагестан от "дата".
По мнению истца, УОПФР по РД в "адрес" обязано назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости. В результате принятия УОПФР по РД в "адрес" решения от 23.07.2015г. об отказе в назначении ему досрочной пенсии нарушено его конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, предоставленное ст. 39 Конституции РФ.
В связи с изложенным, Эминов М.Б. просил признать незаконным решение ГУ-УОПФР по РД в "адрес" от 23.07.2015г. об отказе в назначении досрочной пенсии Эминову М. Б., и обязать УОПФР по РД в "адрес" назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости.
Судом первой инстанции принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель управляющего ГУОПФ РФ по РД Сулейманов Н.М. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований Эминова М.Б., ссылаясь на то, что получение пособия по безработице и одновременно выполнение оплачиваемой работы недопустимо. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
изменения, внесенные Федеральным законом от "дата" N 122-ФЗ в статью 33, не распространяются на граждан, признанных в установленном порядке безработными до января 2005 года и то, что действие статьи 33 распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу Федерального закона от "дата" N8-ФЗ. Таким образом, на дату получения пособия по безработице застрахованным лицом решение Управления ОПФР по РД в "адрес" от "дата" об отказе в назначении досрочной пенсии Эминову М. Б. вынесено обоснованно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Из анализа вышеуказанной нормы следует, что основными условиями оформления гражданам пенсии по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно являются: признание граждан в установленном порядке безработными; отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан; наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; достижение безработными гражданами определенного возраста; увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата; согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.
Отсутствие одного из указанных условий препятствует оформлению такого вида пенсии.
Согласно справке NВ09-197/00051915 от "дата" ГКУ "Центр занятости населения" в МО " "адрес"" Эминов М.Б., "дата" г.р., признан безработным и ему осуществлялась выплата пособия по безработице с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата"
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства Эминову М.Б., как уволенному сначала в связи с сокращением численности или штата работников организации, а затем прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, с его согласия материал направлен в ГУ-УОПФР по РД в "адрес" для назначения досрочной пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста (по пункту 2 ст.32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Проверяя основные условия оформления гражданам пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" судом первой инстанции установлено и это подтверждается материалами дела, что Эминов М.Б. признан безработным в установленном порядке, у органов службы занятости отсутствуют возможности для его трудоустройства, имеет стаж работы более 30 лет, предоставляющий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, достижение им определенного возраста - 58 лет, увольнение его в связи с ликвидацией организации, сначала с сокращением численности или штата, а затем прекращение индивидуального предпринимательства с 2010 г., его согласие с направлением его на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что наличествуют все условия для назначения пенсии Эминову М.Б.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Суд обоснованно признал незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" от "дата", признал за истцом право на досрочное назначение пенсии по старости с "дата" и возложил на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан в "адрес" обязанность назначить досрочную трудовую пенсию истцу с указанной даты в соответствии с п.2 ст.32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Доводы жалобы о том, что в рассматриваемом случае имеет место получение Эминовым М.Б. пособия по безработице и одновременно выполнение оплачиваемой работы, являются необоснованным, так как не подтверждаются материалами дела. Согласно справке NВ09-197/00051915, выданной ГУ "Центр занятости населения в МО " "адрес"", Эминов М.Б. не получал пособия по безработице в период, когда он занимался предпринимательской деятельностью.
Доводы жалобы о нераспространении изменений, внесенных Федеральным законом от "дата" N 122-ФЗ в статью 33, на граждан, признанных в установленном порядке безработными до января 2005 года и то, что действие статьи 33 распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу Федерального закона от "дата" N8-ФЗ, несостоятельны, поскольку суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" назначить Эминову М.Б. трудовую пенсию досрочно в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а не согласно ст.33 указанного закона.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Кайтагского районного суда РД от 01 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя управляющего ГУ ОПФ РФ по РД Сулейманова Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.