Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ибрагимовой А.М.,
судей Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре Шуаеве Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Исламова Р.М. по доверенности Ибрагимова А.Т. по административному делу по иску Исламова Р. М. к военному комиссариату РД об обязании выдать ему удостоверения ветерана боевых действий,
на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 25 сентября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Исламова Р. М. к военному комиссариату РД о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, - отказать".
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., выслушав объяснения Исламова Р.М. и его представителя по доверенности Ибрагимова А.Т., просивших решение суда отменить, объяснения представителя военного комиссариата РД по доверенности Карабекова К.З., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Исламов P.M. обратился в суд с иском к военному комиссариату РД о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
В обоснование иска указывалось, что в период с "дата" по "дата" он, проходивший военную службу в Каспийском пограничном отряде в/ч N был прикомандирован на перевал "адрес" Республики Дагестан. Федеральным законом от "дата" N 75-ФЗ "О распространении действия Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений МВД РФ, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике" Правительству РФ было предписано определить зону вооружённого конфликта в Чеченской республике время выполнения военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации задач в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций. В соответствии с вышеуказанным Федеральным Законом Постановлением Правительства РФ от "дата" N "Об определении зоны вооружённого конфликта в Чеченской Республике" было предоставлено право Муниципальным образованиям РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и Федеральной пограничной службе РФ с учётом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, относить совместными решениями к зоне вооружённого конфликта Чеченской Республики отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении, а этих местностях вооруженных конфликтов. На основании вышеизложенного, были изданы приказы Директора ФПС РФ от "дата" N, от "дата" N, которыми были определены зоны, на которые распространяется действие Федерального Закона от 16.05.1995г. N 75-ФЗ. "адрес" также вошёл в установленный перечень зон. Приложением N к приказу Директора ФПС РФ от "дата" N определен перечень воинских частей (подразделений) органов пограничной службы РФ, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней Северо-Кавказского региона РФ, в который входила и восковая часть 2062 "адрес".
Выполнение им задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, документально подтверждается следующим:
- в период с "дата" в соответствии с приказами по личному составу в/ч 2062, которые издавались ежемесячно с указанием периодов фактического участия, я получал оклады денежного содержания в двойном размере;
- в военном билете N в графе особые отметки за подписью начальника штаба в/ч 2062 указано, что в период с "дата" по "дата" он проходил военную службу в Республике Дагестан и выполнял задачи по улучшению режима охраны административной границы Республики Чечня, имеет право на зачёт выслуги лет на пенсию на льготных условиях, один месяц за три месяца. "дата" в адрес ответчика им было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, однако на указанное письмо поступил ответ с просьбой обратиться с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий на имя начальника управления ФСБ России по РД. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от "дата" N "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляет федеральный орган исполнительной власти, направлявший (привлекавший) лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий. Из военного билета серии НД N, выданного Исламову Р. М., усматривается, что органом, привлекавшим Исламова Р. М. для выполнения боевых задач, является военный комиссариат.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Исламова Р.М. по доверенности Ибрагимов А.Т. просит решение суда отменить, как незаконное.
В обоснование доводов автор апелляционной жалобы указал, что приказами директора Федеральной пограничной службы РФ от "дата" N и от "дата" N "адрес" Республики Дагестан отнесен к зоне, на которую распространяется действие Федерального закона от "дата" N 75-ФЗ "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике".
Выводы суда о том, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику опровергаются п. 5 приказа Министра обороны РФ N от "дата" в соответствии с которым Исламов Р.М. для получения удостоверения должен был обратиться в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), что и было сделано им. Ответственность за подготовку документов на выдачу удостоверения участника боевых действий, согласно п. 9 Приказа N возлагается на военный комиссариат по месту постановки на военный учёт либо по месту жительства обратившегося. При этом автор жалобы отмечает, что в соответствии с отказом Военного комиссариата от "дата" N Исламову Р.М. необходимо было обратиться с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий на имя начальника управления ФСБ по РД, тогда как в законодательстве, на которое ссылался представитель ответчика в суде, указан иной порядок обращения за получением удостоверения участника боевых действий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Судом из исследованных в суде архивной справке от 22 января 2008 г., приказа N 200 от 05.05.1995 г., военного билета установлено, что Исламов Р.М., находясь в Дагестане (перевал Харами Ботлихский район), в период с 09.12.1994 г. по 12.12.1995 года, выполнял задачи по усилению режима охраны административной границы между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой.
На обращения Исламова Р.М. в адрес ответчика по вопросу выдачи удостоверения ветерана боевых действий поступил ответN2/3311 от 14.07.2015 года из военного комиссариата с просьбой обратиться с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий на имя начальника управления ФСБ России по РД.
В соответствии с п. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт выполнения заявителем Исламовым Р.М. указанной задачи в составе воинской части, входящей в перечень, утвержденный приказом Главнокомандующего Пограничными войсками Российской Федерации от 17 декабря 1994 года N 0377, как и предоставление ему в этот период дополнительных гарантий и компенсаций, не предоставляют оснований для приобретения им статуса участника боевых действий, поскольку Главнокомандующий Пограничными войсками РФ правом объявления зон вооруженных конфликтов в 1994 году не обладал, а определенными преимуществами материального характера Исламов Р.М. пользовался, как и многие другие военнослужащие, в силу действия Федерального закона от "дата" N4328-1.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, с учетом всех существенных обстоятельств дела.
Из содержания п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. Из раздела III Приложения к указанному Закону "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" усматривается, что он относит к таковым лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Из представленных сторонами доказательств следует, что Исламов Р.М. в период с 09.12.1994 г. по 12.12.1995 года, находясь в Дагестане (перевал Харами Ботлихский район), выполнял задачи по усилению режима охраны административной границы между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой. Факт выполнения Исламовым Р.М. в указанный период задач по усилению режима охраны административной границы между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой подтверждается соответствующими доказательствами и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" к зоне, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", была отнесена только территория Чеченской Республики.
Предоставленное п. 2 этого же Постановления силовым ведомствам право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, осталось нереализованным.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2001 года N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел РФ на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.
Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в Постановлении Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
Из названного Постановления следует, что к участию в контртеррористической операции приравнивается: прохождение службы в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях, органах и подразделениях уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики); прикомандирование в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики; направление в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики); участие в контртеррористических операциях и обеспечение правопорядка и общественной безопасности на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым федеральными органами исполнительной власти.
Исходя из смысла и содержания данного нормативно-правового акта, следует, что факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Таким образом, непосредственное участие в выполнении задач в районах, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями КАС РФ (часть 1 статьи 62).
Осуществление Исламовым Р.М. в период с 09.12.1994 г. по 12.12.1995 г. задач по усилению режима охраны административной границы между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой, не является основанием для вывода о выполнении истцом боевых задач и участии в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики и прилегающих территориях.
Довод жалобы о том, что приказами директора Федеральной пограничной службы РФ от 27 марта 1996 года N 0102 и от 02.07.1996 г. N "адрес" Республики Дагестан отнесен к зоне, на которую распространяется действие Федерального закона от "дата" N 75-ФЗ, является несостоятельным. Судом обоснованно не принят во внимание указанный Приказ, поскольку, как отмечается в судебном решении, Приказ директора Федеральной пограничной службы РФ от "дата" нарушал установленный п. 1 Постановления Правительства РФ от "дата" N порядок отнесения местности к зонам вооруженных конфликтов, так как данный пункт предоставлял такое право только для совместного решения руководителей силовых структур, а не каждому из них, и впоследствии был отменен как незаконный (определение Верховного Суда РФ от "дата" NКАС02-645).
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда о заявлении иска к ненадлежащему ответчику п. 5 приказа Министра обороны РФ N от "дата" необоснованны. Пограничные войска, где проходил службу истец, находятся в настоящее время в ведении ФСБ РФ, а военкомат РД не является органом, уполномоченным выдавать удостоверения участников боевых действий.
Кроме того, что при рассмотрении заявления Исламова Р.М. следует учесть и то обстоятельство, что ранее он обращался с заявлением в Ленинский районный суд "адрес", в котором просил признать отказ Управления Федеральной службы безопасности по "адрес" в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий с обязанием выдать его. Решением Ленинского районного суда "адрес" от "дата" в удовлетворении заявления Исламова Р.М. было отказано.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" является законным и обоснованным, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал фактические обстоятельства по делу.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от 25 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исламова Р.М. по доверенности Ибрагимова А.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.