Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО6,
судей ФИО5 и ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения в МО " "адрес"" об индексации сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы по апелляционному представлению заместителя прокурора "адрес" на решение Магарамкентского районного суда от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения в МО " "адрес"" за период с "дата" по 31.11.2011г. за счет средств Федерального бюджета (Казны РФ) в его пользу единовременную сумму в размере 3385550,44 руб. (три миллиона триста восемьдесят пять тысяча пятьсот пятьдесят рублей 44 коп.).
Обязать УСЗН в МО " "адрес"" выплачивать ежемесячно 27868,51руб. (двадцать семь тысяча восемьсот шестьдесят восемь руб.51 коп.), с 31.11.2011г. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определенном Правительством Российском Федерации за счет средств Казны РФ ".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в МО " "адрес"" и к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, указывая, что он принимал участие в ликвидации последствии аварии на Чернобыльском АЭС с 22.02. 1988г. по 13.04. 1988г. в 30 км. зоне отчуждения.
В 1993г. ему была установлена III группа инвалидности с 60% утратой трудоспособности, а в ноябре 2000г. была установлена II гр. Инвалидности с 100% утратой трудоспособности с причиной инвалидности "Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанно с аварией на ЧАЭС".
Согласно определения Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N положения статьи 29 в части признания утратившими силу Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с использованием ими трудовых обязанностей, по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом РФ, не препятствуют выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком сумм возмещения вреда, своевременно не полученных лицами, пострадавшими в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по вине работодателя.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от "дата" N-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от "дата" N 5-ФЗ) и части 3 статьи 2 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ Порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации.
До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конфликтных дел после "дата" ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм в возмещении вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий (пенсионеры по старости, дети инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя условного месячного заработка без его ограничения.
Согласно справки, находящейся в личном деле, среднемесячный заработок истца на работах по ликвидации аварии на ЧАЭС составил 1817,21 руб.за период с 22.02. 1988 г по 13.04.1988г. ( 50 дней.) За Март 1158 руб., за апрель 473,71 и командировочные 185.5 руб. Итого: 1817,21 руб.
Для определения среднемесячного заработка необходимо 1632,00.(сумма заработка) разделить на 43 (при 6 дневном рабочей неделе 50 - 7 = 43) дней и средний заработок за период 22.02.1988г. по 13.04.1988г. 1817,21:43 дней=42,26 руб. х 25.4= 1073,43 руб.
Для осовременивания среднемесячного заработка 1988 г. применяется коэффициент 6,1 соответствующий году получения заработка.
1073,43 х6,1= 6547,93 руб. т.к. заработок получен до "дата", то сумма увеличивается в 6 раз. 6547,93 х 6=39287,58 руб.
39287,58 х93,136 :1000 = 3659,09руб. х60%=2195,46 Где 60% - это утрата трудоспособности
93,136 - индекс увеличения минимальной оплаты труда за период с 01.02.1993r.no 01.01.1997г.)
Где 1000 - это деноминация рубля.
Компенсационные выплаты должны были индексироваться с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с "дата", равного 1.581 (132: 83, 49) и 01.01.2001г. 1,515 (200:132).
С "дата"г. с учетом коэффициента равного 1,581 (132:83,49) 2195,46 х 1,581 = 3471,03руб.
В ноябре 2000г. было установлено II гр. инвалидности 100% утратой трудоспособности соответственно сумма увеличивается на 40*" 3471,03:60%х100%=5785,05 руб., а с "дата"г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132). 5785,05 х 1,515=8764,35 руб.
Порядок защиты от инфляции сумм возмещения вреда с "дата" определен редакцией базового Закона от "дата"г. N5-ФЗ и подробно разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата", N в пункте 6: "В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от "дата"г. N5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с "дата"г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
В пункте 1 резолютивной части определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2005г. N "По запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статье 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определено: "В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий индексации".
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от "дата" N разъяснено, что в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с "дата", первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от "дата") и части 3 статьи 2 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после "дата" ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении заместитель прокурора "адрес", которому определением этого же суда от "дата" восстановлен срок для апелляционного обжалования решения, содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Из решения суда следует, что "при назначении суммы возмещения вреда следует исходить из заработка, полученного на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС".
Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона от "дата" N "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" данное право предоставляется в том случае, если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ от "дата" N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие кадастрофы на Чернобыльской АЭС" ( в редакции Федерального закона от "дата" N 179-ФЗ, действовавшей на момент обращения истца за выплатами в возмещение вреда здоровью), гражданам, указанным в п.1 и 2 ч.1 ст.13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка ( или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности ( с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от "дата" N внесены изменения, и п.25 ст.14 в новой редакции предусматривает назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка и степени утраты профессиональной трудоспособности.
Назначение и выплата сумм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, носили заявительный характер и производились на основании документов, представляемых инвалидами самостоятельно.
Исходя из части 1 статьи 2 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом конституционно- правового смысла Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N-П, лица указанной в постановлении категории наряду с назначением выплат в твердой денежной сумме имеют право на получение суммы возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. При этом закон предоставил право альтернативного выбора наиболее благоприятного порядка исчисления сумм, носящего заявительный характер.
Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью ФИО1 производятся пенсионным органом в твердой денежной сумме.
С заявлением о выплате ежемесячных денежных компенсаций в ином порядке ФИО1 в орган социальной защиты не обращался, в связи с чем оснований для перерасчета не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит приведенные в решении выводы суда первой инстанции не соответствующими установленному порядку назначения и выплаты компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами.
Так, "дата" вступил в силу Федеральный закон N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым был изменен порядок определения сумм возмещения вреда; законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из заработка, на момент обращения истца с настоящими требованиями признана утратившей силу с "дата" в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В настоящем иске, поданном в 2011 г., на основе нормы закона, утратившей силу с "дата", ФИО1 просит изменить порядок выплат, установленной ему в 2001 г. ежемесячной денежной компенсации, произвести индексацию этой суммы и осовременивание образовавшейся задолженности по состоянию на день обращения с иском, в то время, как при установленных обстоятельствах возможность повторного перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда действующим законодательством, регулирующим указанные правоотношения, не предусмотрен.
До момента обращения в 2011 г. в суд с иском ФИО1 требований о перерасчете получаемой компенсации в возмещение вреда здоровью не заявлял, до указанной даты не выражал несогласия с размером выплачиваемых ему до 2001 г. сумм возмещения вреда и их индексацией.
При таких данных судебная коллегия полагает, что истцом ранее было реализовано предоставленное законом право выбора получения ежемесячной денежной компенсации, размер которой с января 2001 г. был определен в твердой денежной сумме.
Не может согласиться судебная коллегия и с избранным судом механизмом индексации подлежащих выплате ФИО1 сумм возмещения вреда здоровью.
До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после "дата" были ориентированы Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N 11-П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), индексируются с "дата" исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от "дата" N 194-ФЗ и Федеральным законом от "дата" N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от "дата" N 31-ФЗ).
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от "дата" N "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с "дата" по "дата" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм"; от "дата" N "Об индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от "дата" N "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от "дата" N "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от "дата" N "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от "дата" N (в редакции от "дата") "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от "дата" N "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При таких обстоятельствах выводы суда относительно необходимости индексации в ином порядке, в частности, с применением показателей роста величины прожиточного минимума, получаемых истцом ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент обращения истца в 2011 г. с настоящим иском законодателем был регламентирован порядок индексации исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, которые, как следствие, повлекли за собой вынесение незаконного решения об удовлетворении заявленных ФИО1 требований об изменении порядка производимых ему выплат, и взыскании задолженности по суммам компенсации вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно указывал на то, что процедура отмены незаконных судебных постановлений сама по себе не противоречит принципу правовой определенности в той мере, в какой она используется для исправления судебных ошибок.
Принимая во внимание изложенное, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, судебная коллегия полагает, что решение Магарамкентского районного суда от "дата" подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Магарамкентского районного суда от "дата" отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению социальной защиты населения в МО " "адрес"" и к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан об индексации сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, взыскании задолженности по указанной выплате отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.