Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО6,
судей ФИО5 и ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедова Курбана к Управлению социальной защиты населения в МО " "адрес"" об индексации сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы по апелляционному представлению прокурора "адрес" ФИО4 на решение Кайтагского районного суда от "дата", которым постановлено:
" Исковые требования Магомедова Курбана удовлетворить.
Взыскивать ежемесячно с УСЗН в МО " "адрес"" за счет средств федерального бюджета в пользу Магомедова Курбана, начиная с "дата", ежемесячную сумму в возмещение вреда в размере 51063 (пятьдесят одна тысяча шестьдесят три руб.) 56 копеек с последующей индексацией исходя из верхнего уровня инфляции, устанавливаемой Федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Взыскать с УСЗН в МО " "адрес"" за счет средств федерального бюджета в пользу Магомедова Курбана задолженность по ежемесячной сумме в возмещение вреда здоровью за период с "дата" по "дата" в сумме 4162975 (четыре миллиона сто шестьдесят две тысячи девятьсот семьдесят пять) рублей 04 копеек".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО5, заключение прокурора, просившего решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать, Судебная коллегия,
установила:
ФИО7 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в МО " "адрес"" об индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, ссылаясь на то, что он является инвали "адрес"-группы, связанной с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС со 100% потерей трудоспособности, в период исполнения обязанностей на работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в качестве бетонщика (с "дата"г. по "дата"г.).
Федеральным Законом N от "дата"г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" статьей 14, пункт 15 (в редакции федерального закона N5-ФЗ от "дата"г.) гарантирована ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 2500 рублей.
На работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ему была выплачена заработная плата в размере 3608 рублей 12 копеек, что подтверждается справкой о заработной плате, выданной "дата" совхозом "Дуакарский", где он работал до призыва на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС сварщиком. Эту справку в декабре 1999 года он представил для назначения суммы возмещения вреда здоровью в УСЗН в МО " "адрес"". Ссылаясь на Министерство труда и социального развития РД, УСЗН в МО " "адрес"" ему отказал в назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, исходя из чернобыльской заработной платы.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурора "адрес" ФИО4, которому определением этого же суда от "дата" восстановлен срок для апелляционного обжалования решения, содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Как видно из решения суда, суд исходил из того, что "при назначении суммы возмещения вреда следует исходить из заработка, полученного на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС".
Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона от "дата" N "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" данное право предоставляется в том случае, если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
Из материалов гражданского дела следует, что изменений в трудовой деятельности у ФИО7 по окончанию работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не было, он вернулся на прежнее место работы, на ту же должность.
В связи с этим суд неправильно взял за основу период работы ФИО7 по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так как его деятельность не может быть отнесена к работе в новых условиях, если не доказана устойчивость изменения, либо возможности изменения специальности, квалификации или должности пострадавшего.
С вступлением в силу с "дата" Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"" в редакции Федерального закона от "дата"г. N 31-ФЗ, порядок назначения возмещения вреда исходя из размера заработка был отменен, и установлена выплата ежемесячной компенсации в твердых размерах в зависимости от группы инвалидности и индексируется с "дата" исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от "дата" N и Федеральным законом от "дата" N, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как установлено, ФИО7 ранее, до назначения в твердой сумме ежемесячного возмещения вреда здоровью, возмещение вреда исходя из заработка не назначалось.
К моменту обращения ФИО7 в суд с исковым заявлением об индексации выплат, законодательством уже установлен порядок индексации выплат возмещения вреда исходя из уровня инфляции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит приведенные в решении выводы суда первой инстанции не соответствующими установленному порядку назначения и выплаты компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами.
Так, "дата" вступил в силу Федеральный закон N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым был изменен порядок определения сумм возмещения вреда; законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из заработка, на момент обращения истца с настоящими требованиями признана утратившей силу с "дата" в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В настоящем иске, поданном в 2013 г., на основе нормы закона, утратившей силу с "дата", ФИО7 просит изменить порядок выплат, установленной ему в 2001 г. ежемесячной денежной компенсации, произвести индексацию этой суммы и осовременивание образовавшейся задолженности по состоянию на день обращения с иском, в то время, как при установленных обстоятельствах возможность повторного перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда действующим законодательством, регулирующим указанные правоотношения, не предусмотрен.
До момента обращения в 2013 г. в суд с иском ФИО7 требований о перерасчете получаемой компенсации в возмещение вреда здоровью не заявлял, до указанной даты не выражал несогласия с размером выплачиваемых ему до 2001 г. сумм возмещения вреда и их индексацией.
При таких данных судебная коллегия полагает, что истцом ранее было реализовано предоставленное законом право выбора получения ежемесячной денежной компенсации, размер которой с января 2001 г. был определен в твердой денежной сумме.
Не может согласиться судебная коллегия и с избранным судом механизмом индексации подлежащих выплате ФИО7 сумм возмещения вреда здоровью.
До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после "дата" были ориентированы Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N 11-П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), индексируются с "дата" исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от "дата" N 194-ФЗ и Федеральным законом от "дата" N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от "дата" N 31-ФЗ).
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от "дата" N "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с "дата" по "дата" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм"; от "дата" N "Об индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от "дата" N "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от "дата" N "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от "дата" N "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от "дата" N (в редакции от "дата") "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от "дата" N "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При таких обстоятельствах выводы суда относительно необходимости индексации в ином порядке, в частности, с применением показателей роста величины прожиточного минимума, получаемых истцом ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент обращения истца в 2013 г. с настоящим иском законодателем был регламентирован порядок индексации исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, которые, как следствие, повлекли за собой вынесение незаконного решения об удовлетворении заявленных ФИО7 требований об изменении порядка производимых ему выплат, и взыскании задолженности по суммам компенсации вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно указывал на то, что процедура отмены незаконных судебных постановлений сама по себе не противоречит принципу правовой определенности в той мере, в какой она используется для исправления судебных ошибок.
Принимая во внимание изложенное, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, судебная коллегия полагает, что решение Кайтагского районного суда от "дата" подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
Решение Кайтагского районного суда от "дата" отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Магомедова Курбана к Управлению социальной защиты населения в МО " "адрес"" об индексации сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, взыскании задолженности по указанной выплате отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.